Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК САМОПОЗНАНИЕ – ИСКУССТВО Тема: «Раскрытие личностного потенциала учащегося через традиционную казахскую и мировую культуру и педагогику». Цели урока: 1. Познакомить детей с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных характеров, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников. 2. Создать условия для познания себя и своего характера. Помощь в определении своих характерологических черт, выявлении достоинств, индивидуальности, особенностей, обретении себя в творческом самовыражении. Формирование творческой индивидуальности. Оптимизация учебного процесса. Задача урока состоит в том, чтобы каждый подросток смог познать себя, свой характер, возможности, обрести себя в творческом самовыражении. Образовательные: • закрепить понятие “личность; • освоить алгоритм психологического анализа личности, душевных явлений и поведения как персонажей художественных произведений, так и реальных людей, с которыми общаются дети. Воспитывающие: • воспитывать толерантность в семье по отношению друг к другу. Развивающие: • развивать способность понимать людей. Методы и приемы: • эмпирические: анкетирование, интервьюирование; анализ, беседа, самодиагностика, анкетирование; • теоретические: метод сравнения, метод анализа, противопоставления, самодиагностика, анкетирование, интервьюирование. Оборудование и наглядные пособия: • Технические средства: компьютер, проектор. • Презентация , набор тестовых заданий, видеоклип «Моя семья». Гипотеза: Если в семейном воспитании детей использовать методы и средства народной педагогики, то уровень нравственного воспитания детей повысится. База исследования: КГУ" средняя общеобразовательная школа №30". Знания, умения и навыки По итогам урока мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся: 1. Общекультурная компетентность – предполагает умение применить полученные психологические знания в познании себя и других, обрести себя в творческом самовыражении опираясь на представителей традиционной казахской и мировой культуры и педагогики. 2. Методологическая компетентность – предполагает овладение методами психологического исследования себя и других, знакомство с разными подходами в изучении личности и творчества художников, писателей и поэтов. План урока I. Организационная часть - 1-2 мин. II. Введение в тему урока – 5 мин III. Основная часть – 15 мин. IV. Практическая часть – 15 мин. V. Итоговая часть – 7 мин Ход урока I. Организационная часть. – 1 - 2 минуты: подготовка рабочих мест, наглядности к уроку( слайд № 1) психологический настрой учащихся (звучит музыка). II. Введение в тему урока. (Слайд № 2) Без памяти исторической – нет традиций, Без традиций – нет культуры, Без воспитания – нет духовности, Без духовности – нет личности, Без личности – нет народа! Учитель: На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи «Настоящий джигит имеет восемь граней качества и способен хранить тайну», т. е. человек должен обладать следующими качествами: умением вести кочевое скотоводство, трудолюбием, стойкостью в беде, смелостью в бою, знанием генеалогии своего рода, поэтическим дарованием, находчивостью и остроумием, владеть техникой верховой езды». (слайд 4)Актамбсрды-жырау (1675--1768), Бухар-жырау (1693--1787), Шал-акына (1748--1814) подчеркивали, что человек должен знать свои недостатки, критически относиться к себе. Наставления старших и родителей - главное в воспитании. Нравственная воспитанность, семейный уют, здоровье - основное богатство человека. Аксакалы (старцы) выступают в роли наставников, они отвечают за судьбу народа. Молодежь должна учиться у мудрецов («Зрелым человеком став, деда чти по-прежнему»). В воспитании детей широко использовались все жанры устного народного творчества. Сказки, легенды, шежире и дастаны рассказывались с большим мастерством, с учетом уровня развития воображения, мышления, с использованием наглядных методов в сочетании с образным, выразительным языком. «Жети Жаргы» (Семь кодексов) Тауке-хана является основным фундаментом нынешней Конституции Республики Казахстан. Учитель: Такие народные просветители, общественные деятели как Абай Кунанбаев, Чокан Валиханов, Курмангазы Сагырбаев – заложили