Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

Открытый урок по самопознанию в 1 классе "Волшебное слово, что ясный денек!"
Учитель начальных классов Рахимова С.К.
Учитель самопознания в начальных классах Жусупова С.С.
Средняя школа № 1 г. Тайынши Северо-Казахстанской области

Урок самопознания в 1 классе
Тип урока: урок-путешествие.
Тема: Волшебное слово, что ясный денек
Цель: Формирование представлений учащихся о ценности общения.
Задачи:
- повторить словесные формы обращения с просьбой;
- развивать умения извиняться, употреблять в речи слова благодарности;
- воспитывать доброе, внимательное отношение к окружающим людям.
Ресурсы: средства мультимедиа, карточки с этикетными словами, раздаточный материал для творческой работы.
Ход урока:
Дети в костюмах гномиков входят в зал под музыку «Вместе весело шагать».
1 гном: Я уже устал и не могу дальше идти.
2 гном: Ой, смотрите какой уютный и светлый кабинет.
3 гном: Как здесь красиво и кругом доброжелательные лица.
Учитель: Здравствуйте уважаемые гномы, вы попали в среднюю школу № 1 г. Тайынши. А это кабинет самопознания и мы учителя вас приветствуем и говорим вам: «Добро пожаловать». Вот ждем своих детей первоклассников, а их все нет. У казахов говорят : «Гости на пороге – счастье в дом». Мы очень рады вас видеть у нас в гостях и приглашаем вас вместе совершить увлекательное путешествие в страну Самопознания.
Круг радости.
Дети становятся в круг.
Здравствуйте! Я говорю вам, здравствуйте.
Доброго здоровья люди вам!
Каждый день и час желаю - здравствуйте.
Я для вас души тепло отдам.
Давайте поздороваемся, друг с другом так, как это делают жители разных стран – настоящих и придуманных.
1. В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди. (Ребенок показывает данный прием)
2. Туркмены прячут руки в длинные рукава.
3. Китайцы кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.
4. Таджики складывают обе руки чуть ниже груди, немного подходят к приветствуемому и говорят: «Ассаламалейкум» и протягивают обе руки.
5. Индийские племена при виде незнакомого человека сидят на корточках до тех пор, пока тот не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы.
6. Тибетцы, здороваясь снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и еще высовывают язык.
7. Молодой американец приветствует приятеля хлопая его по спине.
8. Латиноамериканцы обнимаются.
9. Самоанцы обнюхивают друг друга.
10. Индийцы складываю ладони лодочкой и склоняют голову.
11. Японцы предпочитают поклоны.
12. Жители племени Мумба Юмба говорят «У» раздвигая при этом руки.
13. Маленькие дети закрывают лицо руками, а потом, выглядывая, говорят «КУ-КУ»
14. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.
15. Близкие друзья говорят «Привет» и весело машут руками.
16. А в нашей Республике Казахстан учителя приветствуют детей на уроке словом «Сәлеметсізбе».
Дети садятся за стол.
Учитель: Обратите внимание на доску. Что за предложение записано.
Волшебное слово, что ясный денек.
Как вы понимаете эту пословицу.
Высказывание детей.
Учитель: Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра
Они живут века на свете
Запомнить их нам всем пора
Учитель: На сегодняшнем занятии мы продолжим разговор об азбуке
общения, повторим словесные формы обращения с просьбой, будем учиться извиняться, употреблять в речи слова благодарности.
Какого человека называю вежливым?
Высказывание детей
Помечтаем
Под спокойную музыку говорит учитель:
Это было давным-давно. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность в правилах мирного сосуществования. Наши прекрасные дамы пользовались веерами и красивыми кружевными платочками кавалеры были очень галантными. Они умели вести светские беседы, вежливо обращались друг к другу и к своим кавалерам. Часто по вечерам они устраивали бал, на который все приходили опрятно одетыми.
(Демонстрация вежливого обращения к дамам)
1 мальчик – Сударыня, разрешите пригласить вас на вальс.
2 девочка– Премного благодарна Вам.
3 Мальчик – Будьте любезны, составьте мне пару.
4 девочка– Вы так добры ко мне.
(Две пары детей танцую вальс)
1 мальчик - Благодарю Вас за доставленное удовольствие.
2 мальчик - Мне было очень приятно с вами танцевать.
3 девочка – (делает глубокий реверанс)
4 девочка – (делает глубокий реверанс)
Учитель: Ребята что интересного вы увидели в поведении наших героев, что вам понравилось, а что нет.
А теперь давайте посмотрим на экран. (Фрагмент из киножурнала «Ералаш»)
Беседа по просмотренному материалу.
Разминка.
Учитель: 21 ноября – Международный день приветствий. Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккорлики, предложившим в 1973 году в самый разгар холодной войны проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира. Нужен простой, но эффективный поступок решили братья и отправили письма с радушными приветствиями во все концы мира. Они лишь просили адресата поприветствовать кого-нибудь, еще, но хотя бы человек десять. Эта идея была поддержана и руководителями государств и простыми людьми. С тех пор каждый год 21 ноября отмечается Всемирный День приветствий – день радостных эмоций и хорошего настроения.
Проводится разминка.

Учитель: Давайте рассмотрим следующие ситуации:
Выступление детей.
«Поссорились»
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам
Очень скушно друг без друга
Помириться нужно нам

Я ее не обижала
Только мишку подержала
Потом с мишкой убежала
И сказала «Не отдам»

- Как вы думаете, что произойдет дальше.
Почему вы так думаете?
А теперь послушайте, как автор заканчивает это стихотворение:
Дам ей мишку, извинюсь
Дам ей мячик дам трамвай.
И скажу: «Играть давай!»

Учитель:
- Значит есть еще вежливые слова. Назовите их.
- А как вы миритесь друг с другом?
Высказывание детей.
- А вот, что случилось в одном дворе:
Попал я в дедушку мячом и закричал:
- А я при чем?
Но досчитав до тридцати сказал:
- Ну дедушка прости.
Учитель:
Как вы думаете вежливо мальчик попросил извинения у дедушки? А как бы вы извинились?
Как можно оценить поступок мальчика?
Вежлив Витя или нет?
Малыша обидел Витя
Перед школою в строю
Витя просит
«Извините, я ошибку признаю»
На урок пришел учитель
Положил на стол журнал
Следом Витя «Извините я немного опоздал»
Тихомиров, покажите нам на карте город Псков
«Извините шепчет Витя, я к уроку не готов»
Мы поспорили с Наташей вежлив Витя или нет
Разберитесь в споре нашем и пришлите нам ответ.
Учитель: Уважаемые гномы ответьте девочкам на поставленный вопрос.
- А вы когда-нибудь пользовались словами извинения?
Высказывание детей.
Учитель: Словами «Извините, простите» человек выражает признание своей вины и просьбу о снисхождении, прощении. Иногда эти слова имеют и другое значение. Мы с ними обращаемся, если что-то нужно узнать, а ответ можем получить от малознакомого или совсем незнакомого человека, который может быть и не расположен нам оказать нужную услугу.
- Когда мы говорим «Будьте добры», а когда «Будьте любезны»?
- К пожилым людям следует обращаться со словами «Будьте любезны». Это более вежливое обращение, хотя и более старое. Сейчас так редко говорят. Но если так обратиться к пожилому человеку, он, как правило, улыбнется и более охотно выполнит вашу просьбу.
- Была ли с вами такая ситуация?
Цитата.
Добрые слова – это светлый день.
Пословица
Почитаем
Послушайте рассказ «Пожалуйста»
Леночка сидела в трамвае она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась, она боялась, что Лена испачкает ей пальто
- Девочка сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя себя вести – заметила Лене старушка, сидевшая напротив.
- А что я сделала, возразила Лена
- Подумаешь, пожалуйста, буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, стала смотреть в окно.
Учитель: И девочка, и старушка произнесли одно и тоже слово «пожалуйста», но с одинаковым ли выражением лица и с одинаковой интонацией было произнесено это слово.
- Правильно ли поступила девочка, что вы ей посоветуете?
Игра
По поведению сказочных героев определите кто из них самый воспитанный
1. Как только Вини-пух увидел горшочек меда на столе, сразу схватил его и весь слопал.
2. Кролик положил все четыре лапки на стол и при этом громко свистел.
3. Ослик ИА ковырял в носу и чавкал.
4. Сова повязала на шею салфеточку, пожелала приятного аппетита всем сидящим за столом, а крылышки сложила так, чтобы никому не мешать.
- Почему вы считаете этого героя воспитанным?
- А как вы ведете себя в гостях?
Цитата
Вежливость-это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
- Что нужно делать, чтобы стать вежливым?
Высказывание детей.
- Значит быть вежливым так просто… (Стихотворение из учебника)
Инсценирование
Мексиканская сказка.
Вежливый кролик.
Жил-был кролик очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг увидел лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень голодна и сердита. У кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его грозная опасность – в пещере жила змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.
Кролик: Нужно поздороваться… Но с кем? Ну, конечно же с пещерой.
Присев на задние лапки.
- Здравствуйте, добрая пещера, разрешите мне, пожалуйста, войти.
Змея: Входите, входите.
Кролик: Простите, что побеспокоил Вас. Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха. До свидания.
Убегает
Кролик: Да, вежливость еще никогда никому не повредила.
Змея (ворчит): Лучше бы я ему не отвечала. Ох, уж эти мне вежливые кролики! Нужно было ему просить разрешения войти?!
Учитель: Что вы можете сказать о героях этой сказки?
Высказывания детей.
У нас в кабинете растет цветок доброты, из волшебного цветка выберите слова, которые характеризуют хорошие качества кролика.
Скромный
Злой
Добрый
Воспитанный
Умный
Хитрый
Ласковый
Догадливый
Глупый
Творческая работа
Учитель: Китайцы говорят: «Человек, который не умеет улыбаться. Не должен открывать магазин». Оказывается 80 % успеха в жизни (в том числе и коммерческих делах) зависит от умения правильно общаться с другими людьми. С помощью улыбки можно улучшить свое настроение. Когда человек улыбается, в кровь поступают гормоны – особые вещества, благодаря, которым улучшается настроение. Поэтому будем украшать свои сердечки и улыбаться.
Дети под веселую музыку украшают заготовленные сердечки смайликами, цветочками.
Обобщение.
К нам сегодня пришли добрые феи и сказочные герои. У них уже есть опыт общения с окружающими их людьми, поэтому они нас сейчас хотят познакомить с правилами вежливости, которые вы должны запомнить навсегда.
1. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
2. Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
3. Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи куда идешь, и во сколько вернешься.
4. Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
5. Мы дарим вам памятки о вежливом поведении. Прочитайте и обсудите дома с родителями их содержание.
Итог урока.
Давайте вспомним вежливые слова.
Ответы детей.
Спасибо – Рахмет
До свидания – Сау болыныз
Извините – Кешiрiнiз
Пожалуйста – Мархабат
Здравствуйте - Салеметсiсзбе
Круг радости.
Сегодня мы говорили о самом главном, о вежливости. Быть вежливым и воспитанным – это большое богатство народа. А теперь мы все возьмемся за руки и встанем в большой хоровод.
Дети исполняют песню «Большой хоровод» и в конце дарят подарки присутствующим гостям.

Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.

Так давайте устроим
Большой хоровод,
Пусть все люди Земли
С нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит
Только радостный смех,
Пусть без слов станет песня
Понятной для всех.

Мы хотим кувыркаться
В зелёной траве
И смотреть, как плывут
Облака в синеве,
И в прохладную речку
Нырять в летний зной,
И в ладошки ловить
Теплый дождик грибной.

Так давайте устроим
Большой хоровод,
Пусть все люди Земли
С нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит
Только радостный смех,
Пусть без слов станет песня
Понятной для всех.

Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить.
Чтобы горе исчезло,
Пропала беда.
Чтобы яркое солнце
Светило всегда.

Так давайте устроим
Большой хоровод,
Пусть все люди Земли
С нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит
Только радостный смех,
Пусть без слов станет песня
Понятной для всех.
Категория: Самопознание | Добавил: Салта1982 (2013-03-24) | Автор: Салтанат Жусупова E
Просмотров: 3008 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 7:47 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru