Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

"Умейте дружить, добро людям дарить» учитель самопознания Лукьяненко Виктория
Урок: 2 класс
«Умейте дружить, добро людям дарить»
Цели:
Формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, милосердии, хороших и плохих поступках.

Задачи:
1. Раскрыть понятия: доброта, добро и зло, милосердие.
2. Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру общения.
3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, стремление к лучшему, учить совершать благие дела.
4. Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.
Форма: классный час – размышление.
Основные понятия:
доброта,
милосердие,
добро и зло.
Методы обучения:
1.Беседа
2.Упражнения
3.Работа в парах.

Подготовка.
1. Родители изготавливают 2 плаката: 2 цветика - семицветика для работы с детьми, изображение кота Леопольда и мышей
2. Преподаватель ищет запись песни Маленького Мука, музыкальной композиции для релаксации на классном часе
3. Дети ищут и запоминают пословицы, поговорки о доброте. Учащиеся разучивают стихотворение о добре и зле.
4. Учащиеся рисуют добро и зло так, как они это представляют.
Оборудование:
- название темы классного часа,
- пословицы и поговорки о добре и о зле;
-аудиозапись песни «Дорога добра» из к/ф Приключения маленького Мука
Автор текста (слова): Энтин Ю.,
Композитор (музыка):Минков М.
-музыкальная композиция для релаксации на уроке
-2 цветика-семицветика для работы с учащимися
-рисунки учащихся на тему «Добро» и «Зло»
- толковые словари
-блокноты для записи.

Ход урока:

1.Организационный момент. Задачи урока. Постановка проблемы.

Здравствуйте, девочки и мальчики! Сегодня мы проводим необычный классный час. И начнем мы классный час с необычного персонажа детского мультфильма (кота Леопольда), посмотрите на доску. На доске плакат с изображением персонажа мультфильма.
Узнали? Кто же это? Из какого мультфильма этот сказочный персонаж? Ответы детей: Приключения кота Леопольда.
Расскажите, что вы знаете о нем. Какой он?
Ответы детей: добрый, вежливый, аккуратный, он не отвечает злом на зло.
Посмотрите внимательно на кота Леопольда, опишите выражение его лица.
Дети дают описание черт лица, а учитель записывает на доске: глаза, улыбка приветливые, добрые.
А почему он часто улыбается? Какой кот Леопольд?
Он, по-вашему, добрый кот?
Ответы детей: Добрый всегда приветлив, вежлив, он счастлив.
А кто коту Леопольду все время портит жизнь, строит козни, совершает гадкие и злые поступки?
Ответы детей: Это мыши.
Они, по-вашему, злые? Ответы детей.
Так, о чем мы с вами поговорим? Ответы детей: О добре и зле.
Сегодня мы поговорим с вами о добре и о зле.
Тема нашего классного часа так и называется: «Добро или зло?».

2.Психологическая разминка.

Сегодня мы должны сделать вывод, что же нам дороже? Добро или зло?

Но для начала я попрошу вас сесть в круг, взяться за руки.
Проведем такой эксперимент.
Теперь закройте глаза и послушайте музыкальную композицию
( звучит музыка добра, чувств и мечтаний).
Что вы почувствовали?
Ответы детей: Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение.
А почему, как вы думаете?
Ответы детей: музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружбы, – всё это повлияло на ваше настроение.
Вы правы в этом.
А теперь вспомните случай из жизни, когда вас кто-то обидел. Что вы почувствовали? Ответы детей.
Что же лучше? Делать добро или зло? Ответы детей.
3. Определение понятий «добро» и «зло».
А вы знаете, что называют добром, что злом?
Перейдем к определениям. Что такое «добро» и «зло»?
Сформулируйте определение понятий «добро», «зло».
Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…

«Добро – это…»
«Доброта – это ...»
«Добрый человек – это ... »
«Милосердие – это…»
«Зло –это …»

Одна пара учащихся работает по словарям. (Даль,Ожегов
Ответы детей

Добро- вещественное , все доброе (достаток, добришко)
В духовном значении — благо, что честно и полезно, все, чего требует долг человека, гражданина, семьянина. Народное — хорошо, ладно. (Толковый словарь русского языка Даль Владимир Иванович).

Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро.
К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.

Добро это радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Добро- это по доброй воле, без принуждения, по хорошему.
Добрый человек -это не тот, кто делает добро, а тот, кто не может сделать зла!
Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.
Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.
Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности.

И слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

Милосердие -это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь, сострадание. Человеколюбие. (Толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича)

Милосердие- это сердолюбие, сочувствие. Любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалость, мягкосердность (Толковый словарь Даля В.И.)

«Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел».(ам. Поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)
«Доброта-это солнечный свет, в котором растет добродетель».(публицист Роберт Ингерсолл).

Зло- это лихое, худое, худо, лихо (Толковый словарь Даля В.И.)

Зло противостоит добру. Зло – всё то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации.
Зло – это войны и предательство, жадность и зависть, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения.
Зло – это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать.
Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.
Многие, полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует.
Известный врач и философ Альберт Швейцер определил сущность добра и зла:
«Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни.
Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»
Запомните это.

Теперь вы знаете эти понятия.
Выполните упражнение.
Упражнение «Соседи добра и зла».
Посмотрите на следующий плакат и назовите соседей добра и зла.
та сть
порядочность радство
душие вредность
Добро - деятельность Зло - деяние
сердечность памятность

Объясните их. Какие вам ближе? Объясните значение слов «Злопыхательство», «Злоязычие», «Добросердечность».

Вы приготовили рисунки на тему «добро и зло». Объясните их. Что для вас добро и зло?

4.Поговорки о добре и зле.

А вы знаете поговорки о добре и зле?
Где ногой ступит – трава не растёт.
Глядит, как змея из-за пазухи.
Глядит, как чёрт на попа.
Говорит три дни, а всё про злыдни.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Делая зло, на добро не надейся.
Для такого характера и сатана не пугало.
Добра желаешь, добро и делай.
Добра ищи, а худо само придёт.
Добра не смыслишь, так худа не делай.
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится.
Добро не лихо – ходит тихо.
Добро сеять, добро и пожинать.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброму человеку весь мир – свой дом, а злому – и своя хата чужая.
Добрый человек плачет от радости, а злой – от зависти.
Его копейка нищему руку прожжёт.
Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит.
И душа то в чем: кожа да кости, да и те пожелтели от злости.
Как на лес взглянет, так и лес вянет.
Красота до вечера, а доброта навеки.
Кто с лихостию, а Бог с милостию.
Тьма света не любит, злой доброго не терпит.
Злой не верит, что есть добрый

В чем их смысл?

Ответы детей: от зла не жди ничего хорошего.

Чему учат эти поговорки?
Ответы детей.
5.Сказки о добре и зле. Загадки.

А какие сказки о добре и зле вы знаете?
Ответы детей: Красная шапочка. Спящая красавица. Золушка. Шарль Перро. Снежная королева. Дюймовочка. Андерсен.
Отгадайте сказки, в которых упоминается о добре и зле.

Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку?
ОТВЕТ: Дюймовочка

Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
ОТВЕТ: "Сказка о рыбаке и рыбке" - А.С.Пушкин

Кто-то за кого-то ухватился крепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Кто же это… репка

Кто я?
Я бегу, бегу, бегу,
Опоздать я не могу!
Я на волке поскачу,
На орле я полечу!
Не боюсь волны морской,
Не боюсь горы, крутой.
Я лечу, плыву, скачу, —
Всем больным помочь хочу!
ОТВЕТ: Доктор Айболит
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг - только грязь и зола.
А звали красавицу ... (Золушка)

Xолодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Её правленья век не долог,
Когда есть добрая душа. Снежная королева

Что побеждает в этих сказках?

Ответы детей: Дружба, доброта, помощь, любовь.

6. Противостояние добра злу

Вы обратили внимание на то, что рядом с добром всегда соседствует зло. Зло и добро живут неразрывно. В подтверждение этого учащиеся читают стихотворение. (Сосновская Анна, Захарова Анна)

Мы каждый день встречаемся с тобой,
Один –хороший, добрый, а другой- плохой и злой.
И каждый день мы перед выбором стоим
Как нам соединиться стать одним?
Мы разные, как ночь и день, как свет и тьма,
Мы не похожи, как лето и зима,
В одном тихонько светит радость, и искриться смех,
В другом вскипает ярость, превращаясь в грех.
И целым нам не стать, хоть мы одно
Как целым не стают волны верхушка и илистое дно
И иногда друг перед другом мы стоя
Тихонько шепчем - я ведь ты, а ты ведь я.

Сосновская Анна Андреевна читает стихотворение.

Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву а не во сне
Сильней и крепче на земле?
"Сильнее Я" сказало Зло
"Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю
Земные блага подарю
Машины, деньги, мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!"
Добро сказало: "Может быть,
Но только я могу любить
Хоть за душою ни гроша
Для всех людей важна душа
Я виллы, яхты не дарю
Зато я душу сохраню
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том
Не знаю что ещё сказать..
Остаться с кем, самим решать
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.

Единственное, что вы должны понимать, где добро и зло, и чтобы ваши намерения были чистыми и добрыми, тогда и зла будет меньше. И тогда, действительно, добро победит зло не только в сказках. Делайте добро, от которого будет польза.

7.Притча о добре и зле
Нужно быть искренне добрым. А зачем нужно быть добрым?
Ответы детей: Добрым нужно быть для того, чтобы жить в мире, чтобы не было войн, чтобы радовать друг друга, помогать, сочувствовать, сопереживать, общаться, чтобы общение приносило радость, чтобы не делать плохо другим людям…и чтобы зло не побороло добро в вашей душе.
Вот послушайте притчу о том, как это бывает.
.Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

А что нужно делать, чтобы быть добрым?
Ответы детей.

Учащиеся читают стихотворения о добрых людях.
Кто уверенно в мире стоит,
Тот другого ни в чем не корит,
Добрый все обращает во благо,
Его сердце пылает отвагой.
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
8.Высказывания известных людей о добре и зле.
Давайте обсудим то, что говорят известные деятели. Согласны ли вы с этим.
-Правильно ли отвечать добром на зло? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром. Конфуций (др. китайский мыслитель ок. 551-479 г.г. до н.э.)
-Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую. (Матфей 5:39)
-Зло может остановить добро (древняя мудрость)
-Попробуй не наступать, а уступать, не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. (писатель Михаил Рощин)
-Добро всегда побеждает зло.
-Тайное всегда становится явным.

Могут ли эти высказывания стать вашим жизненным ориентиром?
8. Закрепление.
Давайте теперь установим правила доброты.
Дети называют правила, а учитель записывает на доске.
Правила доброты.
1. Будь приветлив, вежлив, отзывчив, справедлив.
2. Будь внимателен к людям, помогай им.
3. Делай добрые дела.
4. Не отвечай злом на зло.
Заполните лепестки цветков словами о добре и зле.
Какой цветок лучше?
Что же вы выбираете? Добро или зло?
Ответы учащихся
Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет очень счастлив, красив и привлекателен, потому, что доброта украшает и облагораживает человека.
Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки, с хорошего настроения, с музыки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно. Словом, ид ите дорогою добра.
В заключение исполняют песню из К/ф «Приключения маленького Мука». Песня Маленького мука.
Категория: Самопознание | Добавил: 140389 (2013-04-05) | Автор: Лукьяненко Виктория E
Просмотров: 1781 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 8:04 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru