Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
«Экономика семейного бюджета» Тема: «Бюджет семьи» Цель: Формирование представлений о семейном бюджете (что такое семейный бюджет, из чего складывается) Задачи: Знакомство с планированием семейного бюджета; Учить экономно, распределять деньги, прогнозировать и планировать покупки; Развивать логическое мышление, познавательный интерес, обогащать словарный запас. Методические приемы: Игра «Семья – это я» - полоролевое воспитание. Помощь в осознании своих установок на будущую семейную жизнь, значение семьи в жизни человека. Формирование знаний об основных функциях семьи. Тест «Готовность к семейной жизни» Моделирование«Бюджет семьи» - формирование представлений о том, что такое семейный бюджет и из чего он складывается. Формирование ответственного отношения к планированию денег. Формирование умения предвидеть последствия разных своих поступков. Ролевая игра «Долг» - разыгрывается между воспитанниками. Групповое обсуждение. Упражнение «Результат».Анализ. Групповая работа «Планирование бюджета семьи на месяц» Встреча с выпускниками.Знакомство с опытом ведения бюджета бывших воспитанников, сотрудников детского дома. Ход Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы, и смех, Взлеты, падения, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нём! Своё занятие я начала с этих строк неслучайно. Человек рожден для счастья, как птица для полета. Каждый стремится к счастью, как цветы тянутся к свету. Есть такое понятие – семейное счастье. Счастье для матери – это ее ребенок. Счастье для ребенка – когда у него есть любящие и заботливые родители. Счастье для отца – это дом, семья, здоровые дети. Игра «Я моя семья» Я буду говорить вам слова означающие родственные связи, а вы, если согласны со мной будите говорить «ДА», ну, а если не согласны, будите говорить «НЕТ». — Семья — это все мои друзья и знакомые? — Семья — это я? — Мои родители могут быть младше меня? — Бабушка — это мама моей мамы? — Дедушка — это папа моего папы? — Семья — это люди, которые любят друг друга? — Бабушка и дедушка — это мои родители? — Тетя и дядя – это дети бабушки и дедушки? — Племянники – это сестра и брат мамы и папы? — Я — дочь мамы и папы? — Всем людям нужна семья? Прочитайте народные пословицы и поговорки, и объясните их смысл. Не надобен и клад, коли в семье лад. Вся семья вместе, так и душа на месте. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Когда семьи нет, так и дома нет. Работящая семья и землю превратит в золото. Лучше дружная семья, чем слиток золота. Семья в куче, не страшна и туча. Не будет добра, коли в семье вражда. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. Хоть тесно, да лучше вместе. В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто. Счастье родителей - честность и трудолюбие детей. Человек без семьи, что дерево без плодов. Согласную семью и горе не берет. Человек без братьев и сестер - одинокое дерево. За общим столом еда вкуснее. Доброе братство лучше богатства. Это, все конечно так, но немаловажной составляющей частью семейного счастья является – семейный бюджет. Часто именно неумение правильно вести семейный бюджет и грамотно распоряжаться теми средствами, которые у нас есть и которые мы заработали, приводит партнеров к взаимному разочарованию, обидам и недовольству, а некоторые семьи и к разводу. Для счастливой семейной жизни, помимо всего прочего, необходимо ещё и финансовое благополучие, умение правильно вести семейный бюджет Вот о нем то мы и поговорим сегодня. Так, что же такое бюджет? Бюджет – это план доходов и расходов на месяц или год (перспектива). Что такое доход? Доход – это зарплата, стипендия, пенсия, пособия, проценты от вкладов в банке, деньги взятые взаймы. Что такое расход? Расход – это деньги, затрачиваемые на питание, развлечения, одежду, предметы обихода, квартиру. Расходы - могут быть постоянными и переменными. Расходы Постоянные – это расходы, которые можно осуществить и запланировать в начале какого- либо периода и они не изменяются к его концу (оплата квартиры, детского сада, школы, покупка продуктов, проездные и т. д.) Переменные – включают в себя периодические (циклические, сезонные) и единовременные, т.е. непредвиденные расходы (ремонты бытовой техники, покупка лекарств, парикмахерская и т.д.) Объясните мне эти выражения. Доход < Расход Доход = Расход Доход > Расход Как вы думаете Какое из выражений вам кажется более правильным и почему? Практическая работа. Теперь мы с вами проведем небольшую практическую работу. Вам надо разделиться на 3 семьи. Каждая семья получает карточку с расходами на месяц. Вы должны узнать хватит ли вам ваших доходов, чтобы покрыть все расходы и сделать вывод, каким является ваш бюджет: отрицательным, сбалансированным или положительным. Опорная карточка Заработная плата папы – 40 000 т/месяц Заработная плата мамы – 25000 т/месяц Итого: доход семьи – 65 000 т/месяц. Карточка 1 Коммунальные услуги – 6000 т/месяц Телефон – 800 т/месяц Питание – 40000 т/месяц Одежда – 5000 т/месяц Лекарства – 1000 т/месяц Разное – 15000 т/месяц Итого: расход семьи – …….. т/месяц. Карточка 2 Коммунальные услуги – 7000 т/месяц Телефон – 800 т/месяц Питание – 35000 т/месяц Одежда – 6700 т/месяц Лекарства – 500 т/месяц Разное – 15000 т/месяц Итого: расход семьи –………. т/месяц. Карточка 3 Коммунальные услуги – 5000 т/месяц Телефон – 800 т/месяц Интернет – 2100 т/месяц Питание – 30000 т/месяц Одежда – 10000 т/месяц Лекарства – 1000 т/месяц Разное – 5000 т/месяц Итого: расход семьи – ………. т/месяц. И так, в одной из семей есть - бюджетный дефицит. Как вы думаете, что это такое? Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами. Так как же можно решить эту ситуацию? (больше работать, найти дополнительный заработок, экономить, взять в долг) Игра «Долг» Я прошу выйти «глав семей» и обыграть ситуацию, когда друг помогает взять в долг у третьего лица. Моделируются ситуации «задержка зарплаты», «недееспособность» , «сокращение». Упражнение «Результат» Перед вами три фразы. Сейчас вам я предлагаю по очереди продолжить эти фразы, предположив положительный и отрицательный результат. Вам необходимо записать разными маркерами в две колонки «+» и « - » те продолжения, которые сказали участники. Инструкция для воспитанников: «По очереди продолжите фразу» «Я буду брать деньги в долг, в результате...» Возможные продолжения: «+» «У меня всегда будут деньги на жизнь» «-» «Мне придется экономить на себе в следующем месяце, чтобы вернуть долг» «Я не буду планировать бюджет на месяц, в результате...» Возможные продолжения: «+» «Я сэкономлю время» «-» «Я могу потратить больше, чем думал, в результате мне придется брать деньги в долг». «Я не буду экономить деньги, в результате…» Возможные продолжения: «+» «Я смогу купить, все, что мне хочется и сразу» «-» «У меня не будет сбережений, которые понадобятся мне или моим близким в экстремальной ситуации, например, если кто-нибудь тяжело заболеет и понадобятся большие деньги на лекарства. Анализ ситуаций Так почему же образовываются долги? Одна из причин – это непредвиднные обстоятельства, так называемые форс мажоры. Для защиты от них нужно иметь финансовый резерв или как говорят в наооде - «заначка». Но таких ситуаций в жизни по статистике 5 %. Самая важна причина жить не по средствам. Люди тратят больше, чем зарабатывают. Все просто.Несколько месяцев удовольствий, хотя и в состоянии тревоги, и почва уходит из- под ног. А потом неуверенность в завтрашнем дне,стыд перед друзьями и знакомыми, просроченные кредиты. Поэтому самый первый шаг к закрытию долгов – переосмыслить свою жизнь и перестать тратить больше, чем вы зарабатываете. Для этого необходимо планировать семейный бюджет. И так ,мы подошли к вопросу об экономии. Нужно ли экономить, и на чем можно экономить? Я не зря пригласила наших выпускников. Спасибо вам огромное, что откликнулись на просьбу участвовать в нашей беседе. Все вы уже ведете самостоятельную жизнь и не по наслышке знаете, что такое бюджет и как порой не хватает денег.Кто как не вы можете рассказать и поделиться своим опытом. Рассказы приглашенных выпускников детского дома, о том из чего состоит их бюджет и как они его планируют., как экономят. Рефлексия: • Что понравилось, а что не понравилось тебе на занятии? • Какие знания ты отметил для себя как важные. • Какие вопросы ты хотел бы рассмотреть подробнее? • Какой вид работы на занятии тебе понравился больше всего и почему? • Какую оценку в плане активности на уроке ты бы себе поставил? Разговор о бюджете подходит к развязке, Мы все обсудили, но всё ли учли? Уже, не надеясь на чьи-то подсказки, Вы сами решать все задачи должны. Не каждая тропка окажется гладкой, Не все испытания будут легки, Семейная жизнь, ведь она, как тетрадка, В которой пока ещё нет ни строки. | |
Просмотров: 819 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|