Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

Опыт работы с учебно-методическим комплексом по самопознанию»
Доклад: «Опыт работы с учебно-методическим комплексом по самопознанию»
Велика роль дошкольного воспитания в становлении личности ребенка. В детском саду ребенок овладевает разнообразными умениями, навыками, учится видеть мир, мыслить, усваивает, что такое хорошо и что такое плохо.
Программа «Самопознание», в эксперименте по которой я работаю уже 4 года, дает возможность более полно решать задачи последовательного формирования личности ребенка, раскрывать и обогащать его внутренний и духовный мир, осуществлять коррективное познание самого себя и другого человека.
На занятиях дети учатся говорить о себе, о своих чувствах, мыслях и поступках, анализировать их и давать им адекватную оценку, слушать как себя, так и других, принимать людей такими, какие они есть, проявляя к ним доброжелательность и терпимость. Для воспитания гармоничной личности необходимо развивать не только познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, речь и мышление), но и эмоциональный интеллект, личностные качества ребенка.
В методическом арсенале УМК по программе «Самопознание» очень много педагогических находок, которые я реализую не только на занятиях с детьми, но и вне их.
В этом смысле бесценным источником формирования нравственных качеств личности я считаю литературу. Особое внимание я проявляю к детям, которые выражают безразличие, равнодушие к несчастьям сверстников. Несправедливое наказание, обида непринятого в общую игру, ушибленное колено, недоставшаяся игрушка — все это может больно ранить ребенка. И здесь очень важно, как отнесутся к этому его товарищи по группе. В таких ситуациях я обращаюсь к соответствующей сказке, повести или рассказу, чтобы напомнить детям аналогичную ситуацию. Особенно действенны в работе с такими детьми игры- беседы с куклами — персонажами и игры-драматизации.
Такие игры дают ребенку стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями и на данный момент как бы забыть о себе. Игры-беседы позволяют уже на основе такого действенного сопереживания, как проигрывание роли, немного отойти от нее, став самим собой, и, зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему уже со своей позиции, что чаще всего и вызывает у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных персонажей. Я хвалю ребенка за такое правильное, доброе и справедливое отношение к героям сказки или рассказа и незаметно переключаю внимание детей на аналогичные ситуации, которые имели место в группе.
Моя главная цель здесь — формировать обобщенное отношение к добру и злу, способность различать добрые и злые поступки, умение не только совершать добрые дела, но и достаточно стойко противостоять злым, несправедливым поступкам.
Хотя нынешних детей подчас ставят в тупик коллизии старых сказок. Что хорошего в предательнице — лисе, из-за которой доверчивый волк попал в беду, а потом еще ее же на спине вез — «битый небитого», или в добром молодце, который не дал роздыху «Чуду-юду»? Так ли уж симпатичен мужик, деливший с медведем совместно выращенный урожай: если просо, то себе вершки, а компаньону корешки, а если репа- наоборот?...
Такая нравственная взыскательность — отличительная черта человека наших дней, с его обостренным вниманием к проблемам этики, неприятием насилия и унижения, тревогой за все живое. Отражаясь в восприимчивой детской душе, эти особенности современного миропонимания порой вызывают у моих детей неожиданную реакцию на фольклорные сказки и на более современные произведения.
Поэтому я организую «Литературные вечера» с участием родителей, на которых слушаем не только сказки и рассказы, предложенные УМК, но и придумываем новые произведения нравственного содержания совместно с детьми, используя д/и «Салат из сказок» . Дети и родители с удовольствием откликаются на предложение придумать новую сказку или рассказ. Произведения получаются облегченными, чрезмерно рационалистическими и самодовлеюще забавными, но в то же время парадоксально добрыми, разумными и чрезмерно последовательными в утверждении идеалов человечности.
Я думаю, что на следующий год я смогу представить альбом сказок придуманных старшими дошкольниками. Так же в своей работе я использую решение детьми социально-нравственных смысловых задач. Это ситуации проблемного типа, которые не имеют готового и однозначного ответа, в силу чего они требуют от ребенка сложной внутренней работы по определению своего отношения к другому человеку.
Для этого создаю проблемные ситуации в форме задач из которых ребенок должен найти выход, опираясь на уже сложившийся у него эмоционально-ценностный опыт. Это, на мой взгляд, та особая сфера жизни и деятельности детей, которая формирует способность совершать положительный поступок. Признаки такого рода сложных ситуаций состоят в следующем:
а) вариант решения не является единственным, возможно несколько вариантов;
б) нравственный способ поведения предполагает, как правило, некоторое ущемление личных желаний и интересов.
Такие задачи задаю на примере любой деятельности: игровой, продуктивной, трудовой. Создавая ситуации, подбирая конкретный материал для них, я всячески поощряю активность ребенка, побуждая его к самостоятельному поиску решения задач. И при этом не навязываю определенной линии поведения, не требую только данного способа разрешения ситуаций, а подвожу к независимому и самостоятельному принятию решений.
Очень важно то, что в программе «Самопознание» делается акцент на вовлечение семьи в осуществлении предлагаемой программы, что оказывает влияние на системность и педагогичность семейного воспитания.
Родители являются главными соучастниками детей и педагога в подготовке к занятиям, проведении праздников и развлечений, они же вместе с детьми учатся быть добрыми, любящими, благодарными.
По прошествии 4-х лет экспериментальной работы я понимаю: долг каждого педагога заключается в том, чтобы дать ребенку обрести свое «Я». Теперь для меня осознанно звучит высказывание знаменитого грузинского педагога Шалвы Александровича Амонашвили, чей педагогический авторитет признан во всем мире: «Действительно гуманная педагогика- это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя».
Я рада и счастлива, что являюсь одной из первых преподавателей по предмету «Самопознание». Мои воспитанники и я стоим у истоков творческого пути Самопознания. И я думаю, в будущем мои дети скажут, как когда-то сказал Экзюпери: «Я пришел из детства, как из страны».
Категория: Самопознание | Добавил: rufa-t (2014-11-08) | Автор: Туртулова Руфия Васильевна E
Просмотров: 1192 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru