Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Куркина И.Н., Кузоватова Т.Н., учителя русского языка и литературы СОШ №16 города Караганды Самопознание является одним из неотъемлемых атрибутов жизнедеятельности человека, объектом которого является он сам. Есть много способов и приёмов познать себя. Два основных таких методических приёмов, с которых начинается и которыми завершается каждый урок самопознания, «круг радости» и «круг от сердца к сердцу». Они позволяют сблизить детей, вызвать доверие друг к другу, к учителю и к уроку. Такое игровое взаимодействие дает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребёнка, степень его участия в уроке и более глубокое понимание того, о чём идёт речь на уроке: …От сердца к сердцу в круге вечном, В тепле купаясь душ сердечных, С Вселенским миром в горе, в счастье Быть среди мира одушевленного: Просветленного, одухотворенного! Короткая игра «разминка», которая используется при переходе одного вида деятельности к другому, развивает внимание, скорость реакции, сплачивает коллектив учащихся, а иногда просто создает хорошее настроение: Например, на уроке по теме «Мир самопознания» участники игры по цепочке передают пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящему с краю учащемуся. Затем каждый из них говорит пословицу, которая передана ему с другого конца. В конце игры, когда сообщение доходит до первого участника, оно, как правило, оказывается искаженным до неузнаваемости. Игра вызывает смех и живое обсуждение. Учитель просит их объяснить причину искажения информации. Методический игровой приём «споёмте, друзья!» предполагает совместное исполнение песен на уроке. Это оказывает благотворное влияние на самочувствие и настроение учащихся. Этот приём применяется на любом этапе урока и очень нравится учащимся в среднем звене. На уроке «Дружба между мальчиками и девочками» звучали песни: « Из чего же, из чего же?», «Дорогою добра», « Ровесники». Безусловно, инсценирование фрагментов из литературных произведений, составление сценариев, разыгрывание ситуаций по теме урока, басен, притч используется с целью более эмоционального, чувственного восприятия содержания урока. Тема урока «О доверии». Игра называется «Слепой и поводырь». Участники игры делятся на пары. Одному завязывают глаза, другой играет роль поводыря. Пара играющих должна, преодолев препятствия, дойти до доски и нарисовать рисунок. Рисует «слепой». Задача поводыря – помочь своему партнёру, давая ему указания. Затем они меняются ролями. По окончании игры обязательно проводится обсуждение по вопросам: - Что вы чувствовали, когда исполняли роль «слепца»? А «поводыря»? - Всегда ли вы понимали инструкции своего партнёра? Почему? -Трудно ли было помогать? Почему? -Что, по вашему мнению, труднее: принимать помощь или оказывать помощь? Инсценировка на тему «Найди себя» предполагает создание диалога разными парами участников на тему добро и зло, достаток и бедность, истина и ложь, любовь и ненависть и т.п. (по Т.Лопатиной). Она помогает познать и принять себя через проявление разных чувств к людям, окружающему миру. Вообще игра помогает более полно проецировать учебный материал на индивидуальный опыт учащихся, формирует понятия «воспитанность», «культура», «толерантность», развивает умения и навыки управления своими эмоциями и чувствами, учит коммуникабельности, а также умению найти себя в этой жизни: Найти себя… Дороги нет короче. Найти себя… Дороги нет длинней. Найти себя в молчанье звёздной ночи. Найти себя среди сумятиц дней. Не унывать, когда плохие вести. Не отступать на полпути, И, может, вдруг в забытой тихой песне Найти себя, себя найти. Литература. 1. Сб. программ по самообразованию для организаций среднего образования. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», Институт гармоничного развития человека, 2010. 2. Джадрина М.Ж., Саинова Л.А., Кажигалиева Ж.Б. и др. Самопознание: Учебники для 5-11 классов общеобразовательной школы. – Алматы: Бобек, 2010. 3. Джадрина М.Ж., Саинова Л.А., Кажигалиева Ж.Б. и др. Самопознание: Методические пособия для 5-11 классов общеобразовательной школы - Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010. | |
Просмотров: 1587 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|