Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
План урока «Самопознание» Школа Дата ________ №_____Тема Жить по совести Ценность праведное поведение Качества_____ Правильные поступки, правильная речь ___________ Педагог Барамзина В. А. Класс 6 Кол-во уч-ся 15 Цель: Расширение представления о праведном поведении и о том что является основой такого поведения. Задачи: раскрыть значение понятия «совесть» человека; развить творческие способности, стремление жить в ладу с совестью; воспитывать такие качества, как правильное поведение, правильная речь. Ресурсы:(материалы, источники) Мукажанова Р.А., Омарова Г.А.Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. / Учебно-методическое пособие для учителей. - Алматы: ННПООЦ «Бебек», 2013. - 176 с. (Музыка, презентация) Ход урока: 1. Орг.момент. Позитивный настрой. Мысленная прогулка в лесу. Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь! «Теплая пушинка» В одной сказочной стране, которая называется «Страна теплых пушинок», все люди очень любили дарить пушинки друг другу. Как только они встречали друг друга, то сразу же доставали теплую пушинку из мешочка и дарили ее. Это означало: «Я рад встрече с тобой; ты очень хороший; я тебя очень люблю…». Пушинка мягкая, теплая, разноцветная, и ее приятно держать на ладошке. Каждый человек, который получал в подарок пушинку, сразу же чувствовал тепло, внимание и заботу. – Фея Любви прислала мешочек с теплой пушинкой для каждого из вас. Учитель раздает пушинки, сделанные из кусочков синтепона, ваты, мишуры, пуха и прочих мягких материалов. – Каждую пушинку нужно согреть в ладони и прошептать ей нежные и ласковые слова любви. Если подарить пушинку со словами любви, она станет волшебной. Учитель предлагает подарить пушинки друзьям с добрыми пожеланиями. 2. Проверка домашнего задания. Поразмышлять над вопросом: «что вы понимаете под праведным поведением?», « Что является основой праведного поведения? (какие качества человека)». Примечания Звучит тихая спокойная музыка. При подаче текста голос учителя должен быть плавный, спокойный, выразительный, размеренный. 3. Позитивное высказывание (цитата). «Берегись всего того, что не одобряется твоей _________( совестью). Вопросы: Как вы думаете, чем не одобряется, то чего нужно бояться? Как вы понимаете смысл этого выражения? Что означает, берегитесь? Какие возможны последствия, если не боятся? Как вы понимаете значение слова «совесть»? (Ответы учащихся). 4. Учебная информация. Даются определения: Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (С. Ожегов.) Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутренне сознание добра и зла; тайник души, в котором открывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине, прирожденная правда. (В.И.Даль.) 5. Рассказывание истории (беседа). Притча о совести Автор: Монах Варнава (Санин) Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий... На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал... - Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть! - Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь! Притворился тогда человек совсем больным и говорит: - Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка! Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее! Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба. - Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй! А в ответ - молчание. Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести! Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда... Зарыдал человек: - Как же я теперь без совести жить-то буду? И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – а из сердца: ( как вы думаете откуда? Почему?) - Здесь я... Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил! Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было! ( обсуждение притчи) Беседа: 1. А как вы думаете, почему именно в сердце находится совесть? 2. А вообще нужна ли нам совесть? Мешает ли она вам? 3. Вы хотели бы от неё избавиться? 4. А вы можете привести свои примеры, когда к вам поступали по совести? И когда вы сами поступали по совести? 5. Какие вы испытывали чувства, эмоции? В мире много людей, которые совершают добрые поступки по совести. Вот, например: 1. 98-летний нищий, дедушка Добри из болгарской деревни Баилово, одетый в домотканные одежды и древние кожаные ботинки, часто стоит у собора святого Александра Невского в Софии. Каждый день он рано встает и проходит 10 километров от своей деревни Баилово до столицы. В 2010 году во время съемок документального фильма о соборе, журналист болгарского телевидения сделал в архивах церкви шокирующее открытие — самое щедрое частное пожертвование, которое когда-либо получал собор — 40 000 евро было сделано старым нищим — дедушкой Добри. 98-летний святой не касается ни одной копейки из денег, которые ему подают. Он живет на свою пенсию в 100 евро в месяц, а также на не денежные подаяния в виде фруктов и хлеба. Дедушка Добри помогает и многим другим, например, он оплатил коммунальные счета детского дома, оказавшегося на грани отключения тепла и света. Он также помогает бездомным. Но о всех добрых делах дедушки Добри мы никогда не узнаем, потому что он никогда о них не говорит. 2. Пожарный только что вынес этого котенка из горящего дома, рискуя собственной жизнью. Он надел ему кислородную маску, чтобы тот мог снова нормально дышать. 3. Выпускники Гимназии сербского города Пирот решили отказаться от дорогих платьев и костюмов на выпускном вечере, чтобы отдать сэкономленные деньги нуждающимся. В ходе акции школьники и преподаватели собрали 310 000 динаров, которые были переданы трем семьям с тяжело больными детьми. После торжеств в Гимназии, выпускники прошли по центру города в футболках с надписью на спине «Твои пять минут блеска — чья-то целая жизнь» 4. Мужчина спасает щенков из заброшенного дома во время наводнения в Маниле. 6. Творческая деятельность, групповая работа. Инсценирование. Учитель предлагает детям разделиться на две группы и каждой разыграть следующие ситуации: 1. Из-за слишком активных игр в доме дети разбивают вазу с цветами и проливают воду на коврик, хотя взрослые предупреждали, что дом не место для игры с мячом. Учитель предлагает детям найти выход из этой сложной ситуации. Каким способом - они должны подумать сами. Роли распределяются при помощи известных детям считалочек. 2. Представьте, что вы на чемпионате мира. Вы бежите второй, а впереди бежит ваша соперница, которая случайно подвернула ногу. Ваши действия, поможете ли вы своей подвернувшей ногу сопернице пересечь финишную линию. 3. Проходив мимо обувного магазина, вы увидели босого пожилого бездомного, сидящего на тротуаре у обувного магазина. Ваши действия? Дети показывают подготовленные сценки. 7. Групповое пение. Учащиеся исполняют песню «Дорога добра» под фонограмму. Сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова Дорога добра Спроси у жизни строгой: Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра? Идти за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, 2 раза Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра! Забудь свои заботы, Падения и взлеты. Не хнычь, когда судьба ведет Себя не как сестра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо… 2 раза Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра! Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов! Не забывай, что это жизнь – Не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: 2 раза Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра! 8. Домашнее задание. Попробуйте, нарисовать образ совести, так как вы ее представляете. 9. Заключительная минута тишины. Давайте вспомним цитату нашего урока и проговорим её все вместе. А теперь давайте закроем глаза и попробуем услышать годлос нашей совести, попробуйте представить её, какая она, какого цвета, размера. | |
Просмотров: 1290 | Комментарии: 6 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|