Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Современное образование своим приоритетом определяет обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Поэтому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда центром внимания педагога становится личность ученика. Современная школа ставит перед собой задачу помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира. Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? Альберт Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”. Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию, способствует саморазвитию и самореализации личности. Главная цель предмета «Самопознание»: способствовать нравстенно -духовному образованию, гармоничному становлению человека посредством развития следующих ключевых компетенций: - определять свою жизненную позицию; - конструктивно решать разные вопросы соответственно нравственным нормам; - выстраивать позитивное отношение к себе, к людям, к окружающему миру; - оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких; - жить в ладу с самим собой; - проявлять созидательную активность, гражданственность, патриотизм и толерантность; - проявлять готовность к нравственному выбору и ответственность за свои слова и поступки; - развивать на практике навыки служения обществу. Я считаю, что все это является важнейшими качествами современной личности, проживающий в ХХI веке. Как же мы учителя самопознания стимулируем познавательную деятельность учащихся как средство самореализации личности на уроках? На уроках самопознания проводится групповая работа, новые темы изучаются в форме дискуссий, ролевых игр, проводится моделирование жизненных ситуаций, тренингов. Каждый урок начинается с традиционного круга радости, с обмена настроением и разминки. После подачи учителем основного материала идет его обсуждение в разных формах, а в заключении урока снова обмен настроением. Как правило, к концу урока ребята приходят к важным выводам и какому-то общему настроению. Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт. На уроках самопознания нет привычных лекций и ответов у доски. В уютной и непринужденной обстановке учитель ведет беседу с учащимися. Ребятам особенно нравится проигрывать диалоги, отстаивать свою точку зрения, считаясь с мнением других. Дети становятся более уверенными в себе, не боятся высказать свою мысль, даже если она не совпадает с мнением большинства. Учатся размышлять, выходя за рамки привычных стереотипов. При подготовке к урокам учителя тщательно продумывают все его методы и средства. Часто используются музыка, тренинги, диалоги-рассуждения, в начале каждого урока ставится его прогноз. На уроках нашими учителями используется много методических приемов, способствующих формированию личности, а также способствующих умению видеть в окружающем положительные и позитивные стороны. Почти на каждом уроке, в каждом классе учителя учат ребят прогнозировать результат своей работы, тем самым развивая у них фантазию, побуждая мыслить и думать. При обсуждении того или иного произведения учебника разыгрываются ситуации, детьми даются оценки и самооценки тех или иных поступков, приводятся примеры жизненных ситуаций. Применяя на уроках такой методический прием, как «Наедине с собой» учитель включает спокойную и классическую музыку, тем самым дети мысленно отправляются путешествовать. В заключение урока проходит традиционный круг «От сердца к сердцу». На уроках самопознания ребята учатся осознавать свою жизненную позицию, ставить цели и их добиваться, т.е учатся тому как можно самореализоваться как личность, они учатся не теряться в непростых жизненных ситуациях. Это предмет, который учит заниматься жизнетворчеством, делать то, что нужно делать, творить свою собственную жизнь. Самореализация – это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы. Суть программы «Самопознание» заключается во всесторонней педагогической поддержке ученика в процессе его личностного становления и социализации. Стержень программы – предмет «Самопознание» – призван стать своеобразным компасом подрастающего поколения в современном мире. Доклад был прочитан на педагогическом совете учителем самопознания Садвакасовой Гульнар Даулеткалиевной в КГУ "Средней общеобразовательной школе№11" города Семей | |
Просмотров: 1205 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|