Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Учитель начальных классов Рахимова С.К. Учитель самопознания в начальных классах Жусупова С.С. Средняя школа № 1 г. Тайынши Северо-Казахстанской области Урок самопознания в 1 классе Тип урока: урок-путешествие. Тема: Волшебное слово, что ясный денек Цель: Формирование представлений учащихся о ценности общения. Задачи: - повторить словесные формы обращения с просьбой; - развивать умения извиняться, употреблять в речи слова благодарности; - воспитывать доброе, внимательное отношение к окружающим людям. Ресурсы: средства мультимедиа, карточки с этикетными словами, раздаточный материал для творческой работы. Ход урока: Дети в костюмах гномиков входят в зал под музыку «Вместе весело шагать». 1 гном: Я уже устал и не могу дальше идти. 2 гном: Ой, смотрите какой уютный и светлый кабинет. 3 гном: Как здесь красиво и кругом доброжелательные лица. Учитель: Здравствуйте уважаемые гномы, вы попали в среднюю школу № 1 г. Тайынши. А это кабинет самопознания и мы учителя вас приветствуем и говорим вам: «Добро пожаловать». Вот ждем своих детей первоклассников, а их все нет. У казахов говорят : «Гости на пороге – счастье в дом». Мы очень рады вас видеть у нас в гостях и приглашаем вас вместе совершить увлекательное путешествие в страну Самопознания. Круг радости. Дети становятся в круг. Здравствуйте! Я говорю вам, здравствуйте. Доброго здоровья люди вам! Каждый день и час желаю - здравствуйте. Я для вас души тепло отдам. Давайте поздороваемся, друг с другом так, как это делают жители разных стран – настоящих и придуманных. 1. В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди. (Ребенок показывает данный прием) 2. Туркмены прячут руки в длинные рукава. 3. Китайцы кланяются с вытянутыми вдоль тела руками. 4. Таджики складывают обе руки чуть ниже груди, немного подходят к приветствуемому и говорят: «Ассаламалейкум» и протягивают обе руки. 5. Индийские племена при виде незнакомого человека сидят на корточках до тех пор, пока тот не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. 6. Тибетцы, здороваясь снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и еще высовывают язык. 7. Молодой американец приветствует приятеля хлопая его по спине. 8. Латиноамериканцы обнимаются. 9. Самоанцы обнюхивают друг друга. 10. Индийцы складываю ладони лодочкой и склоняют голову. 11. Японцы предпочитают поклоны. 12. Жители племени Мумба Юмба говорят «У» раздвигая при этом руки. 13. Маленькие дети закрывают лицо руками, а потом, выглядывая, говорят «КУ-КУ» 14. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. 15. Близкие друзья говорят «Привет» и весело машут руками. 16. А в нашей Республике Казахстан учителя приветствуют детей на уроке словом «Сәлеметсізбе». Дети садятся за стол. Учитель: Обратите внимание на доску. Что за предложение записано. Волшебное слово, что ясный денек. Как вы понимаете эту пословицу. Высказывание детей. Учитель: Нужно знать как дважды два Все волшебные слова. Слова коротенькие эти Повсюду слышатся с утра Они живут века на свете Запомнить их нам всем пора Учитель: На сегодняшнем занятии мы продолжим разговор об азбуке общения, повторим словесные формы обращения с просьбой, будем учиться извиняться, употреблять в речи слова благодарности. Какого человека называю вежливым? Высказывание детей Помечтаем Под спокойную музыку говорит учитель: Это было давным-давно. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность в правилах мирного сосуществования. Наши прекрасные дамы пользовались веерами и красивыми кружевными платочками кавалеры были очень галантными. Они умели вести светские беседы, вежливо обращались друг к другу и к своим кавалерам. Часто по вечерам они устраивали бал, на который все приходили опрятно одетыми. (Демонстрация вежливого обращения к дамам) 1 мальчик – Сударыня, разрешите пригласить вас на вальс. 2 девочка– Премного благодарна Вам. 3 Мальчик – Будьте любезны, составьте мне пару. 4 девочка– Вы так добры ко мне. (Две пары детей танцую вальс) 1 мальчик - Благодарю Вас за доставленное удовольствие. 2 мальчик - Мне было очень приятно с вами танцевать. 3 девочка – (делает глубокий реверанс) 4 девочка – (делает глубокий реверанс) Учитель: Ребята что интересного вы увидели в поведении наших героев, что вам понравилось, а что нет. А теперь давайте посмотрим на экран. (Фрагмент из киножурнала «Ералаш») Беседа по просмотренному материалу. Разминка. Учитель: 21 ноября – Международный день приветствий. Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккорлики, предложившим в 1973 году в самый разгар холодной войны проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира. Нужен простой, но эффективный поступок решили братья и отправили письма с радушными приветствиями во все концы мира. Они лишь просили адресата поприветствовать кого-нибудь, еще, но хотя бы человек десять. Эта идея была поддержана и руководителями государств и простыми людьми. С тех пор каждый год 21 ноября отмечается Всемирный День приветствий – день радостных эмоций и хорошего настроения. Проводится разминка. Учитель: Давайте рассмотрим следующие ситуации: Выступление детей. «Поссорились» Мы поссорились с подругой И уселись по углам Очень скушно друг без друга Помириться нужно нам Я ее не обижала Только мишку подержала Потом с мишкой убежала И сказала «Не отдам» - Как вы думаете, что произойдет дальше. Почему вы так думаете? А теперь послушайте, как автор заканчивает это стихотворение: Дам ей мишку, извинюсь Дам ей мячик дам трамвай. И скажу: «Играть давай!» Учитель: - Значит есть еще вежливые слова. Назовите их. - А как вы миритесь друг с другом? Высказывание детей. - А вот, что случилось в одном дворе: Попал я в дедушку мячом и закричал: - А я при чем? Но досчитав до тридцати сказал: - Ну дедушка прости. Учитель: Как вы думаете вежливо мальчик попросил извинения у дедушки? А как бы вы извинились? Как можно оценить поступок мальчика? Вежлив Витя или нет? Малыша обидел Витя Перед школою в строю Витя просит «Извините, я ошибку признаю» На урок пришел учитель Положил на стол журнал Следом Витя «Извините я немного опоздал» Тихомиров, покажите нам на карте город Псков «Извините шепчет Витя, я к уроку не готов» Мы поспорили с Наташей вежлив Витя или нет Разберитесь в споре нашем и пришлите нам ответ. Учитель: Уважаемые гномы ответьте девочкам на поставленный вопрос. - А вы когда-нибудь пользовались словами извинения? Высказывание детей. Учитель: Словами «Извините, простите» человек выражает признание своей вины и просьбу о снисхождении, прощении. Иногда эти слова имеют и другое значение. Мы с ними обращаемся, если что-то нужно узнать, а ответ можем получить от малознакомого или совсем незнакомого человека, который может быть и не расположен нам оказать нужную услугу. - Когда мы говорим «Будьте добры», а когда «Будьте любезны»? - К пожилым людям следует обращаться со словами «Будьте любезны». Это более вежливое обращение, хотя и более старое. Сейчас так редко говорят. Но если так обратиться к пожилому человеку, он, как правило, улыбнется и более охотно выполнит вашу просьбу. - Была ли с вами такая ситуация? Цитата. Добрые слова – это светлый день. Пословица Почитаем Послушайте рассказ «Пожалуйста» Леночка сидела в трамвае она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась, она боялась, что Лена испачкает ей пальто - Девочка сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя себя вести – заметила Лене старушка, сидевшая напротив. - А что я сделала, возразила Лена - Подумаешь, пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, стала смотреть в окно. Учитель: И девочка, и старушка произнесли одно и тоже слово «пожалуйста», но с одинаковым ли выражением лица и с одинаковой интонацией было произнесено это слово. - Правильно ли поступила девочка, что вы ей посоветуете? Игра По поведению сказочных героев определите кто из них самый воспитанный 1. Как только Вини-пух увидел горшочек меда на столе, сразу схватил его и весь слопал. 2. Кролик положил все четыре лапки на стол и при этом громко свистел. 3. Ослик ИА ковырял в носу и чавкал. 4. Сова повязала на шею салфеточку, пожелала приятного аппетита всем сидящим за столом, а крылышки сложила так, чтобы никому не мешать. - Почему вы считаете этого героя воспитанным? - А как вы ведете себя в гостях? Цитата Вежливость-это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. - Что нужно делать, чтобы стать вежливым? Высказывание детей. - Значит быть вежливым так просто… (Стихотворение из учебника) Инсценирование Мексиканская сказка. Вежливый кролик. Жил-был кролик очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг увидел лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень голодна и сердита. У кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его грозная опасность – в пещере жила змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. Кролик: Нужно поздороваться… Но с кем? Ну, конечно же с пещерой. Присев на задние лапки. - Здравствуйте, добрая пещера, разрешите мне, пожалуйста, войти. Змея: Входите, входите. Кролик: Простите, что побеспокоил Вас. Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха. До свидания. Убегает Кролик: Да, вежливость еще никогда никому не повредила. Змея (ворчит): Лучше бы я ему не отвечала. Ох, уж эти мне вежливые кролики! Нужно было ему просить разрешения войти?! Учитель: Что вы можете сказать о героях этой сказки? Высказывания детей. У нас в кабинете растет цветок доброты, из волшебного цветка выберите слова, которые характеризуют хорошие качества кролика. Скромный Злой Добрый Воспитанный Умный Хитрый Ласковый Догадливый Глупый Творческая работа Учитель: Китайцы говорят: «Человек, который не умеет улыбаться. Не должен открывать магазин». Оказывается 80 % успеха в жизни (в том числе и коммерческих делах) зависит от умения правильно общаться с другими людьми. С помощью улыбки можно улучшить свое настроение. Когда человек улыбается, в кровь поступают гормоны – особые вещества, благодаря, которым улучшается настроение. Поэтому будем украшать свои сердечки и улыбаться. Дети под веселую музыку украшают заготовленные сердечки смайликами, цветочками. Обобщение. К нам сегодня пришли добрые феи и сказочные герои. У них уже есть опыт общения с окружающими их людьми, поэтому они нас сейчас хотят познакомить с правилами вежливости, которые вы должны запомнить навсегда. 1. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. 2. Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся. 3. Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи куда идешь, и во сколько вернешься. 4. Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим. 5. Мы дарим вам памятки о вежливом поведении. Прочитайте и обсудите дома с родителями их содержание. Итог урока. Давайте вспомним вежливые слова. Ответы детей. Спасибо – Рахмет До свидания – Сау болыныз Извините – Кешiрiнiз Пожалуйста – Мархабат Здравствуйте - Салеметсiсзбе Круг радости. Сегодня мы говорили о самом главном, о вежливости. Быть вежливым и воспитанным – это большое богатство народа. А теперь мы все возьмемся за руки и встанем в большой хоровод. Дети исполняют песню «Большой хоровод» и в конце дарят подарки присутствующим гостям. Мы на свет родились, Чтобы радостно жить. Чтобы вместе играть, Чтобы крепко дружить. Чтоб улыбки друг другу Дарить и цветы, Чтоб исполнились в жизни Все наши мечты. Так давайте устроим Большой хоровод, Пусть все люди Земли С нами встанут в него. Пусть повсюду звучит Только радостный смех, Пусть без слов станет песня Понятной для всех. Мы хотим кувыркаться В зелёной траве И смотреть, как плывут Облака в синеве, И в прохладную речку Нырять в летний зной, И в ладошки ловить Теплый дождик грибной. Так давайте устроим Большой хоровод, Пусть все люди Земли С нами встанут в него. Пусть повсюду звучит Только радостный смех, Пусть без слов станет песня Понятной для всех. Мы на свет родились, Чтобы радостно жить. Чтоб цветы и улыбки Друг другу дарить. Чтобы горе исчезло, Пропала беда. Чтобы яркое солнце Светило всегда. Так давайте устроим Большой хоровод, Пусть все люди Земли С нами встанут в него. Пусть повсюду звучит Только радостный смех, Пусть без слов станет песня Понятной для всех. | |
Просмотров: 3005 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|