Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
План урока по самопознанию Школа ГУ « средняя школа №4 отдела образования Бурабайского района» Дата_____ № урока_11_ Тема ОБ ОТЗЫВЧИВОСТИ И РАВНОДУШИИ Ценность: праведное поведение_ Качества: отзывчивость, душевная теплота, стремление к осознанному нрав¬ственному выбору. Педагог Якименко С.А. Класс_6_ Количество учащихся________________ Цель: углубление представлений учащихся об отзывчивости и равнодушии через ценность - праведное поведение. Задачи: • раскрыть значение понятий «отзывчивость», «равнодушие»; • развивать стремление учащихся проявлять отзывчивость, душевную теплоту, понимание, стремление прийти на помощь нуждающимся в этом; • воспитывать такие качества как отзывчивость, сострадание, сопереживание, те-плоту души, желание учащихся творить добро. Ресурсы урока (материалы, источники): сказочная птица «Душа», ватман, листы формата А4, флома¬стеры, стикеры, аудиозапись музыкальной композиции «Тепло души» для позитивно¬го настроя (П. Панин), Песня «Будь добрый сам и доброта к тебе вернется» Ход урока 1.Организационный момент. Позитивный настрой. (полет в небо) Учитель приглашает детей поприветствовать друг друга, затем сесть, принять удоб¬ное положение и совершить мысленный полет в небо на фоне музыкальной компози¬ции Павла Панина «Тепло души». Учитель: Закройте глаза, сядьте поудобнее, пусть ваши руки и ноги будут свобод¬ными. Представьте себе, что вы оторвались от Земли и взлетели высоко-высоко ввысь неба. Вы парите в синеве неба, наслаждаетесь тишиной и покоем. Посмотрите вниз и удивитесь, какими маленькими могут быть дома, леса, горы. Подумайте, какие же мы маленькие в этом мире. Как хрупка наша жизнь, но как мы все необходимы этому миру, как эти вечные облака и небеса. Мы парим в небе и думаем о нашем мире, о до¬бре и любви. У нас за спиной лёгкие белые крылья, мы возьмём одно пёрышко и отпра¬вим его на землю с любовью тому, кто в этом больше всего нуждается. Летит пёрышко плавно-плавно... на душе светло и тепло, наша частичка любви долетит до адресата и подарит ему хорошее настроение. Ёще раз посмотрим с высоты на землю, махнем кры¬льями и опустимся на родную землю... В душе - покой и бесконечная любовь к миру. Сохраните эти чувства. Медленно, медленно откройте глаза... Приступим к уроку. По окончании позитивного настроя учитель читает стихотворение Ирины Самари¬ной «Лабиринт» и просит сформулировать основную мысль стихотворения и тему уро¬ка: От чистого сердца свершаются все чудеса... Людей добродушных всегда выдавали глаза. В них душу открытую можно увидеть насквозь, Подвохи искать в чистом сердце бессмысленно, брось. Ведь чистое сердце так искренне любит людей. Страдает и плачет от страшных чужих новостей. Ведь слёзы чужие для этих сердец, как свои. Добро и отзывчивость скрещены где-то внутри. Есть чёрные души, что не признают доброту. Им свойственно рушить любую людскую мечту. Но чистое сердце способно дарить чудеса, Мы живы, ведь нас окружают такие сердца. О чем пойдет на уроке сегодня речь? А что такое душа? Внутри каждого человека есть здание, где живёт душа. У одного человека - жалкая ветхая лачуга, а у другого - светлый дворец. И человек сам строит это здание. Душу, мы не сможем потрогать, увидеть, это не орган, не сердце. Это, что-то чистое светлое, когда рождается человек. Душа, как волшебная птица - прозрачная. И если человек живёт, делает добро другим - у него светлая душа, - её можно обозначить розовым цветом. Есть чёрная душа- это зло, обман, лицемерие, неуважение, У таких людей, душа как птица в клетке. Но есть синяя – холодная душа, ничего хорошего никому не делает. Это черствая душа. А каким может быть такой человек? Давайте попробуем подобрать слова, которые его охарактеризуют. Дети называют слова: завистливый, черствый, бездушный, бессердечный, неулыбчивый…. Но я бы очень хотела, чтобы вы росли добрыми, отзывчивыми и милосердными. Анализ хода урока 2.Проверка домашнего задания В качестве домашнего задания учащимся предлагалось представить в рисунке об¬раз, с которым у них ассоциируются слова «отзывчивость» и «равнодушие». Учащиеся представляют свои рисунки, рассуждая над значением этих слов. 3.