Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Урок самопознания в 6 классе подготовила Замотаева М.А. Кирилловская с.ш. Тема: Природа и мы Цель: углубление представления и знаний учащихся о ценности природы для человека и роли человека сохранении богатств природы; Задачи: - раскрыть сущность взаимосвязи человека и природы; - развивать умения ценить красоту природы, понимать её, заботиться о ней; - воспитывать заботливое и бережное отношение к окружающей среде. Методы: чтение, беседа, практическая работа, работа с книгой. Ресурсы: хрестоматия о природе, музыкальный материал, слайды. Круг радости Приглашаю вас в круг радости и предлагаю улыбнуться друг другу - Сколько улыбок радостных и приветливых я вижу на ваших лицах! Сейчас послушаем стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром!» Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные берёзы, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки. И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» Сообщение темы урока. Побеседуем - Ребята, подумайте над словами известного детского поэта С.Маршака: Человек, хоть он будь трижды гением, Остаётся мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава, Не стыдитесь этого родства. Вам даны от вашего рождения Сила, стойкость, жизненность растений. • Как вы думаете, почему поэт сравнивает человека с растением? • Почему мы радуемся, улыбаемся распустившимся ландышам, смеёмся, увидев, как малыш шлёпает по лужам? • Какими качествами должен обладать человек, чтобы видеть и понимать красоту окружающей природы? • Может ли природа исцелить человека, поддержать его в трудный момент, вернуть ему силы? - Мы любим природу и называем её ласково «Матушкой». Потому что она нас кормит, поит, ласкает, лелеет. Не зря говорят: «Человек – дитя природы». Но люди ещё не научились её уважать и беречь. Мы не можем жить без чистой воды, чистого воздуха, зелёной травы, солнечных лучей, щебетания птиц, но очень часто человек забывает о том, что природа – друг человека. • Как он должен к ней относиться? • Почему нужно охранять и беречь природу? • Как вы ощущаете свою связь с природой? • Как вы думаете, что является бесценным в природе? • В чём смысл ценности природы для человека? • Что значит бережно относиться к природе? Цитата урока Природа не может перечить человеку, Если человек не перечит её законам. М.Пришвин. • Как вы понимаете смысл изречения? (человек должен понимать природу, не принимать противоречащих законам природы решений, беречь её, жить с природой в гармонии) Чтение - Предлагаю вам прочитать в учебнике рассказ «Зелёное утро» Рэй Брэдбери стр. 94-97. Читая, обратите внимание на состояние природы на Марсе. • Почему рассказ называется «Зелёное утро»? • Почему Бенджамен Дрискол считал своё дело самым сложным? • Как изменилась жизнь планеты, когда на ней поднялись зелёные деревья? Появление новых зелёных насаждений, посаженных человеком, стало бесценным даром для планеты Марс, и в то же время, это сделало возможным жизнь на ней человека. при всей фантастичности сюжета рассказа эта мысль отражает реальное значение природы в жизни человека в облагораживании природы. Взаимодействуя с природой, человек не только использует её богатства в своих целях, но и сам ответственен за состояние природы, за преумножение её богатства. Задание У вас было домашнее задание подготовить сообщения на тему: «Какое влияние оказывает деятельность человека на окружающую природу» Слушаем экспертов. (уч-ся описывают состояние окружающей природы, высказывают мнение о том, что может сделать человек, чтобы помочь природе) Учебная информация Чтение и обсуждение информации в рубрике «Узнаём новое» на стр. 97 Чтение стихотворения Екатерины Федотовой «Диалог с природой» (несколько уч-ся подготовили чтение наизусть) Хочу побыть наедине с тобою, Чтоб состоялся молчаливый диалог. Хочу послушать я сегодня, Что мне нашепчет ветерок. Что скажет нежная трава, Что скажут мудрые деревья. Сто скажет желтая листва, Что ей сказать прикажет ветер. Прохладной, мягкою струёй Коснётся рук моих рука. Задумчиво качнётся дуб И на меня посмотрит свысока. И ноги обожжет роса Своим дыханием прохладным. И жаворонок в небеса Мои мечты несёт собратьям. Благодарю природу-мать За то, что так великодушна. За то, что может нас принять, За то, что может нас послушать. Все эти травы и цветы, Река и небо голубое, Стрекозы, пчелы, соловьи Об этом шепчут мне сегодня. О том, что есть живой рассвет, Что есть закат багрово-красный. И для меня дороже нет Часов вечерних Казахстанских. Минутки тишины А теперь давайте посидим тихо-тихо, послушаем музыку и посмотрим фотографии на которых запечатлена природа нашего края. (показ слайдов с изображением различных уголков природы Казахстана под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Осенняя песня») Природа - бесценный дар для человека и человечества. Человек может жить красиво и хорошо только в гармонии с Природой. Мы с вами - дети Природы. Поэтому её беречь и защищать, а так же заботиться о ней – наша главная обязанность. Творческая деятельность Учащиеся делятся на группы, каждая выполняет коллаж на тему «Сбережем природу родной земли» Презентация работ, подведение итогов. Круг «От сердца к сердцу» Приглашаю учащихся в круг и предлагаю обменяться впечатлениями об уроке. - Завершим наш урок мы следующими словами: Берегите эту Землю, эту воду. Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя. | |
Просмотров: 1461 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|