основу национальной науки и искусства, культуры, философии. (слайд4) Абай Кунанбаев Особое значение в воспитании молодежи Абай придавал семейному воспитанию. Первые и самые главные воспитатели, учителя, по мысли Абая, - это родители. Абай призывал родителей не упускать времени заниматься воспитанием детей, чтобы впоследствии их не ждала горькая старость: «Из паренька не вышло толку, в тоске родители его…Был сын, достойный восхищенья…Не сын – источник огорченья…» Таким образом, многие мысли Абая Кунанбаева о семейном воспитании не утратили своей актуальности и в наши дни, он опережал свое время на целую эпоху: нравственно ценные качества закаляются и закрепляются в семье; созидать в своих детях Человека – вот главная задача родителей; любовь и взаимопонимание между родителями – вот главное условие нравственного воспитания детей в семье. Чокан Чингисович Валиханов был правнуком хана Аблая, который вел свой род от самого Чингисхана. Детство его прошло в степи, среди народа, первоначальную грамоту, представление о восточной поэзии он получил в медресе в родном поселке Кушмурун, где научился арабскому языку. С детства он имел склонности к рисованию, также отец Чокана привлекал его к сбору материалов, касающихся легенд и народных преданий, и вовлек его в круг высокообразованных российских ученых, инженеров, офицеров. В народных традициях, обычаях, культурных ценностях Валиханов черпал исторический оптимизм, уверенность в правоте материалистического взгляда на природу и жизнь человека. Музыка Курмангазы передает потомкам философию степей, народную мудрость. Кюи Курмангазы были подобны поэтическому девизу, поднимающему свободолюбивый дух казахского народа, великой эпопее национальной истории, написанной языком мелодий. В своих произведениях композитор повествует об истории народа, о связи жизни человека с окружающей его природой. (прослушать кюй Сарыарка) (слайд 5) В IX--X вв. с системой психолого-педагогических воззрений выступает великий ученый-энциклопедист, уроженец казахской степи Абу Насыр аль-Фараби (870--950). «Обучение -это наделение теоретическими добродетелями народов,-- писал аль-Фараби. Воспитание -это способ наделения городов эстетическими добродетелями и искусствами, основанными на знаниях. Обучение осуществляется путем устной речи, передачей знаний, научением, а воспитание - путем практической работы и опытом». (слайд 6) Знаменитый швейцарский педагог Г.Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт щвейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, затем должно продолжаться в школе, видел цель воспитания в развитии природных способностей человека, а основу воспитания - в формировании его нравственного облика. (слайд 7) Известный русский педагог К.Д.Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях». А.С.Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека». Сухомлинский В. А. утверждал, что "Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро". III. Основная часть. Учитель: Невозможно представить себе формирование полноценной личности без кол-ва и семьи и невозможно представить себе семью без сохранения традиций и обычаев. Вопрос к учащимся: А какие обычаи и традиции известны вам? Очевидно, что некоторые из них могут быть забыты или приобрели другое значение, но все-таки? (учащиеся рассказывают о известных им традициях и обычаях). Предлагаем Вам посмотреть клип, подготовленный к уроку учениками 11 «Б» класса Филипповой Анастасией и Табановым Архатом на тему «Моя семья». (показ клипа). (слайд 8) Подводя итог сказанному выше, определим основные воспитательные функции семьи (дети голосуют): - семья оказывает серьезное воспитательное воздействие на ребенка, с возрастом оно ослабевает, но не утрачивается полностью (при условии нормальной семьи); - в семье формируются лучшие качества личности; - семья осуществляет социализацию личности; - семья обеспечивает преемственность традиций. Учитель: Спасибо за активное участие в обсуждении. У народа, отношение к любому событию, действию выражается в краткой фразе, которую мы называем пословица или поговорка. А какие вы знаете примеры устного народного творчества, обычаи, обряды, традиции посвященные семье, воспитанию в семье? Ребята, мы предлагаем вашему вниманию несколько пословиц и поговорок казахского народа, вам необходимо раскрыть их воспитательный смысл. ( ответ отмечается жетоном за активное участие на уроке). (Слайд 9) • Воспитание ребенка начинается в люльке. • Птица из-за птенцов в силок попадает, человек из-за детей страдает. • Если глаза не видят, но уши слышат - ум богатеет, если глаза видят, но уши не слышат - ум скудеет. • Знаний набирайся с пеленок и накапливай до дней последних. Учитель: Мы выяснили, что влияние семьи неоценимо при формировании Вас как личности. А может ли личность оказывать влияние на коллектив, семью, общество? Приведите примеры «личности в истории». ( учащиеся приводят примеры, получают жетоны) Предлагаем вам порассуждать изменились ли взгляды на свойства характера, темперамента на примере презентации по творчеству А. Дюрера, жившего 500 лет назад и нашего современника А. Лямкина. (Слайд 10) Эти художники в своих произведениях стремились выявить внутреннюю суть человека, его отношение к жизни, донести до зрителя эмоциональный аспект картины. Вопросы к учащимся: (за ответ дается жетон) а). как вами воспринимается сюжетная линия картин «Меланхолия» Альбрехта Дюрера и Александра Лямкина? Сходство и различие. б). предлагаем посмотреть аналогичные композиции и высказать свое впечатление. Учитель: Как видим, в человеке во все времена ценятся его личные качества, свойства характера, и мы способны понимать друг друга несмотря на то, что нас разделяют века. IV. Практическая часть. Учитель : Как вы думаете, возможно ли познать себя? • На прошлом уроке мы выполняли рисуночный тест «Я – человек», целью которого является определение индивидуальных особенностей личности. Прошу вас познакомиться с результатами теста и хотелось бы услышать вашу оценку анализа. ( учитель анализирует несколько работ учащихся ) • Следующий тест-задание «Клякса». Из предложенных «клякс» предлагаем вам создать образ, обозначив его контуром черной пастой, можно написать на поле рисунка, что или кого вы в нем увидели. • Следующий тест-задание «Определение типа характера». Заполни каждый из предложенных квадратов, дополнив изображение по своему усмотрению вашим любимым цветом. Ответ на вопрос «Какой твой любимый цвет?» может приоткрыть тайны характера. Эмоционального склада личности.( слайд 15) В ходе проведения исследовательских тестов, учащиеся заполняют таблицу: Позитив Негатив Над чем мне стоит поработать Теперь познакомьтесь, с левой стороны – это вы, а справой – это ваша Тень. «Чем больше солнца, тем меньше тень», пусть солнечных дней будет больше в вашей жизни. V. Итоговая часть. Рефлексия. Задание на дом. Вопросы к учащимся: 1. Узнали ли вы что-то новое о себе? 2. Помогут ли полученные вами сведения о самом себе корректировать свои поступки, укрепить доверительные отношения в семье? 3. Ваше отношение к этнопедагогике, мировым культурным ценностям. Завершить наш урок хотелось бы словами Георга Кристофа Лихтенберга (1742—1799) — немецкого писателя-сатирика, литературного, театрального и художественного критика эпохи Просвещения, ученого-физика. (слайд 16) « Быть человеком – значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас…» Учитель: у всех на столе лежат ладошки, которые помогут нам определить ваше отношение к рассмотренной теме и качественную сторону нашего урока. Прикрепите ладошки на экран, определив по цвету значимость для вас темы. Давайте определим самых активных ребят на уроке - подсчитайте и скажите количество полученных за работу в классе жетонов. Поощрение отличившихся учеников. Домашнее задание: собрать материалы для обсуждения на тему «Конфликт и пути его разрешения» (слайд 17) Список использованных ресурсов: 1. Библер B.C. Школа диалога культур // Искусство в школе. 1992. 2. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество - это народы. - М., 1992. 3. Гуткин О.В. Проблема соотношения понятий диалога культур и диалога в культуре. Человек, диалог, понимание. Саратов, 1996.5 4. Жарикбаев К. Из истории развития педагогической мысли в дореволюционном Казахстане. 1978 5. Калиев С.К. Народная педагогика в казахском фольклоре. 1987. 6. ru.wikipedia.org | |
Просмотров: 1190 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|