Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Поурочный план внеклассного мероприятияв 6 классе по самопознанию ДОМ НАШЕГО СЧАСТЬЯ Цели урока: 1). Формирование представлений учащихся о счастье как нравственной ценности, раскрытие путей достижения счастья. 2). Воспитание положительных нравственных качеств личности, формирование активной жизненной позиции. 3). Развитие самосознания, самоанализа, умения высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Оборудование: цитаты о счастье, дом с фундаментом и кирпичиками счастья (из бумаги), солнце с лучиками благодарности (из бумаги), аудио и видеозаписи Цитаты для оформления: Ни один злой человек не бывает счастлив. Ювенал "Счастливым человеком нельзя быть по случаю - выиграть, как в рулетку: - счастливым человекомнужно уметь быть ". А.С.Макаренко "Бақыт қайда барасың ?- Бірлік, ынтымақ бар жерге барамын"- " Счастье! Куда ты идешь? Я идутуда, где единство и согласие". (Пословица) 1. Психологический настрой 2. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о такой важной нравственной категории ценности, как счастье. Есть хорошая мудрая пословица: "Бақытқайда барасың? - Бірлік, ынтымақ бар жерге барамын"-"Счастье! Куда ты идешь? Я иду туда, где единство и согласие". Я желаю, ребята, чтобы на нашем уроке царило единство и согласие. 2. Круг радости А) Психологический настрой Учитель раздает листы, на которых записаны слова. Учащиеся их произносят по очереди: Здравствуй, мой светлый день! Я с любовью встречаю тебя! Вновь большой меня примет свет. Он несет мне счастье и тепло. Ход урока Здравствуй, мой одноклассник, мой друг! Я спешу поделиться с тобой Тем, что очень волнует меня, Тем, что я становлюсь другим. Мир объятья свои распахнет. Сколько новых открытий вокруг! С оптимизмом вперед я смотрю, И друзей моих ширится круг! Б) Дети в кругу, держась за руки, исполняют песню "Как здорово!" 3. Упражнение- разминка "Узелки на память"-слово "Счастье" Сколько в слове букв, столько и узелков на этой веревочке. Я развязываю узелок, называя букву, а вывспоминаете и называете положительное нравственное качество именно на эту букву: С - сочувствие, счастье, сострадание, самостоятель¬ность Ч - честность, человеколюбие А - аккуратность, активность С - смелость Т- требовательность, толерантность Ь- Е - единство, единодушие 4. Беседа учителя: Тема урока "Дом нашего счастья". Представим себе красивый и добротный дом. Все в нем ладно. Если мыслить образно, то наше счастье можно представить в виде дома, который сейчас постепенно строит каждый из вас. (На крышу дома учитель помещает название "Дом нашего счастья") Каким он будет - красивым, покосившимся или, на зависть окружающим, крепким и долговечным? Давайте попробуем построить дом нашего счастья вместе. Этапы строительства: Этап 1. Стоит ли строить? Этап 2. Заложим фундамент. Этап 3. Продолжим строительство. Учитель: В словаре по этике "счастье"- понятие морального сознания, которое обозначает такое состоя¬ние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществле¬нию своего собственного назначения. Счастье складывается из двух составляющих: моральных качеств, меры добродетельности человека; совокупности факторов, определяющих жизнен¬ное благополучие человека (здоровье, материальный достаток, везенье и т.д.). Понятие "счастье" имеет нормативно- ценностный характер. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл жизни, понимается и содержание счастья. Это понятие имеет исторически изменчивый характер и конкретно- жизненный характер: рабовла¬делец и раб, феодал и крепостной крестьянин, горожа¬нин и сельский житель, старик и юноша вкладывают в него различный смысл, в зависимости от условий жизни и интересов. Существуют разные взгляды на понятие "счастье". Счастье, с одной стороны, - это прирожденное право человека, а с другой,- мораль рассматривала его как вознаграждение за добродетель. Некоторые ученые рассматривали счастье как борьбу. Счастье - это постоянное стремление к лучшему будущему и преодоление препятствий на пути к нему. Счастье не достижение собственного благо¬получия, а полное развитие и использование своих способностей и сознательной деятельности, подчинен¬ной достижению общих целей в системе жизненных целей. Представление о счастье у каждого человека своё. Это зависит от самооценки человека, которая может быть низкой и высокой. Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи. Если же человек живет, чтобы приносить людям добро, лечить людей, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель духовную, достойную человека. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только принципом. Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему народу, стране , ко всей вселенной. Педагог-гуманист В.А Сухомлинский писал: Памятка "Дорожи счастьем бытия. Это счастье постижимо только человеком, доступно только людям. Перед каждым человеком - безграничный океан этого счастья, как безграничен воздушный океан, но так же, как никто не думает о воздухе, когда его вволю, так мало кто задумывается о счастье бытия. Для того чтобы по-настоящему дорожить счастьем бытия, требуется высокая, тонкая, всесторонняя воспитан¬ность души - интеллекта, сердца, воли.Высшее счастье и радость человеческая - общение с другими людьми". 5. Методика "Недописанный тезис" Вам следует закончить начатые предложения: Счастливый человек - это тот, кто Больше всего я ценю в людях.... Смысл моей жизни заключается в том, чтобы…. Учитель: Начинаем готовить место для строительства нашего дома счастья (1 этап). 6. Дискуссия "Нужно ли строить?" Левые Если человек родился несчастным, если ему на роду написано, по судьбе, то ничего не поделаешь. Правые Нет, неверно, человек должен стремиться к счастью: под лежачий камень вода не течет. Например, певица Гурцкая- она слепая, но дарит песни людям, а значит, она счастливая. Учеба в школе - это тоже ступенька к счастью, поэтому нужно хорошо учиться. Левые Счастье - это много денег. Правые А как же тогда пословица "Не в деньгах счастье"? Однажды ученик спросил мастера: "Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?" Тот ответил, что они верны полностью. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон, еду - но не аппетит, жилище - но не домашний очаг. Не в деньгах счастье. Левые Счастье - понятие индивидуальное, у каждого свое счастье, оно не связано со счастьем других людей. Правые Нет, человек - общественное существо. И лич¬ностью, и счастливым человеком он становится среди людей. Доказывают примерами. Есть такая пословица "Счастье - это когда тебя понимают", т.е. человек мыслит себя в контексте с другими людьми. Учитель: Может ли быть одно общее счастье для всех людей? Да, мы живем в мирной стране, в которой нет грохота орудий, в которой ведется мудрая политика под руководством Президента Н.А.Назарбаева, мы гордимся своей страной. Мы- казахстанцы, люди более 130 национальностей - единый народ, мы любим свою страну, работаем и трудимся на ее благо, и в этом тоже заключается счастье. Я благодарю вас, ребята, за умение отстаивать свою точку зрения. Делаем вывод: Счастье надо строить. Начинаем закладывать фундамент (2 этап). Фундамент - это главная часть дома. От него зависит добротность всего строительства. Прежде чем определить, из какого материала будем строить сам дом, определим, что же будет основными составляю¬щими счастья. Разделимся на 5 групп. 7.Творческая работа "Заложим фундамент" Каждая группа получает по 2-3 цитаты, объединен¬ные одной общей темой, мыслью, которая и будет составлять основу- фундамент. Определяют и вывешивают на доску (5 групп- 5 составляющих) 1 группа Любовь к людям и стране "Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми". Д.Б.Лихачев "Счастье - когда у человека появляется представ¬ление о его целостности, точнее, о причастности его к другим людям, частью которых он является. Счастье по всегда встреча с другим человеком. Счастье - когда все друг другу нужны, потому что тогда мы вместе". О.А.Казанский 2 группа Дело, труд по душе "По-настоящему счастливы лишь те люди, которые нашли для себя человека или дело в жизни, чтобы любить его и принадлежать ему безраздельно". Джон Пауэлл "Главное условие человеческого счастья - созида¬тельный труд, который обеспечивает процесс развития и совершенствования человека". КД. Ушинский "Счастье - это найти дело по душе и трудиться творчески". 3 группа Здоровье "Счастье - быть здоровым, уметь заботиться о здоровье своем и окружающих". "Условие человеческого счастья - здоровье и без¬болезненная смерть, связь с природой". Л. Толстой в работе "В чем моя вера?" 4 группа Удовлетворенность "Счастье - состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полно¬той и осмысленностью жизни, осуществлением своего человеческого назначения". (Философский словарь) "Что есть счастье? Счастье - в гармонии, в равно¬весии". Н.КРерих "Счастье - иметь все необходимое для жизни". Чтение притчи "Спокойный человек-счастливый человек". Обобщение: Удовлетворенность, спокойствие и любовь являются основой подлинного счастья в жизни. 5 группа Родители "Самый счастливый человек - человек, испытав¬ший любовь к матери". У. Черчилль "Родительский дом - начало начал". "Родительский дом - это пристань, очаг, надёжная крепость для каждого человека". Учитель: На земле хороших людей, сердечных людей немало, но лучше всех на земле - мама, моя ма¬ма. При солнышке - тепло, при матери - добро (так гласит народная мудрость). 8.Сейчас мы посмотрим фильм, который мы сняли с ребятами. Называется он "Объяснение в любви" (Ребята говорят хорошие слова о своей маме и пожелания). 9. Предлагаю вам, ребята, творческую деятельност "Кирпичики счастья" Дом строится из кирпичиков счастья (на доске). Я раздаю карточки с названиями положительных и отрицательных качеств. Ребята читают и выбирают кирпичики, которые помогут построить дом счастья. А кирпичики с отрицательными качествами остаются неиспользованными как негодные. Кирпичики: терпение, доброжелательность, умение прощать, взаимопонимание, уважение, мудрость, честность, ответственность, радостное настроение, поиск, дружба, трудолюбие, обида, трусость, ложь, зависть, лень, жадность. Учитель благодарит ребят за помощь в строи¬тельстве дома счастья. Дом счастья - это дом, В котором день за днем Растут цветы и хлеб, смеются дети. И этот дом для всех один-один на всех, Другого дома нет на белом свете! Наш дом, под снегом и дождем, В любой мороз и зной, устроен он на славу, Храните этот дом, в котором мы живем, На этот мирный дом мы все имеем право. 10. Игра "Лучики благодарности" или "Мой подарок" Представьте себе утро завтрашнего дня. Вы просы¬паетесь, открываете глаза - светит ласковое улыбаю¬щееся солнышко (учитель указывает на плакат). И вам хочется сказать "спасибо" за то, что вы счастливы! Кому вы благодарны и что бы вы подарили тем, кто делает вас счастливыми (например, радость, улыбку, солнце, цветы, уважение, любовь, яблоко и т.д.) (Ребята пишут на лучиках счастья, например, маме-любовь и т.д.) 11. Домашнее задание- рисунок "Что такое счастье?" Учитель: Перечислите, кто или что могут быть счастливыми (ученики называют - ребенок, семья, будущее, день, смех, дом, обстоятельство и т.д.).Выберите одно из названных и изобразите в виде рисунка. 12. Круг "От сердца к сердцу" Учащиеся вместе с учителем встают в круг и исполняют песню"Мы желаем счастья вам!" | |
Просмотров: 1904 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|