Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Кедрук Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, ГУ «Гимназия «Самопознание»» ННПООЦ «Бобек» Г.Алматы Казахстан «Жить по совести» ( Самопознание 4 класс) Цель: углубить представление учащихся об общечеловеческой ценности – праведном поведении Задачи: 1)Раскрытие значения понятия «совесть» 2)Развитие стремления жить в ладу с совестью 3)Воспитание таких качеств, как честность, правдивость Оборудование: рабочая тетрадь, аудиозапись песни «Прекрасное далеко» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина. Ход урока 1.Позитивный настрой «Концентрация на дыхании»(под спокойную гармоничную музыку) - Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки и ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени. Вдо-о-ох …, вы-ы-ыдох … (9-10 раз). 2.Проверка домашнего задания (стр.53 по Тетради ученика. Рассказ А.Гайдара «Совесть»). Пересказ двумя учениками. Вопросы: Какой поступок совершила Нина? Почему девочка заплакала? Как бы вы поступили на её месте? Что подсказывает нам делать правильные поступки? Проблемный вопрос: - Как вы понимаете слово «совесть»? 3.Цитата урока «Правда — это значит победа совести в человеке.» Пришвин М. М. - Как вы думаете, почему правда является победой совести? Прочтение цитаты вслух всем классом сначала тихо, потом погромче, затем четко и громко. 4.Рассказывание притчи (беседа) Стеклянный человечек У одного мальчика был маленький друг – Стеклянный Человечек.Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не сделал Мальчик то, что просила мама, а собирается идти гулять – Стеклянный Человечек, уже не прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит: Нельзя думать так, Мальчик. Сначала сделай дело, а потом иди гуляй. Стыдно станет Мальчику, но принимается за дело: всё сделает, а потом идет гулять. Человечек молчит и становится прозрачным. Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он часто играл во дворе. Прошёл один день, второй – а Мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек … 5. Работа в группе. - Ребята, придумайте конец притчи. Учитель рассказывает окончание притчи. … стал темный, как туча. - Что я сделал плохого или подумал? – с тревогой спросил Мальчик. - Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого … но забыл о своём товарище. - Стыдно стало Мальчику, и он пошел к больному другу. Понес ему цветы и большое-большое яблоко, которое подарила ему мама. - Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его Совесть. 6. Упражнение «Ситуация» Учащиеся знакомятся с жизненными ситуациями и дают свои ответы, как поступить. А) Ситуация первая Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите? Дети высказываются по поводу ситуации Б) Ситуация вторая Классный руководитель. Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия? Дети высказываются по поводу ситуации. В) Ситуация третья Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу? (Может быть, учителю не стоило так поступать?Или решить эту ситуацию как-то по- другому) Г) Ситуация четвертая В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором, как оказалось, было 100 тенге. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить? Обобщение.Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. 6. Домашнее задание - с.56 тетради, з. №4 7. Групповое пение песня «Прекрасное далеко» муз. Е.Крылатова сл. ЮЭнтина 8. Круг «От сердца к сердцу» - Давайте сделаем первый шаг и мысленно попросим прощения у того, кому мы причинили боль или нанесли обиду. | |
Просмотров: 2056 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|