Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Урок самопознания Дата 23.01.14 г. № 19 Тема: Мой дом Ценность: любовь, уют Качества: забота, ответственность, гостеприимство Педагог: Климина Любовь Сергеевна Класс: 1 «А» Количество уч-ся 15 Цель: формирование представлений о понятиях «дом», «семья», о взаимоотношениях в семье, гостеприимстве и традициях. Задачи: - обогатить словарный запас учащихся казахскими словами обозначающие традиции - развивать стремление заботиться о близких и родных людях; – раскрывать значимость гостеприимства; – развивать способность понимать и уважать традиции народов; – воспитывать уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям, к обычаям и традициям народов, проживающих в Казахстане. Ход урока: 1. Организационный момент. Позитивный настрой. Сядьте на ковер в круг подогнув под себя ноги. -Закроем глаза. Представим что мы сидим на большом, красивом, цветущем ковре природы. Щебечут птицы. Дует теплый ветерок. Давайте, сейчас тихо-тихо прошепчем природе: «Здравствуй!» Молодцы! Открывайте глаза. А теперь встаньте и поздоровайтесь друг с другом на казахском языке: «Сәлеметсіз бе!» 2. Проверка домашнего задания. Презентация работ. 3. Позитивное высказывание. Цитата. «Почитай и уважай других, и сам будешь в почёте». На казахском языке это звучит так – «Сыйласаң, сыйлы боларсың» Казахский писатель Шакарим Кудайбердыулы Как понимаете смысл этой фразы? 4. Беседа. С. 72 – 73 учебник самопознания Ануарбек Дуйсенбаев «Мой дом» Какой дом построил человек? Для чего одел колпак? Для чего в руки взял домбру? Почему человек называет свой дом добрым? Рассказ учителя Изложение содержания казахской притчи «Қонақ асы». Давным-давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу. Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал: – Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей. Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом: – Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть? • Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы учащихся). Продолжение притчи. Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои, как говорил акын: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения… – Миновали века. Многое переменилось с тех пор. Но казахский народ сохранил традиции гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня или ночи в жилище казахов, каждого ждут почет и уважение, теплый прием и щедрое хлебосольство – «қонақ асы» • Что означает слово «қонақ асы»? • Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца? (Ответы учащихся). • Кто и когда приходит к вам в гости? • Как встречают гостей в вашем доме? • Как вы понимаете слово «гостеприимство»? • Каким должен быть дом, чтобы его можно было назвать гостеприимным? (Ответы учащихся). Учитель пишет это слово на доске и обращает внимание на то, что оно состоит из двух частей – «гость» и «приём». Учитель обобщает ответы учащихся, обращая внимание на то, что у многих народов всегда с радостью и почтением, с уважением и дружелюбием принимают гостей, при этом обязательно накроют стол, подадут вкусное угощение, развлекут гостя беседой, играми и песнями. 5. Подарок детям. Игра «Гостеприимство» Учитель предлагает разделиться на две группы и разыграть сценки приема гостей. Одна группа показывает, как встречают взрослых родных и близких, вторая группа – как друзья отправляются в гости к сверстникам. Цель: показать правила гостеприимства и этикета. 6. Творческая деятельность. «Дастархан» (коллаж) Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает краски, фломастеры, листы ватмана, а также рисунки, иллюстрации из старых журналов, открытки с изображением различных блюд и составляет коллаж на тему: «Дастархан». Презентация работы. . Исполнение песни «Родительский дом» 8. Домашнее задание. С.60 тетрадь ученика. Составь словарик традиций разных народов. (презентация на 2 уроке) 9.Заключительная минута тишины. – Гостеприимство и дружелюбие стали национальной чертой и важной традицией казахского народа. Из поколения в поколение передается традиция завершения праздничного дастархана. Это очень важный момент. Его особый смысл заключается в напутствии и благословении очага и дастархана гостеприимного дома – «бата». Благословение-бата дает самый старший по возрасту и уважаемый гость. Выражая благодарность хозяевам, гость может сказать: «Пусть благословен будет ваш дастархан! Здоровья, счастья и мира вашему дому!» Давайте и мы завершим наш урок добрыми пожеланиями друг другу. Музыкальный фон Спасибо! | |
Просмотров: 2101 | Комментарии: 25 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|