Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и учеников, но и в душах и сердцах» Ш. А. Амоношвили Я первый год работаю учителем самопознания, хотя мой учительский стаж 15 лет. Хочу сказать, что этот предмет мне очень понравился тем, что основная задача моя, как учителя, заключается в том, чтобы научить самого ребёнка беречь свой внутренний свет, не дать ему погаснуть. После прохождения курсов повышения квалификации в академическом центре «Start» я сразу определилась с темой самообразования: «Воспитание толерантной личности школьника на уроках самопознания». Считаю, что толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Толерантность необходима в отношениях, как между людьми, так и на уровне семьи и общины. Так как мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость. На уроках самопознания мы говорим о том, что проявление толерантности созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. 16 декабря ребята Барвиновской средней школы приняли активное участие в праздновании дня толерантности «Толерантность начинается с меня!». Все учащиеся показали свое творчество: рисовали газеты, выполняли коллажи, подготовили высказывания о доброте и др. С учащимися 5-10 классов были составлены письма «Наши пожелания в 2015 год…». Ребята в письмах наметили планы, пожелания, которые должны обязательно сбыться в новом году (письма будут открыты в конце 2015 года). На уроках самопознания силами учащихся были проведены викторины-минутки на тему «Толерантность начинается с тебя», соревнования-минутки «Пословицы о доброте», «Мир вокруг меня». Ребята пришли к выводу, что разные люди на земле делают мир интересней. Проявляя терпимость, толерантность, мы ничего не теряем, а только становимся сильнее, что надо учиться, лучше понимать и принимать других людей. Основная задача уроков самопознания - создание ситуации успеха, когда ребёнок чувствует поддержку окружающих и может самореализоваться. На каждом уроке я предоставляю возможность учащемуся посмотреть на себя со стороны как на совершенно постороннего человека, ведь главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Так у школьника формируются моральные принципы, взгляды на жизнь, закладывается система ценностей, появляется потребность в самовыражении. Ученик пытается проявить себя, свои способности лучшие качества, желание общаться, испытывать эстетические переживания. На уроках учащиеся активно моделируют те или иные жизненные ситуации, вступают в обсуждение. Уже соблюдая необходимые правила ведения дискуссии, умеют отстаивать свои взгляды и быть терпимыми к мнению других. С учётом специфики предмета, его целей и задач я применяю различные виды нестандартных уроков (уроки-размышления, уроки-дискуссии, уроки- творчества, уроки- конкурсы, видео-уроки, уроки-игры). Практически все задания на моих уроках носят творческий характер. Учащимся предла¬гаю, например, открыть формулу успеха, ответить на письмо сверстника, проиллюстрировать свое настроение, создать рецепт хо¬рошего настроения, написать открытое письмо родителям, учителю, добрые советы одноклассникам о ведении здорового образа жизни, выступить с обращением о бережном отноше¬нии к природе, домыслить окончание истории, участники которой не могут достичь взаимопонимания, предложить несколько путей выхода из создавшейся ситуации. Творческая деятельность может быть индивидуальной, групповой, или коллективной. Наиболее характерные виды коллективной творческой деятельности, которые я использую в своей работе – составление коллажей, рисование плакатов, разработка проектов. Совместное творчество эмоционально заряжает учащихся, способствует сплочению. Например, ко дню Учителя, инициативной группой учащихся было организовано КТД «Подари учителю настроение!». Ребята оформление стену холла школы в виде цветочной поляны. На каждом цветке были написаны блага или качества, которые учителя хотели бы приобрести в этом учебном году. Каждый учитель мог «сорвать» только один цветок. Также были оформлены именные поздравительные открытки в виде бабочек, в которых учащийся написал своё пожелание конкретному учителю. Таким образом, творческая деятельность, как правило, является кульминационным этапом урока самопознания, а её результаты – барометром его успешности, показателем глубины переживания каждым изучаемой темы. Индивидуальное и коллективное творчество - это проявление отношения учащихся к себе, окружающему миру, способ познания своих возможностей. Считаю, что главной особенностью уроков «Самопознания» является то, что на занятиях ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения Родине, обществу. Однако ни разнообразные формы, ни уникальные методические приемы сами по себе не способны сделать урок живым, запоминающимся, душевным… Жизнь в этот удиви¬тельный творческий процесс может вдохнуть лишь учитель. В заключение хочу привести слова С.А.Назарбаевой: «Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви». Лескевич Юлия Михайловна Учитель самопознания Барвиновская средняя школа Сарыкольский район | |
Просмотров: 1979 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|