План урока «Самопознание»
Урок №: 17
Тема: Люблю я этот мир!
Ценность: любовь
Качества: толерантность, сердечность.
Цель: Углубить представления учащихся о взаимосвязи внутреннего мира человека с окружающей красотой через практику любви.
Задачи:
1. Раскрытие взаимосвязи окружающего мира с чувствами человека, его духовным миром;
2. Развитие умения находить прекрасное в окружающей действительности;
3. Воспитание сердечного, толерантного отношения ко всему окружающему.
Ресурсы:
1.Мелодия для позитивного настроя
2. «Лукошко» с мелкими предметами
3. Песня «Любовь спасёт мир»
4.Мелодия для минуты тишины
Ход урока:
1. Орг.момент. Позитивный настрой (свет).
Звучит тихая музыка.
- Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый.
Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя...
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной.
Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Вопрос: Какие ощущения вы испытали?
2. Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения «Красота» (учебник «Самопознание» 8 кл., стр. 112-113)
- Почему так важно не просто смотреть на окружающий нас мир, а именно всматриваться в него?
Примечания
3. Позитивное высказывание (цитата).
"Сострадание правит миром".
Древнеиндийская пословица
Вопросы:
1. Как вы понимаете эти слова?
2. В чём проявляется сострадание? (духовная поддержка, духовное единение, а также, оказание физической помощи)
3. Что, по-вашему, ещё может править миром? (любовь)
4. Ощущали ли вы по отношению к себе сострадание со стороны других людей? Какие чувства вызывало подобное к вам отношение? Привести примеры ситуаций из своей жизни.
4. Просмотр или чтение притчи «Кувшин с трещиной».
Жила-была пожилая китайская женщина, у которой было два больших кувшина. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у неё на плече.
У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды.
В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину.
В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды.
Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан.
Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине:
“Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода".
Прерывание рассказа: как вы думаете, что ответила женщина?
Старая женщина усмехнулась. "Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина - нет?"
На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоём недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идём домой.
Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы, и она не оказывала бы чести нашему дому.
Вопросы:
1. Что беспокоило кувшин с трещиной? (не приносит должной помощи, «он может делать только половину того, для чего он был сделан»).
2. Какова была ценность кувшина целого и кувшина с трещиной? (у каждого – своя; у целого – физическая - принести в полной мере воды, у кувшина с трещиной – духовная - дать возможность вырасти прекрасным цветам)
3. Благодаря чему выросли цветы? (благодаря недостатку кувшина)
4. Спроецируйте историю притчи на жизнь людей? (рассмотреть жизнь в обществе здоровых людей и людей с физическими недостатками)
5. Как, по-вашему, чувствуют себя люди с ограниченными возможностями среди полноценных людей? От чего это зависит? (от отношения к ним окружающих; социальное окружение может и должно помогать таким людям адаптироваться с мире – проявлять милосердие и сострадание)
5. Творческая деятельность.
1. Упражнение «Лукошко»
Учитель проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, учитель предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием - толерантности. Например, ластик. С его помощью можно «стереть» всё плохое из нашей жизни. Флэш-карта – как память, которая должна содержать в себе только позитивное. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку.
2.Задание: написать обращение к человечеству «Будьте милосердны!» (призыв людей проявлять сострадание, терпимость, толерантность ко всем людям).
Презентация работ – по желанию.
6. Групповое пение. «Любовь спасёт мир»
Мир, в котором я живу, не делится на части
Пока в нём есть любовь.
Знать не в снах, а наяву, каким бывает счастье,
Делить его с тобой.
Жила-была девочка, золотистые косы,
Мирила огонь и лед, небо, солнце и грозы.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Я верю только в это, любовь спасет мир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Рекою разноцветной, любовь спасет мир.
В час, когда прервется звук, когда утихнут страсти,
И станет слышен Бог.
Мир, в котором я живу, не делится на части
Пока в нём есть любовь .
Жила-была девочка, золотистые косы,
Мирила огонь и лед, небо, солнце и грозы.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Я верю только в это, любовь спасет мир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Рекою разноцветной, любовь спасет мир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Я верю только в это, любовь спасет мир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Рекою разноцветной, любовь спасет мир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир
Я знаю пароль, я вижу ориентир
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Я верю только в это, любовь спасет мир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Рекою разноцветной, любовь спасет мир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Я верю только в это, любовь спасет мир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Рекою разноцветной, любовь спасет мир.
7. Домашнее задание.
Подобрать примеры из жизни, когда люди с ограниченными возможностями совершали, казалось бы, невозможное (примеры из истории, ТВ, например, предсказательница Ванга, музыкант Бетховен и т.д.)
8. Заключительная минута тишины.
Закройте глаза, расслабьтесь, и почувствуйте, что всё, о чём мы сегодня говорили, прочно укоренилось в вашей душе как семя в доброй почве. И плоды этого семени будут приносить пользу и радость, как вам, так и всем окружающим.
Откройте глаза. Улыбнитесь. Я благодарю всех за хороший урок.
.
|