Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

Интеграция предметов «Самопознание», религиоведение и Мировая Художественная Культура.( Из опыта работы)
Трякина Наталья Петровна,
Государственное учреждение «Гимназия «Самопознание»»,
ННПООЦ «Бобек», учитель самопознания
г. Алматы, Казахстан.

« Интеграция предметов «Самопознание», религиоведение и Мировая Художественная Культура»
(Из опыта работы учителя )

В образовательных программах современной педагогической науки, основанной на 5 общечеловеческих ценностях, проводятся занятия по системе «Educare» (выявление), т.е. выявить и извлечь изначальную суть человека априори, заложенной в нем. Эта суть, т.е. вечные нравственно-духовные ценности,являются общими для всех людей на Земле.
Говорят, что новое – это хорошо забытое старое, поэтому
( цитирую)…многие тысячелетия люди на разных языках говорят об одном и том же: о великом и непогрешимом Создателе. Сколько бы ни было видов религии, все они утверждают, что Всевышнему присущи справедливость и любовь… Абай. Согласно Абаю, познать Истину-это значит постичь смысл своей жизни, осознать связь между бытием человека и бытием Бога.
Древние наставления по духовному развитию личности выдержали испытания тысячелетий и в XXI веке должны раскрываться в таких школьных дисциплинах, как: Религиоведение, Самопознание, Мировая Художественная Культура.

… Духовная связь поколений …Культурное наследие человечества…Взаимосвязь общечеловеческих, этнокультурных и национальных ценностей…
Эти темы изучаются на уроках самопознания в 10-11 классах. Беседовать об этом мне с ребятами легко, так как они изучают предмет «Мировая Художественная Культура» и очень хорошо определяют тот или иной стиль художника, скульптора, архитектора в различных эпохах. Знакомство с шедеврами искусства, со знаменитыми памятниками художественной культуры позволяет раскрыть многообразие и взаимосвязь культурно-исторических традиций. Нет культуры вообще, а есть культура определенной эпохи, определенного класса, народа, общества; и она должна раскрываться с позиции историзма. На уроках «Мировой художественной культуры» мы говорим о формах культуры в обществе, о факторах развития этих культур, о взаимосвязи людей в конкретной культуре, говорим о сравнении разных культур, существующих во времени. Но ведь культура любой эпохи начинается с религии, а знания о религии накапливались в течение многих столетий. Начиная с солнцеголового божества в наскальных рисунках первобытной эпохи, зооморфных богов Египта, богов- олимпийцев древней Эллады и заканчивая мировыми религиями. Говоря о культурном наследии человечества, нельзя не затронуть творчество Рафаэля Санти, автора мадонн, божественного Санцио- как называли его современники. Ведь не зря его знаменитая Сикстинская Мадонна считается самой красивой картиной в мире! Но почему Рафаэль в основном изображал богоматерь? Такой вопрос я задаю ребятам уже в 9 классах на факультативе по религиоведению. Ведь в каждой картине художник раскрывает свой внутренний мир, свое мировоззрение, своё отношение к миру, в котором он живет. Рафаэль был католиком по вероисповеданию, а в католицизме образ Девы Марии окружен глубоким почитанием и считается святыней.
Другой пример: подчеркните корень в следующих словах: родня, родители, родник, родословная, родимый, Родина, и т.д. Оказывается Род- это имя главного языческого бога у древних славян, и самые главные и важные слова в нашей жизни имеют это корень. Так что отголоски религии, хотим мы этого или нет, сопровождают нас на протяжении всей жизни. Еще древние славяне считали, что в центре земли есть огромное мировое дерево, крона его упирается в небесный мир богов, ствол пронизывает земной мир людей, а корни опускаются в подземный мировой океан-царство мертвых.
Никто никогда не видел этого дерева, но считалось, что оно дарит людям плодородие и помогает в деторождении. Изображение мирового дерева встречалось очень часто в орнаментах тканей древних славян. А в наше время тоже есть праздники, связанные с деревом. Это Новый год, Троица и т.д. Я хочу подчеркнуть, что на всех моих уроках мы изучаем религию как составную часть культуры в её взаимодействии с другими областями деятельности человека: как религия объясняет мир, какие нормы поведения предлагает, как влияет на эмоциональную жизнь человека, на развитие общества. Если мы утверждаем (цитирую): «Цивилизация- это совокупность материально-технических, социально-политических и духовных характеристик общества, а культура- это душа цивилизации» (Тойнби А.Д.) то, судя по этой схеме: HOMO-FABER - ЧЕЛОВЕК-ТВОРЕЦ: Производительные силы, Общественные отношения, Государство, Социальная позиция, Искусство, Формы сознания (мировоззрение, религия), -
религия, искусство и культура как формы сознания должны изучаться параллельно.
Религиоведение - это многоплановая дисциплина, которая должна объединяться в систему. Эта система невозможна без диалога и взаимопонимания других предметов.
Свои уроки я выстраиваю по принципу полихудожественного развития школьников, т.е. пробудить сферу эмоциональных чувств, подсознание, организовать труд души. Поэтому урок должен быть проблемным, он должен взволновать, заставить задуматься. На каждом уроке обязателен «визуальный ряд». Это символьные обозначения каждой религии и обязательно символические формы, отраженные в образах искусства. Если это Ислам, то искусство орнамента арабеска и каллиграфия, которая считается «музыкой для глаз». В Исламе запрещается изображение живых существ, и мастера арабского мира все свое умение и талант вкладывают в эти орнаменты.
Если мы говорим о Христианстве, то крест- это атрибут христианства, символ Христа, но крест - это древнейший солярный знак у большинства языческих народов. А почему в шаныраке (свод юрты) тоже мы находим крест? Это символ Тенгрианства- древнейшей религии тюрков и монголов- это символ бога Тенгри, владыки синего неба. А тюбетейка на голове мусульманина сшивается из четырех треугольников и шов в виде креста! Когда в молитве он склонят голову перед Аллахом, то богу виден это крест!
А шестиконечная звезда Давида в религии Иудаизм была важным символом не только в Христианстве, но и в Исламе, где она использовалась в качестве сильного талисмана. В виде солярного символа она встречается в культуре древних славян.
На уроках «Самопознание», объясняя тему: «Вечный поиск – вечный путь» в 10-х классах, мне нужно раскрыть понятие «Истина» как одно из пяти общечеловеческих ценностей. Утверждая, что Истина – это божественное начало, которое происходит от голоса человеческой совести, я обращаюсь к знаменитой картине Н. Ге «Христос и Пилат». На ней мы видим истерзанного и измученного Христа, стоящего перед своим судьей - Пилатом. Христос произносит: « Я есть Истина». Почему слова Христа это истина? Потому что Христос знал, что в конце концов правда восторжествует, а христианская мораль гласит, что человек может и должен понять подлинную суть добра и зла на Земле.
Очень осторожно, методом сравнения и «сквозного действия», я провожу параллель между разными религиями, используя как бы «зацепляющий крючок», который должен разбудить, заставить задуматься, настроить на эмоционально-чувственную сферу. Основной метод моих уроков - это художественно- педагогическая драматургия. Мы должны учить, но ученик не должен этого подозревать. Главное требование к уроку – это его художественная ценность и видение образованного человека, поэтому компетентность учителя - главное ключевое слово каждого урока. Но компетенция - это интегральное качество личности, которое проявляется в самостоятельной жизни и в выборе профессии наших выпускников. Поэтому необходимо формировать на уроках «Самопознание», Религиоведения и Мировой Художественной Культуры нравственную компетентность, это значить жить по нравственным законам, сочетать в себе воспитанность, интеллигентность, благородство, широкий кругозор, творческую индивидуальность, гуманитарное сознание и саморазвитие. Воспитание нравственности - это умение принять на себя ответственность за свои поступки, это внутренняя установка человека действовать согласно совести, а совесть это основа нравственности. Поэтому предназначение любой религии заключается в том, что воспитать нравственных людей.
При изучении мировых религий используя знания из уроков Мировой Художественной Культуры ученики знают, что все эти религии монотеистичны, т.е. признают единобожие, и в каждой религии бога называют своим именем. Но в любой религии бога можно назвать Абсолют, т.е. вечный, безусловный, совершенный, бесконечный, неизменный субъект, который не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его. Значит,не может быть один Бог лучше, а другой хуже. Бог един, это Абсолют, только с разными именами. Так же, как и пророки, посланные людям с божественным откровением: Моисей-Муса, Иисус-Иса, Авраам-Ибрахим, Соломон-Сулейман.
Если все религии имеют много общего, то никаких противоречий в религиозном сознании человека быть не должно. Нужно просто научиться понимать других людей, чей образ мысли и действия являются иными. Изучение основ религиоведения способствует воспитанию толерантности, гражданской ответственности, гармонизации человеческих отношений между представителями различных религиозных мировоззрений.
Таким образом, интеграция таких важных и необходимых предметов, как Самопознание, Мировая Художественная Культура и Религиоведение связана с вечными общечеловеческими ценностями и должна осуществляться комплексно, как единое целое нравственно-духовного и интеллектуального развития. Эти знания способствуют воспитанию толерантности, гражданской ответственности, гармонизации человеческих взаимоотношений, личностного роста и саморазвития.
Категория: Самопознание | Добавил: ТатьянаТатьянка (2014-04-01) | Автор: Трякина Наталья Петровна
Просмотров: 1640 | Теги: истина, общечеловеческие ценности, самопознание, духовная саязь | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru