Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Уроки 19-20 Дорогу к знанию ищет человек. ЦЕЛЬ: углубление представлений учащихся о знаниях. ЗАДАЧИ: • Раскрыть грани понятий «знание» и «дорога к знанию»; • Развить способность найти дорогу к знанию; • Воспитывать оптимистическое восприятие действительности Мудрость не в том ,чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие ещё менее нужны. Из всех же знаний, нужных человеку, самое важное знание того, как жить хорошо ,т.е. жить так, чтобы делать как можно меньше зла и как можно больше добра. В наше же время люди учатся всяким ненужным наукам, а не учатся этой одной, самой нужной. Кальвин Много говорит тот, кто мало знает; кто знает ,тот больше молчит.Бывает это оттого, что кто мало знает, считает важным всё то, что он знает, и хочет рассказать это всем. Тот же, кто много знает, знает и то, , что можно знать ещё гораздо больше того, что он знает, и потому говорит только, когда это нужно другим, а если его не спрашивают - молчит. По Руссо Надо много учиться, чтобы осознать , что знаешь мало. Монтэнь Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь. Всегда говори правду, хотя бы ты и знал, что она будет неприятна. Тот, кто учён, но не прилагает к делу своей учености. Подобен человеку, который пахал бы, но не сеял. Арабская мудрость 1.Можно ли сказать, что любая человеческая жизнь – познание? Почему? 2.Что для вас является главным источником познания? 3.Расскажите об интересном открытии, сделанном вами. Что помогло вам его совершить? Прочитайте высказывание. Прокомментируйте своё отношение к позиции древнегреческого писателя, историка, политического деятеля Ксенофонта, жившего в 5 – 4 вв. до нашей эры. Поставили ли вы себе пределы в овладении какими- либо предметами? Почему? Рассмотрите произвольно выбранный вам ряд учебных дисциплин с точки зрения пользы их изучения лично для вас *** Ксенофонт Сократ постоянно указывал своим ученикам на то, что при правильно поставленном образовании в каждой науке надо доходить только до известного предела, который не следует переступать. По геометрии, говорил он, достаточно знать настолько, чтобы при случае быть в силах правильно измерить кусок земли, который продаешь или чтоб суметь распределить работу рабочим. «Это так легко, - говорил он, - что при небольшом старании не будешь затрудняться ни над каким измерением, хотя бы пришлось размерять всю землю». Но он не одобрял увлечения большими трудностями в этой науке, и хотя сам лично знал их, но говорил, что они могут занять всю жизнь человека и отвлечь его от других полезных наук, тогда как они ни к чему не нужны. По астрономии он находил желательным знать настолько, чтоб по небесным приметам узнавать часы ночи, дни месяца и времена года, уметь не потерять дорогу, держать направление в море и сменять сторожей. «Эта наука настолько легка, - прибавлял он, - что она доступна всякому охотнику, всем мореплавателям, вообще всякому, кто хочет сколько – нибудь ею заняться». Но доходить в ней до того, чтоб изучать различные орбиты, описываемые небесными телами, высчитывать величину планет и звёзд, их отдалённость от земли, их движения и изменения, - это он крайне осуждал, потому что не видел в таких занятиях никакой пользы. Он был такого низкого мнения о них не по неведению, так как сам изучил эти науки, а потому, что не хотел, чтоб на излишние занятия тратилось время и силы, которые могли быть употреблены на самое нужное человеку: на его нравственное совершенствование. Прочитайте высказывания. Что их объединяет? Чему вы научились у других людей? Каждый человек имеет вдругом зеркало, в котором он может ясно разглядеть свои собственные пороки, недостатки и всякого рода дурные стороны; но мы большею частью поступаем при этом, как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку. Артур Шопенгауэр «Познай самого себя» есть основное правило. Но неужели вы думаете, что можно познать себя, всматриваясь в себя? Нет. Вы можете познать себя только присматриваясь к тому, что вне вас. Сравнивайте ваши силы с силами других, ваши интересы с их интересами; старайтесь думать о своих интересах как о чём – то второстепенном, преклоняйтесь перед достоинствами других, исходя из уверенности, что в вас, вероятно, нет ничего особенного. Джон Рёскин Если мы сойдёмся трое, то я наверно найду двух учителей. Доброму человеку я буду стараться подрожать, а глядя на дурного человека, буду стараться исправить себя. Китайская мудрость Многому я научился у своих наставников, ещё более у своих товарищей, но более всего у своих учеников. Талмуд Познакомьтесь с ситуацией. Можно ли утверждать, что увлечение было для юноши способом познания? Какой выход из создавшеёся ситуацией вам кажется наиболее приемлемым? *** По Инге Преловской Судьба Сергея развивалась с поразительной для подростка целеустремлённостью. Искра интереса, вспыхнувшая на обычной экскурсии в планетарий, дома была сразу подмечена. Он стал завсегдатаем планетария, у него появились собственный телескоп, фотоаппаратура. Он поступил в кружок переменных звёзд в астрономическом институте. Который посещал два года. Фигура худощавого подростка в очках, хмуроватого и застенчивого, но настойчивого и терпеливого в работе, постепенно примелькалась в институте. На специальных пластинках он провёл оценку блеска четырёх звёзд, профотометрировав несколько сотен негативов.В школе, как и дома, к его увлечению отнеслись бережно. Когда Серёжа перешёл в девятый класс физико – математической школы, выяснилось, что сочетать ночные астрономические бдения с удвоенной нагрузкой по математике и физике тяжело. Не блистал он и по гуманитарным предметам. Мальчик отнюдь не относился к тем юным гениям, которым все даётся шутя. Отметки Серёжи в классном журнале склонили завуча к решению перевести его в обычную школу. Она искренне полагала: для его же пользы, пока не отстал безнадёжно. Учитель физики Яков Васильевич категорически воспротивился этому решению: « Увлечение надо поддержать углубленным изучением физики и математики». Однако учителя волновало самочувствие юноши в классе. Хорошо. Если человек увлекается математической, химией, литературой… Он делает успехи, которые видны всем. А астрономия? Конечно, о Серёжином увлечении в классе слышали, но оно было вне поля зрения.Нужно было оправдать доверие учителя. Постепенно стали накапливаться хорошие оценки. Появились первые успешные ответы у доски. Со всем эти пришла вера в собственные силы. Когда Сергей подал заявление а МГУ, астрономический институт адресует в приёмную комиссию характеристику, в которой будет сказано: « Получал результаты, представляющие научную ценность. Его работа была отмечена специальной грамотой, единственно выданной и не сотруднику, и не студенту…Не подлежит сомнению, что выбор им в качестве будущей специальности астрономии не является случайным…». К аттестату Сергей предложил дипломы двух астрономических олимпиад.Все это легко на чашу конкурсных весов, ноне уравновесило двух баллов, которые юноша не добрал на экзамене. Итак, прощай, астрофизика? Прочитайте о том, как разрешилась представленная выше ситуация. Расскажите о своём увлечении как способе познания. Как увлечение влияет на выбор жизненного пути? …В первых же числах сентября Сергей, поступивший в один из технических вузов, снова устраивается на работу в астрономический институт и отдаёт ей всё свободное время, потому что не может жить без астрономии. Через полгода после успешной сдачи сессии его всё – таки переводят в МГУ и он становится счастливым студентом, глубоко преданным любимой науке. Прочитайте высказывания. Сформулируйте цели своего познания. Наук бесчисленное множество, и всякая наука бесконечна, можно всё дальше и дальше идти к ней. И потому во всякой науке самое первое и главное – это знать, какие ещё менее важны и какие ещё и ещё менее важны. Узнать это нужно для того, что так как всего изучить нельзя, то надо изучить самое нужное. Лев Толстой В наше время накопляется огромное количество знаний, достойных изучения. Скоро наши способности будут слишком слабы, а жизнь слишком коротка, чтобы усвоить хотя бы одну только наиболее полезную часть этих знаний. К нашим услугам полное изобилие богатств, но, восприняв их, мы должны снова отбрасывать многое как бесполезный хлам. Было бы лучше иногда не обременять себя им. Кант При нашем преждевременном и часто слишком обильном чтении, дающем нам так много не переваренного материала, наша память становится обыкновенно хозяином наших чувств в кусов; поэтому – то нам часто необходимо большое усилие мысли, чтобы вернуть первобытную невинность нашему чувству, найти себя среди мусора чужих мыслей и взглядов, чтобы самим начать чувствовать и говорить и , я почти готов сказать, чтобы начать когда – нибудь самим существовать. Лихтенберг Персидский мудрец говорит:» Когда я был молод, я сказал себе: хочу познать всю науку. И я дошёл до того, что оставалось уже немного вещей, которых я не знал, но когда я стал стар, я увидал, что жизнь моя прошла, и я не знал ничего». Лев Толстой Выбросьте из вашего сердца и ума мысль познать всё на небе и на земле. Очень немного вообще существует такого, что мы можем когда – либо познать как относительно путей Провиденья, так и законов существования. Но и этого немногого достаточно, вполне достаточно: стремиться к большему не благо для нас. И будьте уверены, что за пределами действительных нужд нашего скромного существования и того царств, которым каждому из нас предназначено управлять в невозмутимом самообладании, т.е. самим собою, своими мыслями, словами, поступками, всякое увеличение знания усиливает горе. Джон Рёскин Наблюдения и вычисления астрономов научили нас многому, достойному удивления; но самый важный результат их наследования, пожалуй, тот, что мы не можем знать: без этих человеческих знаний разум никогда не мог бы представить себе всю огромность этой бездны, а размышление об этом может произвести большую перемену в определении конечных целей деятельности нашего разума. Кант Прочитайте высказывание. Чем информированность отличается от истинного знания? Человек живёт только для того, чтобы, насколько это позволяют его силы и его положение, содействовать благу своему и своих ближних. Чтобы скорее достигнуть при этом своей конечной цели, он пользуется опытом предшественников. Он учится.Учиться помимо этой цели, просто для того, чтобы иметь возможность пересказать все, что другие сделали, значит заниматься последней из наук. Такой человек так же мало может называться действительно учёным, как каталог – книгой. Быть человеком значит не только знать, но и делать для будущих поколений то же, что предшествовавшие сделали для нас. Неужели я должен проводить жизнь в изучении истории учёных только для того, чтобы не открыть снова того, что было уже открыто прежде? Повторяют же умышленно одну и ту же мысль дважды, и никакой беды в этом нет, если она только выражена с новой стороны. Если ты думал сам, то твоё открытие того, что раньше открыто, будет всё – таки нужно. Лихтенберг Прочитайте высказывания. Какие способы познания известны вам? Есть два способа познания внешнего мира.Один – самый грубый и неизбежный – способ познавания пятью чувствами. Если бы этот способ познания был один, то из этого способа познания не сложился бы в нас тот мир, который мы знаем, а был бы бессмысленный хаос.Другой способ – в том, чтобы, познав любовью к себе себя, познать тою же любовью другие существа: людей, животных, растений, камни, небесные тела, и опять, посредством любви, отношений образовать весь мир, как мы знаем его.Этот способ познания есть восстановление нарушенного первым способом познания единения между существами. Способ познания этот основан на любви, т.е. на слиянии себя со всеми другими существами, с богом. Лев Толстой Человечество есть вечно учащийся человек. Отдельные люди умирают, но истина, до которой они додумались, та правда, которую они сказали, не погибает вместе с ними. Человечество хранит всё это, и человек из могил умерших пользуется тем, что добыто людьми, жившими до него. Каждый из нас родился в мире верований человечества, жившего до нас; и каждый бессознательно вносит что – нибудь более или менее ценное для жизни человечества, которое ему унаследует. Воспитание человечества совершается подобно те восточным пирамидам, для которых каждый проходивший мимо клал по камню. Мы, минутные жильцы, отзываемые для пополнения нашего воспитания в иное место, уходим; но воспитание человечества, хотя и медленно, но совершается непрерывно. По Иосифу Мадзини Кто – то сказал мне однажды, что в каждом человеке таится нечто очень хорошее и человеколюбивое, а также и нечто очень дурное и недоброжелательное; и смотря по тому, как он расположен, проявляется то одно, то другое. Это совершенно верно! Вид чужих страданий вызывает не только в разных людях, но и в одном человеке один раз безграничное сострадание, а другой раз некоторое удовлетворение, которое может усилиться до самого жестокого злорадства. Я и сам на себе замечаю, что на все существа я смотрю иногда с задушевным состраданием, иногда с величайшим равнодушием, а подчас с ненавистью и даже злорадством. Всё это служит явным указанием на то, что у нас есть едва различных и даже прямо противоположных способа познания: один – по принципу обособленности, разобщенности, отчужденности, когда все существа кажутся нам совершенно чуждыми, когда они – решительно не я: мы не можем тогда к ним чувствовать ничего, кроме равнодушия, зависти, ненависти, злорадства. И другой способ познания, который мне хотелось бы назвать познанием по сознанию его единства со всеми. При этом способе познания все существа кажутся нам тождественными с нашим я, и потому вид их вызывает в нас сострадание и любовь. Один тип разделяет нас друг от друга непроницаемой стеной, другой убирает стену, и мы сливаемся в одно. Один способ научает нас чувствовать относительно каждого существа, что оно – я, а другой, что оно – не я. Александра Лопатина Путь к познанию Александра Лопатина Важный господин вошёл в класс и поздоровался с учителем. Учитель поклонился в ответ. -Вы не узнаете меня, учитель? – спросил господин, снимая шляпу. -Мой самый озорной ученик! –всплеснул руками учитель. -Не понимаю, как вы терпели мои выходки? – улыбнулся важный господин. -Я любил тебя за пытливость и любознательный ум. Кто бы мог подумать, что ты так изменишься, - ответил учитель. - Да, я изменился, стал учёным и совершил много открытий. Всегда я помнил ваши слова: « К познанию нет близкой дороги» - и упорно шёл вперед. - Удостойте нас чести, расскажите ученикам о ваших достижениях, - попросил учитель. Важный господин долго рассказывал детям о своих открытиях, а потом предложил задавать вопросы. - Эх, тяжело столько лет учиться! – выкрикнул кто – то. -Тяжёл подъём, но с вершины знаний виден весь мир. Теперь я достиг вершины и наслаждаюсь пройденным путём. -Наш учитель говорит: « Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём», - тихо заметила одна девочка. Господин смеялся, а учитель ласково проговорил: - Главное, дети, запомните: дорога знаний бесконечна. Одни идут по ней всю жизнь, другие проходят лишь часть пути, но она не оборвётся, пока люди идут вперёд. - Спасибо за новый урок, учитель, - сказал важный господин на прощание. Впрочем, он уже не выглядел таким важным и довольным собой. Какой урок учитель преподал своему ученику? Определите круг своих познавательных интересов с точки зрения актуальности для вас. Выделите, что вам необходимо узнать о семье, профессии, общественной деятельности, творчестве, партнёрстве, искусстве. *** Леонид филатов Ну вот, наконец, закончился Итоговый ваш урок, И вот, обретая отрочество, Шагнули вы за порог. Не знает никто, не ведает, Кем быть и куда спешить… Пусть кто – нибудь посоветует: Как дальше на свете жить?... Задай – ка свои вопросы вы Любой из учёных глыб – Ньютоны и Ломоносовы Ответить вам не смогли б!.. Ученики до сих пор малы, Чтоб все это разрешить, И нету на свете формулы,, Как надо на свете жить?.. Из тыщи людей, наверное, Найдётся один чудак, Который в одно мгновенье Расскажет нам, что и как. Как надо варить и шить. Но знает ли этот умница, Как надо на свете жить? | |
Просмотров: 4779 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|