Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
В Послании Президента Республики Казахстан 2012 года в числе приоритетныхзадач определен вопрос качественного роста человеческого капитала в стране. «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» - призывает Н.А.Назарбаев нас, казахстанцев. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. В Конвенции ООН о правах ребенка обозначено «право на полноценное нравственное развитие». Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми должен руководствоваться человек с раннего возраста, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Национальная система образования ориентирована на развитии личностного потенциала подрастающего поколения, формировании у детей и молодежи гуманных убеждений и опыта нравственного поведения через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы. «Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы - развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей. Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала посредством создания своего внутреннего мира, осмысление своей неповторимой индивидуальности. Средства предмета «Самопознание» ориентированы на оказание содействия иподдержки учащимся в приобретении жизненно важных умений и навыков широкого спектра, позволяющего им проявлять созидательную активность, направленную на служение обществу. Нравственно-духовное образование уроков «Самопознание» осуществляется через достижение общих целей: - содействовать гармоничному становлению личности посредством целенаправленного развития следующих важных ключевых компетенций: - определять свою жизненную позицию; - конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам; - выстраивать доброжелательное отношение с собой, людьми и окружающим миром; - оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких; - жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях; - проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм; - проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки; - развивать на практике навыки служения обществу. Ключевые компетенции служат ориентиром для всех участников образовательного процесса и основанием для определения содержания учебного предмета «Самопознание», организации нравственно-духовного образования. Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Основой современных требований к построению педагогического процесса является создание условий для соучастия в организации собственного обучения, проявлении его подлинной самостоятельности, способности к творчеству, его высокой потребности в сотрудничестве. Необходимость реализации этих требований делает актуальной разработку таких педагогических технологий, в которых акцент перенесен на уникальность и самобытность личности. Задача формирования личности учащегося выступает как задача обеспечения его культурно-личностного роста. Решение этой задачи возможно через организацию обучения, передачу определенного культурно-исторического опыта как личностно значимой ситуации, затрагивающей базовые личностные образования, в частности субъектный опыт самого ученика. Цель работы Показать возможности применения психологического сопровождения урока как средство самопознания личности школьника в развивающем обучении. В работе делаем упор на организацию поисковой и исследовательской деятельности на уроках в группах. В учениках воспитываем стремление к самосовершенствованию, развиваем инициативу и творчество. Использование интерактивных форм обучения: игровых, коммуникативных, исследовательских технологий - дает широкие возможности для развития личности ребенка, креативности младших школьников. Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувства психологической защищённости, радости познания, развития его индивидуальности. Стараемся создать максимально благоприятные условия для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ученика. Используя психологическое сопровождение урока в развивающем обучении, мы лучше и яснее понимаем внутренние психологические условия для достижения успехов в развитии своих учеников. Выбор форм, методов и приёмов обучения исходит из содержания самого предмета, определяется воспитательными и дидактическими целями, возрастными и психологическими особенностями обучающихся. При подготовке к урокам, выделяем следующие основные компоненты: • социально-детерминированные цели урока (оптимальное общее развитие школьников; знания умения и навыки для достижения этой цели); • содержание учебного материала (система заданий, направленная на формирование умений отличать известное от неизвестного, оценивать свои мысли и действия, пропустив их через призму своего "Я", оценивать мысли, действия, поступки других людей); • дидактические условия проведения урока (многогранность, процессуальный характер, коллизии, вариантность); • формы общения учителя и детей: сотрудничество, сотворчество, сопереживание; • методы деятельности учителя и детей на уроке - решение нравственных и познавательных коллизий, решение проблемных ситуаций; • анализ со стороны детей результатов урока (подведение итогов личного участия в решении проблемы); Примером такого урока служит урок литературного чтения на тему: Урок – портрет Виктор Гюго "Козетта". (Приложение №1) Таким образом, анализ произведения проходит через каждого ребёнка, через его качества, которые он понимает и применяет, развивая такиеключевые компетенции, как оказывать посильную помощь людям, быть искренним в мыслях, словах и действиях. Необходимым условием успешности таких занятий должна стать опора на принцип активной личной вовлеченности каждого в учебный процесс, принцип ситуативности, образовательной рефлексии. С целью развития умения анализировать черты характера, формирование адекватной самооценки и потребности в самовоспитании и самосовершенствовании проведёнурок самопознания на тему " Любовь в моём сердце ", который стал как бы продолжением урока литературного чтения. (Приложение № 2) Таким образом, уроки самопознания дают возможность учителю использовать интерактивные методики преподавания. Они помогают педагогу направить ученика на познание истин, вечных ценностей нашей жизни, развитие самопознания личности школьника через усиление психологического аспекта урока мы осуществляем с опорой на развитие ключевых компетенций. Развитие важных личностных качеств формирует опыт коммуникативного взаимодействия школьника с социальным окружением, развивает организаторские способности, контактность, терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию, навыки лидерства и подчинения. Тем самым решается задача социализации как составляющей современного образования. Литература. 1. http://www.akorda.kz Официальный сайт Президента Республики Казахстан. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г. 2. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание». ГОСО РК 2.004.043.-2010» 3. Е. М. Горенков Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л. В. Занкова. Начальная школа, 2002 №12. 4. Л. В. Занков Избранные педагогические труды. М. Педагогика, 1990. 5. М. И. Оморокова "Совершенствование чтения младшего школьника" АРКТИ Москва 1999. | |
Просмотров: 1568 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|