Позитивное высказывание (цитата урока) Учитель приглашает учащихся поразмышлять над высказыванием Алексиса Токвиля «Равнодушие - самая страшная болезнь души» и ответить на вопрос: • Почему французский учёный сравнивает равнодушие с болезнью? • Как можно излечить душу от равнодушия? (Ответы учащихся) Вывод учителя: слово «болезнь» характеризует отклонение от нормы в состоянии человека. Значит, душевное здоровье нужно поддерживать стремлением реагировать на чужую боль, помогать человеку в трудную минуту, поддерживать его в случае необ¬ходимости. 4.Рассказывание истории Учитель передает краткое содержание рассказа (см. «Учебник самопознания для 6 кл., стр. 53), а затем предлагает учащимся проанализировать его содержание Старик в станционном буфете К. Паустовский Действие разворачивается в одном из маленьких городков Латвии. В маленький буфет, который находится рядом с железнодорожным вокзалом, зашел старик с ма¬ленькой собачкой. Мужчина сел за свободный столик и начал ждать окончания ливня, чтобы продолжить свой путь с маленькой спутницей. За соседним столом сидела компания молодых людей, которая увлеченно обсужда¬ла футбол. Юноши не заметили, как к ним подбежала собачка и начала просить кусо¬чек бутерброда, который они кушали. Собака, несмотря на запреты своего хозяина, продолжала заискивающе прыгать вокруг стола молодых людей. Один из сидящих посмотрел на животное, после чего оскорбил ее хозяина. Его друг все же протянул собачке кусок колбасы, но так же не удержался от язвительных оскор¬блений в сторону пожилого мужчины, назвав его нищим старцем, который даже не мо¬жет прокормить домашнее животное. Старик забрал свою собаку обратно и не принял угощения молодого человека. Он достал из кармана последние несколько монет и заказал у буфетчицы бутерброд. Жен¬щина, наблюдавшая за этой ситуацией, пожалела мужчину и дала ему бесплатно еще один бутерброд, подчеркнув, что не обеднеет, если угостит маленькую собачку. Когда старик вышел на улицу, он накормил свою собачонку. Смотря на то, как она жадно кушает, он горестно начинает корить ее за поведение, не произнося ни одного оскорбительного слова в адрес своих обидчиков. На столь печальной ноте рассказ заканчивается. Вопросы для обсуждения: Какое впечатление произвел на вас рассказ? Как вы охарактеризуете поведение молодых людей? Как повел себя в данной ситуации дедушка? (Он запретил своей собачке брать у этих молодых людей что-либо, несмотря на то, что очень хотели кушать). Что вы можете рассказать о его жизни? (Возможно, он одинок, но он очень воспитан, с хорошими манерами) Кто из героев проявил отзывчивость к старику? А как поступили бы вы, встретив такого дедушку? (не быть равнодушными к чужой беде) Вывод учителя: единственный человек, который проявил участие к старику, - про¬давщица. Молодых людей можно назвать равнодушными, потому что они вели себя грубо, бестактно по отношению к пожилому, возможно, больному человеку, насмеха¬ясь, унижая его. И без того непростое положение старика от их насмешек усугубилось еще большим осознанием своего одиночества и беззащитности. Однако, несмотря на это, можно отметить достоинство старика, его независимость и миролюбие. Просмотр видеоролика «Случай в больнице» - Почему больной у окна говорил тому, что лежал у дверей о красивых картинах за окном. Как с ним поступил больной, лежащий у дверей. Почему? 6. Творческая работа и групповая работа. Проанализируйте ситуации. Дети читают группой текст, затем один ученик пересказывает ситуацию классу и анализируют ее. 1 группа 1. С равнодушием людям приходится сталкиваться очень часто. Вот один из таких случаев, о нём рассказала школьница Марина Сергеева: «Несколько лет назад мы с мамой шли по парку. Впереди нас на инвалидной коляске ехал с виду крепкий молодой мужчина. Неожиданно колесико попало в выбоину на асфальте, и коляска перевернулась. Мимо равнодушно проходили люди. Мы с мамой поправили коляску и попытались поднять с земли мужчину. Ничего не получалось: он был очень тяжелым. Предприняв несколько безуспешных попыток, обратились за помощью к прохожим. Желающих помочь не находилось. «Девочки, оставьте меня, не тратьте силы, спасибо и на этом…», - отворачиваясь от нас, глухо выговорил незнакомец. С удвоенным упорством мы снова начали его поднимать. Мимо шла группа студентов. «Ребята, помогите», - с отчаянием просим мы. Студенты оттеснили нас в сторону, с двух сторон обступили упавшего и, наконец, усадили его в каталку. На выходе из парка оглянулась посмотреть на оставленного, на аллее инвалида. Он плакал…». Заметка называется «Достучаться до сердец». Как вы думаете: какие сердца были у людей, проходивших мимо? (Рассуждения детей, которые говорят о чёрных сердцах) • -Случалось ли вам видеть подобные ситуации? • -У кого из прохожих сердце было другого цвета? • У девочки, её мамы, студентов • -Как вы думаете, какого цвета неравнодушное сердце? • Красное • -Как бы вы поступили в таком случае? (Рассуждения детей) • -Какие качества помогают быть неравнодушным? Дети называют слова: любовь, доброта, вера в хорошее будущее … 2 группа Черное сердце Неожиданно ветер пригнал большие тучи и началась гроза. Промокший рыжий котенок долго искал, где укрыться от не¬погоды и, наконец, увидел совсем сухое место под машиной. Здесь холодные кап¬ли дождя не могли его достать. Вымок-ший, он, дрожа, свернулся комочком, а чтобы ветер не дул со всех сторон, при-жался к заднему колесу машины. Коте¬нок был еще совсем крошечный и не-смышленый, потому что, когда в машину сел человек и стал ее заводить, он даже не понял, какая страшная опасность ему угрожает, и продолжал прижиматься к ко¬лесу. В это самое время мимо машины шел в школу какой-то мальчишка, грызя по до-роге печенье. Вместо того, чтобы спе¬шить на урок, он вдруг остановился. Це¬лую минуту он стоял под дождем, все чего-то ждал и не сводил глаз с машины. – Интересно, куда машина поедет, на¬зад или вперед, – думал он, – задавит или нет. Вскоре машина тронулась с ме¬ста и поехала, а котенок остался лежать на месте… – Повезло тебе, рыжий, живи и радуйся, что не задавили, – сказал мальчишка котенку и, засунув оставшее¬ся печенье в рот, пошел своей дорогой. – Почему рассказ называется "Черное сердце"? – Как бы вы поступили на месте мальчишки? – Можно ли сказать, что у мальчишки не было внут¬ри любящего и жалеющего человеческого сердца? – Как вы думаете, если бы котенка раздавила маши¬на, стал бы мальчишка его жалеть, почувствовал бы он угрызения совести? Просмотр видеороликов «Человеку плохо», «Доброта и равнодушие». Сейчас я Вам предлагаю придумать эликсир против равнодушия. Но прежде подумайте и скажите мне, какими качествами должен обладать человек, чтобы не быть равнодушным? (ученики рисуют сосуд и в нем создают эликсир от равнодушия) Вывод учителя: равнодушный человек сухой на эмоции, чёрствый к окружающему его миру. Равнодушие может проявляться и в бытовой, и в профессиональной деятель¬ности человека, и в межличностных отношениях. Однако оно всегда губительно для человека, для его нравственного сознания. 7. Домашнее задание. Написать эссе «Кто он, равнодушный человек?». 8. Групповое пение. Видеоклип с песней Если помощь просит кто- то Если помощь просит кто- то Отказать ты не спеши Прояви о нем заботу просто так от всей души Руку дай, приди на помощь, озарится мир вокруг Благодарный теплый голос скажет вдруг: «Спасибо, друг» припев: Будь добрый сам и доброта к тебе вернется Хотя бы крошечкой, хоть капелькой тепла Весь мир тогда в сиянье счастья улыбнется А горечь зла сгорит беспомощно дотла Увидишь ты, как засияют в небе звезды Как нежно треплет ветер тучи, облака И ты поймешь добро творить еще не поздно А рядом будет друга верная рука 9. Заключительная минутка урока Учитель обращается к шестиклассникам с четверостишием: Губительнее нет порока, Чем равнодушье в сердце приютить. Чтоб излечить недуг сердечный этот Не бойтесь сострадать, жалеть, любить... Учитель: Ребята, закройте глаза и вспомните все хорошее, что было на уроке, всю любовь и теплоту души, о которых мы говорили, поместите эту любовь в свое сердце и живите с ней, спешите на помощь, кто нуждается в ней. Спасибо за урок, до свидания! Учащиеся прощаются с учителем до следующего урока После знакомства с учебной информацией учитель обращается к шестиклассникам с предложением оценить свою деятельность на уроке. Для этого используется прием рефлексии «Острова». На лист ватмана с изображенными островами: «Скука», «Беспо¬койство», «Увлеченность», «Понимание» ученики прикрепляют стикеры. | |
Просмотров: 1257 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|