Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

Доклад на педагогическом совете
Современное образование своим приоритетом определяет обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Поэтому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда центром внимания педагога становится личность ученика. Современная школа ставит перед собой задачу помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.
Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? Альберт Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”. Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию, способствует саморазвитию и самореализации личности.
Главная цель предмета «Самопознание»: способствовать нравстенно -духовному образованию, гармоничному становлению человека посредством развития следующих ключевых компетенций:
- определять свою жизненную позицию;
- конструктивно решать разные вопросы соответственно нравственным нормам;
- выстраивать позитивное отношение к себе, к людям, к окружающему миру;
- оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
- жить в ладу с самим собой;
- проявлять созидательную активность, гражданственность, патриотизм и толерантность;
- проявлять готовность к нравственному выбору и ответственность за свои слова и поступки;
- развивать на практике навыки служения обществу.
Я считаю, что все это является важнейшими качествами современной личности, проживающий в ХХI веке.
Как же мы учителя самопознания стимулируем познавательную деятельность учащихся как средство самореализации личности на уроках?
На уроках самопознания проводится групповая работа, новые темы изучаются в форме дискуссий, ролевых игр, проводится моделирование жизненных ситуаций, тренингов. Каждый урок начинается с традиционного круга радости, с обмена настроением и разминки. После подачи учителем основного материала идет его обсуждение в разных формах, а в заключении урока снова обмен настроением. Как правило, к концу урока ребята приходят к важным выводам и какому-то общему настроению.
Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт. На уроках самопознания нет привычных лекций и ответов у доски. В уютной и непринужденной обстановке учитель ведет беседу с учащимися. Ребятам особенно нравится проигрывать диалоги, отстаивать свою точку зрения, считаясь с мнением других. Дети становятся более уверенными в себе, не боятся высказать свою мысль, даже если она не совпадает с мнением большинства. Учатся размышлять, выходя за рамки привычных стереотипов.
При подготовке к урокам учителя тщательно продумывают все его методы и средства. Часто используются музыка, тренинги, диалоги-рассуждения, в начале каждого урока ставится его прогноз.
На уроках нашими учителями используется много методических приемов, способствующих формированию личности, а также способствующих умению видеть в окружающем положительные и позитивные стороны. Почти на каждом уроке, в каждом классе учителя учат ребят прогнозировать результат своей работы, тем самым развивая у них фантазию, побуждая мыслить и думать. При обсуждении того или иного произведения учебника разыгрываются ситуации, детьми даются оценки и самооценки тех или иных поступков, приводятся примеры жизненных ситуаций. Применяя на уроках такой методический прием, как «Наедине с собой» учитель включает спокойную и классическую музыку, тем самым дети мысленно отправляются путешествовать. В заключение урока проходит традиционный круг «От сердца к сердцу».
На уроках самопознания ребята учатся осознавать свою жизненную позицию, ставить цели и их добиваться, т.е учатся тому как можно самореализоваться как личность, они учатся не теряться в непростых жизненных ситуациях. Это предмет, который учит заниматься жизнетворчеством, делать то, что нужно делать, творить свою собственную жизнь.
Самореализация – это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы. Суть программы «Самопознание» заключается во всесторонней педагогической поддержке ученика в процессе его личностного становления и социализации. Стержень программы – предмет «Самопознание» – призван стать своеобразным компасом подрастающего поколения в современном мире.

Доклад был прочитан на педагогическом совете учителем самопознания Садвакасовой Гульнар Даулеткалиевной в КГУ "Средней общеобразовательной школе№11" города Семей
Категория: Самопознание | Добавил: JL (2014-01-24) | Автор: Садвакасова Гульнар Даулеткалиевна E
Просмотров: 1205 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru