Роль предмета «самопознание» в жизни учащихся Не так давно, в 2001 году, в общеобразовательную учебную программу был введен предмет самопознание. Под «самопознанием» понимают изучение личностью собственных психических и физических особенностей, а также осмысление самого себя. Министерство Образования Республики Казахстан неспроста решило ввести данный курс. Быстрая динамика современного мира не оставляет сомнений в наличии постоянных изменений в социальной, культурной, экономической жизни общества. В таких условиях, подрастающее поколение легко может запутаться в моральных установках, поэтому преподавание самопознания является логичным запросом общества, на которое и отреагировала образовательная система. Еще четверть века назад, государство шло по совсем иному общественному пути, и резкая смена курса привела к потере ориентира развития. Кто-то смог приспособиться к новым веяниям общества, а кто-то остался на обочине современной жизни. Вместе с тем, для общества в целом и для людей в частности, основной мотивацией и центром стали материальные ценности и деньги, как основной их показатель. Многие цементирующие основы общества: такие как трудолюбие, без которого невозможно развить современную экономику или семья, которая является краеугольным камнем современного общества, отошли на второй план. Сложилось так, что наше новое государство потеряло, если не целое поколение, то значительную его часть. Таким образом, возникла потребность в таком предмете как самопознание, которое на протяжении всего общеобразовательного курса: с начальной школы и до последнего звонка, сможет дать ориентир подрастающему поколению. Известно то, что воспитание является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Родители не всегда имеют возможность дать детям правильные установки и показать моральный ориентир. Задачей преподавателя курса самопознания является, если не замена соответствующих родительских установок, то грамотное подталкивание к нужному курсу или, в некоторых случаях, корректировка. Совершенно очевидно, что оценка данного предмета и степень его полезности будут проявляться не сразу, а только по прошествии определенного времени, когда те дети, которые усваивали материал, станут ведущими фигурами в нашем обществе: именитыми политиками, бизнесменами, культурными деятелями, которые будут влиять на целые социальные группы. Несомненно, что для преподавания каждого предмета крайне важен профессионализм учителя и его квалификация. Говоря о самопознании необходимо отметить важность четких инструкций, которые дает Министерство Образования, т.е. использование на занятиях учебников, методических указаний и прочих материалов, таким образом, особенности индивидуальности учителя (возможные гендерные, этнические, возрастные, культурные и т.д. отличия) будут иметь меньшее влияние на подрастающее поколение. Тем не менее, коммуникативные навыки имеют огромное влияние на учеников. Поэтому квалификация учителя и ее постоянное повышение являются важными факторами при преподавании данного предмета. На уроках самопознания ведется непосредственный и открытый диалог с учителем, в социальных играх (на реальных примерах) исследуются взаимоотношения между людьми, ученики делятся своим собственным опытом. Самопознание, выполняет ведущую роль в нравственно-духовном развитии личности. Данный предмет укрепляет ценностный смысл образования, раскрывает и развивает способности ученика к общественно полезным и иногда альтруистичным поступкам, помогает верить в себя и в свои силы, творить добрые дела, познавать мир и самосовершенствоваться, достигать гармонии в эмоциональном, психическом, духовном, социальном и творческом развитии. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что предмет самопознание еще продемонстрирует свою пользу от включения в общеобразовательный курс и в развитие нашего общества.
|