Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
План урока по самопознанию Школа ГУ «Средняя школа №4 отдела образования Бурабайского района» Учитель: Якименко Светлана Анатольевна Дата_____ № урока_17_ Тема МИР СЕМЬИ Ценность: праведное поведение_ Качества: забота о членах семьи, доброжелательные отношения в семье, семейный очаг. Педагог Якименко Светлана Анатольевна Класс_5_ Количество учащихся: 25 Цель: расширять представление о роли семьи в жизни человека через ценность - праведное поведение. Задачи: • Раскрыть значение семейного очага для каждого человека; • развивать стремление к созданию доброжелательных отношений в семье; • воспитывать стремление проявлять заботу о членах семьи. Ресурсы урока (материалы, источники): ватман, листы формата А4, флома¬стеры, стикеры, аудиозапись музыкальной композиции для позитивно¬го настроя. Ход урока 1.Организационный момент. Позитивный настрой. (полет в небо) Учитель приглашает детей поприветствовать друг друга, затем сесть, принять удоб¬ное положение и совершить мысленный полет в небо на фоне музыкальной компози¬ции Павла Панина «Тепло души». Учитель: Закройте глаза, сядьте поудобнее, пусть ваши руки и ноги будут свобод¬ными. Представьте себе, что вы оторвались от Земли и взлетели высоко-высоко ввысь неба. Вы парите в синеве неба, наслаждаетесь тишиной и покоем. Посмотрите вниз и удивитесь, какими маленькими могут быть дома, леса, горы. Подумайте, какие же мы маленькие в этом мире. Как хрупка наша жизнь, но как мы все необходимы этому миру, как эти вечные облака и небеса. Мы парим в небе и думаем о нашем мире, о до¬бре и любви. У нас за спиной лёгкие белые крылья, мы возьмём одно пёрышко и отпра¬вим его на землю с любовью тому, кто в этом больше всего нуждается. Летит пёрышко плавно-плавно... на душе светло и тепло, наша частичка любви долетит до адресата и подарит ему хорошее настроение. Ёще раз посмотрим с высоты на землю, махнем кры¬льями и опустимся на родную землю... В душе - покой и бесконечная любовь к миру. Сохраните эти чувства. Медленно, медленно откройте глаза... Приступим к уроку. По окончании позитивного настроя я читаю стихотворение и прошу сформулировать основную мысль стихотворения и тему уро¬ка: Семья – Людей святой оплот. Надежду жить она дает, Дает простор, дает тепло, Проблемам и беде назло. Семья дает поддержку нам, Заботы делим пополам. О чем пойдет на уроке сегодня речь? А что такое семья? Семья – это самое главное в жизни каждого человека. Это близкие и родные люди, те кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья крепка, когда взрослые и дети с любовью и уважением относятся друг к другу, умеют прощать и понимать. Вопросы для обсуждения: • Почему важно в семье любить друг друга? • Как выразить свою любовь к родителям? • Как вы понимаете выражение «Мир семьи?» • Как относятся старшие к младшим в вашей семье? • Как вы понимаете выражение «Мир семьи?» Мир семьи основывается на любви и понимании и держится благодаря заботе и взаимопомощи. Анализ хода урока 2.Проверка домашнего задания В качестве домашнего задания учащимся предлагалось представить в рисунке портрет семьи. Написать небольшой рассказ о том чем примечательна ваша семья. Учащиеся представляют свои рисунки, рассуждая чем же примечательны их семьи. 3.Позитивное высказывание (цитата урока) Учитель приглашает учащихся поразмышлять над высказыванием «Мир в семье- мир в государстве» народная мудрость- и ответить на вопрос: • Почему народная мудрость гласит взаимосвязи мира в семье и в государстве? • Что требуется для поддержания мира в семье? (Ответы учащихся) Вывод учителя: для поддержания семьи требуется доброжелательность, уважение, любовь и понимание всех членов семьи и общества. 4. Чтение притчи Учитель читает притчу (см. «Учебник самопознания для 5 кл., стр. 63), а затем предлагает учащимся проанализировать его содержание Ладная семья притча Жила – была на свете семья. Более ста человек насчитывалось в семье, жили они одной деревней. Семья была особая – мир и лад в ней был нормой. Ни ссор, ни ругани. До самого императора дошел слух об этой семье. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в ту деревню, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток, мир и лад. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители деревни сумели найти способ жить так дружно. Пришел он к убеленному сединами старейшине семьи и попросил его рассказать, как они добились такого согласия и мира в семье. Тот молча взял лист бумаги и написал всего три слова (учитель делает остановку и предлагает учащимся написать на в тетради три слова, которые начертал старик. Учащиеся пишут эти слова и потом зачитывают их.) «любовь», «прощение», «терпение». Но написал эти слова особенно: сто раз было написано «любовь», сто раз – «прощение», сто раз – «терпение». Прочтя три слова, император удивился: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, - затем, подумав, добавил,- и мира тоже. Вопросы для обсуждения: • В чем смысл притчи? • Почему императора заинтересовала дружная семья старика? • В чем заключается секрет крепкой семьи? Вывод учителя: Важны общечеловеческие ценности, знания о которых вы получаете в семье, для жизни любого государства. Ведь государство- это те же семьи, которые, как соседи, живут рядом друг с другом. И если они живут мирно, дружно, то во всем мире будет мир. Просмотр видеоролика «Почитай отца и мать» - Какой вывод вы можете сделать для себя из этого видеоролика? 6. Творческая работа и групповая работа. Класс разделить на 4 группы • Вставьте пропущенные слова и заполните пословицы (Данное задание направлено на закрепление ключевых мыслей, раскрывающих ценность понятия «семья») В гостях хорошо, а дома ….(лучше) Дом вести, не бородой…(трясти) Без хозяина дом… (сирота) Дом велик, да лежать …(не велит) Дом построить – не шапку на голову…(надеть) Домой придешь – хлеб-соль…(найдешь) Не красна изба углами, красна… (пирогами) Вся семья… (вместе), так и душа на ….(месте) Кто сеет… (мир), пожнет счастье. Без корня и …..(трава) не растет • Игра «Пазлы» каждой команде выдаются пазлы. задача команды – собрать картинку, как можно быстрее. После выполнения задания каждая команда рассказывает, что помогло или, наоборот, мешало выполнить задание. • Каждая из команд должна составить 3 самых важных семейных заповедей. (затем делаем общий список семейных заповедей. Предлагается записать на листочках и дома с родителями обсудить) • Выбор качества для семейной жизни: Любовь, ненависть, уважение, нахальство, доброта, злость, доверчивость, подозрительность, готовность к взаимопомощи, эгоизм, трудолюбие, лень, преданность, необязательность, лживость, умение прощать, мстительность, верность, справедливость, заботливость, ответственность (каждому ученику раздается листочек с качествами) 7. Домашнее задание. Придумайте рецепт семейного счастья 8. Групповое пение. Видеоклип с песней Давайте восклицать... Слова и музыка Булата Окуджавы Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты – ведь это все Любви счастливые моменты. Давайте горевать и плакать откровенно то вместе, то поврозь, а то попеременно. Не нужно придавать значения злословью – поскольку грусть всегда соседствует с Любовью. Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая, - тем более что жизнь короткая такая 9. Заключительная минутка урока Учитель обращается к пятиклассникам с четверостишием: Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже На этой сказочной земле Учитель: Ребята, закройте глаза и вспомните все хорошее, что было на уроке, всю любовь и теплоту души, о которых мы говорили, поместите эту любовь в свое сердце и живите с ней, спешите на помощь, кто нуждается в ней. Прежде чем завершить наш урок я бы хотела чтобы вы на стикерах которые лежат у вас на столе написали одно из качеств которое необходимо в семье. И прикрепите его на наше большое сердце (на доске большое сердце из ватмана) Спасибо за урок, до свидания! Учащиеся прощаются с учителем до следующего урока | |
Просмотров: 916 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|