Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

Человек в виртуальном пространстве
План урока Самопознания
КГУ «Канонерская средняя школа» Дата: 16.01.2016 Урок №17

Тема: Человек в виртуальном пространстве.

Педагог: Егорова Лилия Михайловна
Класс: 10 Количество учащихся: 8 человек
Цель: раскрытие возможностей и особенностей влияния на человека виртуальной реальности-
Задачи:
- расширить знания о понятия «виртуальный мир», «Интернет-общение»;
- развить навыки противостояния Интернет зависимости;
- воспитывать сознательное отношение к виртуальному миру.
Ресурсы: Памятка по безопасному поведению в Интернете, Презентация «Интернет -зависимость», материалы Статьи «Люди за горизонтом», учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
1. Организационный момент. Круг радости:
Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Давайте встанем в «круг радости». Возьмемся за руки и вместе дружно скажем:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро – длится до вечера!

Цитата урока:
Виртуальный мир стоит столько, сколько человек в него вкладывает.
Профессор Московской духовной академии Андрей Кураев

Чтение стихотворения

Не виден лик, не слышан голос.
Мы далеко, но в этот час
Сидим у наших мониторов,
Друг с друга не спуская глаз.
Пусть речи нет,
есть только строчки.
С тобою молча говорим

Эмоции, шифруя в точках.
То рассмеемся, то грустим.
Мы пальцы мысленно сплетаем,
По тропке клавишной скользя,
В мир виртуальный улетаем
Туда где ты, туда где я.

«Беседа»:
1. Как вы думаете, почему в символ учебника самопознания «Учебная информация» введен рисунок компьютера?
2. Какое место в вашей жизни занимает компьютер?
3. Как изменилась жизнь человека с появлением новых компьютерных технологий?
4. Как вы понимаете, что такое виртуальное пространство?
5. Какие сайты вы посещаете? Насколько они полезны для вас?
6. Кто такой геймер? Как вы относитесь к компьютерным играм?

Ещё совсем недавно цветной телевизор и проводной телефон в квартире считались верхом технического совершенства. Для детей, воспитанных на Интернете и мобильной связи, они уже музейные экспонаты.
Как влияет научно-технический прогресс на человека и общество? Об этом корреспонденту «ЛГ» расказывают:
Игорь АРТЮХОВ, биофизик, руководитель Междисциплинарного семинара по трансгуманизму и научному иммортализму (изучению возможностей радикального увеличения продолжительности жизни) Российского философского общества РАН
Данила МЕДВЕДЕВ, футуролог, кандидат экономических наук, эксперт Российского фонда развития высоких технологий
– Давайте договоримся: мы не будем бояться того, что нас ожидает в будущем. Хорошо будущее или плохо, оно всё равно придёт. И даже самые невероятные прогнозы нужно принять «без гнева и пристрастия»…
И.А. Вообще-то в футурологии правильнее говорить не о прогнозах, а о сценариях. Причём всегда существует множество возможных вариантов развития событий. Мы пока очень слабо можем управлять процессами, происходящими в обществе.
Д.М. Вот пример: никто не мог предположить такого массового внедрения компьютерной техники в нашу жизнь. Её создатели полагали, что для всей Земли будет достаточно десятка таких машин для решения необходимых задач. Никто не ожидал столь широкого распространения мобильных телефонов, думали, что это дорогая игрушка для богатых… А уж возникновение Интернета не снилось даже самым известным писателям-фантастам. В середине прошлого века человечество мечтало о летающих автомобилях, видеотелефонах, человекообразных роботах…
– Может быть, Интернет просто оказался нужнее человечеству, чем летающий автомобиль?
И.А. В технике часто происходят довольно неожиданные вещи. В 60-е годы все думали, что вот теперь начнётся бурное освоение Луны. А её использование оказалось экономически невыгодным. Зато появилось множество искусственных спутников – метеорологических, телевизионных, разведывательных. Исследование космоса не «отменилось», но двинулось в иную сторону.
– Какие явления научно-технического прогресса повлияют на человеческую жизнь в ближайшем будущем?
И.А. Я бы выделил четыре круга явлений, которые в ближайшие десятилетия сильно изменят нашу жизнь.
Во-первых, информационные технологии. Сегодня это персональные компьютеры, Интернет, мобильная связь, телевидение. Скоро получат распространение персональные сети, объединяющие множество устройств связи коммуникации, окружающих человека.
Во-вторых, биотехнологии. Стволовые клетки, клонирование, отключение механизма старения. Значимость совершаемых сейчас открытий пока мало кем осознаётся, но спустя какое-то время они полностью изменят лицо современной медицины.
Третье. Нанотехнологии, наноэлектроника.
И четвёртое. Когнитивные науки, о которых мало кто пока слышал, но которые в будущем обещают разгадку тайн человеческого мозга и применение их в создании искусственного интеллекта.
Д.М.Я бы добавил ещё два направления. Это – робототехника и виртуальная реальность.
– Вы упомянули незаслуженно забытую робототехнику. Неужели её ожидает такой же скачок, как и информационные технологии? И сбудутся наивные мечты 60-х годов об «электронных друзьях», выполняющих работу по дому?
Д.М. Мы каждый день видим роботов в больших городах, но не догадываемся, что это они. Например, пылесос, который ездит по полу и сам убирает мусор! Или, например, банкоматы. Мало кто знает, что в США они заменили сотни тысяч операционистов. Приём оплаты за мобильные телефоны тоже уже осуществляется роботами. В кофейнях на смену аккуратным девушкам-продавщицам приходят автоматы, а в Гонконге есть даже кафе, где посетители обслуживаются роботами-официантами: они принимают заказ и затем доставляют его к нужному столику. Через 5–10 лет это появится повсюду.
– А если начнёт расти безработица? Что в таком случае делать? Объединяться и громить автоматы, уподобляясь средневековым луддитам?
Д.М. Общество может пойти и по другому пути: принять неизбежность процесса, просчитать его плюсы и минусы. Государство должно заранее найти решение проблемы, подготовить тех профессионалов, которые будут нужны.
И.А. Если дальнесрочное прогнозирование рынка труда отсутствует, то общество не сумеет приспособиться к назревающим переменам. Оно думает: всё будет так, как сейчас. А когда ситуация изменится, произойдёт взрыв. Например, вскоре такая профессия, как актёры второго плана кино и телевидения, может исчезнуть. Уже сегодня во многих голливудских фильмах или рекламных роликах массовку создают не люди, а компьютерные персонажи.
Д.М. Такое явление, как виртуальная реальность, развивается в двух направлениях: качество симуляции, то есть реалистичности воспроизведения, и качество интерфейса, то есть самого устройства, позволяющего входить в этот «параллельный мир». Нынешнюю виртуальную картинку зачастую уже не отличить от реальной.
А интерфейсы? Сейчас это привычные монитор, клавиатура, мышка. Но уже существуют и виртуальные шлемы, очки, пока ещё не очень совершенные. Сейчас в разработке карманные проекторы, отражающие на поверхности стола картинку, например экран компьютера. Реальные и виртуальные объекты на таком столе-экране способны совмещаться. Например, обычная визитная карточка автоматически сканируется прямо в память вашего компьютера. Карманная система может определять имена незнакомых людей в помещении и другую информацию о них. Или у вас в кармане может лежать устройство, которое по интонации голоса определяет, врёт собеседник или говорит правду, и незаметно подавать вам сигнал об этом.
– В одном журнале для подростков юный журналист составил список символов уходящей эпохи. В него вошли недавние технические новинки, такие как кассетный магнитофон, уличный таксофон, плёночный фотоаппарат, пейджер…
Д.М. Когда Интернет на Западе испытывал взрывной рост, мы отставали примерно на четыре года. Многие чиновники говорили: «Ну зачем нам эти американские штучки, нам бы обычные телефонные сети развить в глубинке». А теперь любое государственное ведомство имеет свой сайт в Интернете. Скорость ознакомления человека с новым устройством осталась той же самой, что и в прошлом, – 5–10 лет нужно пользователю, чтобы привыкнуть.
И.А. Расслоение в обществе будет иного типа: не по принципу «бедный – богатый», а по принципу вовлечённости в этот прогресс. Образованные слои общества быстрее получают доступ к новшествам, чем необразованные. «Физики» быстрее осваивают новые технологии, чем «лирики». Особенно драматично возрастное расслоение: чем моложе человек, тем он быстрее приходит к новому. И возникает разрыв между поколениями. Раньше за время смены поколений заметных изменений или вообще не происходило, или они были предельно медленными. А сейчас за несколько лет всё меняется так стремительно, что приходится прикладывать усилия, чтобы не отстать: постоянно чему-то учиться, отслеживать появление новых технологий, осваивать программы.
– А что произойдёт с человеческими отношениями? Изменения в обществе наверняка скажутся, например, на семье, которая и так сегодня переживает кризис?
И.А. Тут вообще складывается уникальная ситуация. Появляется возможность связываться с партнёром в любой точке Земли, следить за ним… Традиционная семья станет менее устойчивой, например, любовников уже не скроешь от супругов. Возможно, изменятся формы брака.
Д.М. Да и то, что дети становятся более продвинутыми, чем родители, тоже не лучшим образом скажется на семье. Мы привыкли к тому, что старики – это носители житейской мудрости в традиционных культурах. А сегодня дети говорят о некоем простейшем устройстве: «Даже моя бабушка может этим пользоваться». Она в их представлении – носитель не мудрости, а скорее слабости и немощи.
Творческая деятельность. Групповая работа «Плюсы и минусы виртуального мира».
Чтение. А Белоглазов «Здравствуй, это я!».
Если вы увлекаетесь компьютерными играми, то должны установить для себя строгую норму в том, сколько времени можете позволить себе играть в день, неделю, месяц. Это поможет не упустить решение реальных жизненных задач.
Чтение памятки по безопасному поведению в Интернете.

Домашнее задание. Создайте презентацию о своей любимой программе или Интернет – игре.
Заключительная минутка тишины. Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
Категория: Самопознание | Добавил: egoroval70 (2016-01-15) | Автор: Егорова Лилия Михайловна E
Просмотров: 1003 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru