Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «САМОПОЗНАНИЕ» В АВТОРСКОЙ ШКОЛЕ ЖАНИИ АУБАКИРОВОЙ Печерских Людмила Владимировна учитель русского языка, литературы, предмета «Самопознание» АШЖА Пока в стране идет сильный перекос в сторону материального, а я мечтаю поднять духовный уровень людей и научить каждого слышать музыку в душе. Жания Аубакирова Более 20 лет назад, создавая инновационную школу, выдающаяся казахстанская пианистка Жания Аубакирова поставила перед собой задачу объединить под одной крышей общеобразовательную и музыкальную школы. Во главу угла была положена современная концепция музыкального обучения и воспитания, рассматривающая музыку как источник и способ развития ребенка, как метод освоения содержания других предметов, как «почву», на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребенка. Уникальное учебное заведение, призванное, по мысли мастера, развивать заложенные в каждом человеке творческие способности, распахнуло свои двери не только для тех детей, чьи родители понимают важность всестороннего развития ребенка, но и для тех, чей музыкальный талант уже проявился. Для них специально разработаны индивидуальные программы, определены траектории развития и совершенствования мастерства, которое бережно воспитывается в эмоционально комфортной среде, атмосфере истинного творчества и увлеченности музыкальным искусством. «Самопознание» как программа нравственно-духовного образования в школе гармонично вписалась в концептуальное пространство АШЖА. Уроки «самопознания» и в обычной общеобразовательной школе дают учащимся счастливую возможность приобщиться к духовному опыту человечества, но в благодатной атмосфере АШЖА этот процесс становится действительно творческим для всех его участников. Особая роль музыки в духовно-нравственном образовании состоит в ее способности сделать мир нравственных ценностей понятным и узнаваемым для ребенка. На уроках «самопознания» это становится особенно ясно. Гуманистическая философия «Самопознание» исходит из того, что процесс духовно-нравственного становления личности протекает наиболее гармонично, если в его основе лежат вечные, непреходящие ценности. Музыка – это неотъемлемая часть признанных обществом духовных ценностей. Понимая и принимая всем сердцем тревогу автора уникальной школы Жании Яхияевны Аубакировой, учителя АШЖА делают все, чтобы открыть перед всеми детьми дверь в мир Музыки – мир радостных переживаний, мир открытий, мир красоты и созидания. Одним из главных принципов методики преподавания дисциплины «Самопознание» является принцип ненасилия, поэтому нами используются только позитивные и гуманные методы и методические приемы: позитивный настрой, позитивные высказывания и цитаты урока, рассказывание историй, притч, историй о великих личностях, групповое пение и многое другое. Практически на все эти методы и приемы «накладывается» музыка. Но если в любой другой школе – это лишь фон, то в нашей «музыкальная тема» становится ведущей, «примой», «занимает место между мыслью и явлением», соединяет «дух и материю» (Г.Гейне). Методический прием внутреннего позитивного настроя направлен на преодоление состояния эмоционального напряжения, гиперактивности после интеллектуальных или физических нагрузок, поэтому проводится он под спокойную музыку. Обычно школьники не обращают внимания на «содержательную» сторону музыкального сопровождения. Но для учащихся АШЖА музыка сама по себе является источником познания и эстетического наслаждения. После 2-5 минут таких упражнений они могут еще 10-15 минут делиться своими достаточно глубокими размышлениями, подтверждая эмерсоновское мнение о том, что «музыка побуждает нас красноречиво мыслить». Через 2-3 урока ребята сами предлагают фрагменты музыкальных композиций для «минуток тишины». В размышления над высказываниями классиков философии, литературы, пословицами, в работу с цитатами к уроку также вносятся изменения на уровне содержания. Опять звучит «музыкальная тема». Авторы те же, «мелодия» другая. «Играем со словом» - добавляем свои слова, вставляем пропущенное, меняем порядок, логическое ударение, рифмуем и продолжаем мысль, например, В.А.Сухомлинского: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», Л.Н. Толстого: «Музыка – это стенография чувств», И.С.Тургенева: «Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках», Аристотеля: «Только музыка имеет силу формировать характер… При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства». Притчи и легенды, сказки и песни-баллады, положенные на музыку, и о музыке, видео-зарисовки, ролики, фрагменты из любимых кинофильмов и мультфильмов – везде звучит Ее Величество – Музыка. Рассказы о жизни и духовном становлении великих композиторов, музыкантов не заменяют программный материал, а становятся ярким его дополнением, как, например, рассказ о семейных ценностях И.С.Баха: «Давным-давно в старинном немецком городе жила очень большая и дружная семья, в которой всегда царили мир, лад и согласие, улыбка и добрая шутка. Сейчас уже точно никто не скажет, сколько музыкантов подарило миру родовое древо Бахов. Сам Иоганн Себастьян Бах уже в зрелом возрасте собственноручно вписал в специально заведенную тетрадь с названием «Происхождение музыкальной семьи Бахов» более пятидесяти имен известных ему предков и сверстников, связанных с музыкой. Более столетия имя Бахов было синонимом талантливого музыканта. А после рассказа учащиеся закроют глаза и окунутся в волшебные звуки музыки этого композитора. («Шутка» И.С. Баха). И кто знает, какие чувства вызовет детских душах эта музыка?! Так много в ней любви, тепла и доброты - сколько было в его большой и дружной семье. Слушание музыки в процессе выполнения творческих работ также является одним из средств воспитания человека. При этом важно то, что музыка и в этом случае направлена на воспитание души, развитие духовной культуры учащихся: дети рисуют музыку, рисуют под музыку, пишут стихи, эссе, выполняют коллективные творческие задания. Так межпредметные связи делают уроки «самопознания» более выразительными, интересными, целостными… Завершить размышления об особенностях преподавания предмета «Самопознание» в Авторской школе Жании Аубакировой хочется авторитетным мнением В. А. Сухомлинского, который считал, что «музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя и познает, прежде всего, что он человек, что он прекрасен и рожден для того, чтобы быть прекрасным...» | |
Просмотров: 1925 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|