Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Урок по самопознанию в 5 классе: «От мечты к открытию» Цель: расширять представление об общечеловеческих ценностях, о стремлениях человека и его возможностях. Задачи: • раскрытие значения высоких помыслов человека в процессе познания самого себя и способов их претворения в жизнь; • развитие позитивных качеств характера учащихся, навыков их самооценки; • воспитание целеустремлённости, чувства собственного достоинства, веры в свои силы. Методы: упражнения, игры, творческая деятельность, беседа. Ресурсы: цитата, коробочка подарочная, фломастеры, листы для рисования, аудиоматериалы, фигурки голубей, цветов, колокольчиков, бабочек, выставка рисунков «Моя страна мечты». Круг радости 1. Добрый день, ребята. Начнём наш урок с Круга радости. Войдите в круг. Передавая по кругу подарочную коробочку, объясните, какой подарок вы хотели бы подарить своему другу. Представьте, что подарки находятся в волшебной комнате у Доброй Феи, и она любезно вам их предоставит. 2. Исполним первый куплет песни «Наша школьная страна» (слова К. Ибряева): Не крутите пёстрый глобус, Не найдёте вы на нём Той страны, страны особой, О которой мы поём. Наша старая планета Вся изучена давно, Но страна большая эта Вечно «белое пятно». Отправимся сегодня в путешествие в эту страну, назовём её страной Мечты. Тема нашего урока: «От мечты к открытию». Беседа Встречает нас добрая Фея, которая просит ответить на вопросы, чтобы лучше узнать нас. — О чём вы мечтаете? Расскажите о своих мечтах. — Как вы планируете осуществить свою мечту? — Что вы хотите достигнуть? — О чём мечтаете, что хотите иметь? — Объясните выражение «недосягаемая мечта». Упражнение «Азбука добродетелей» 1. Прежде чем сформулируете определение, прочитаем выдержки из школьных сочинений: Мечты — это то, что «сидит» в нашей голове и не даёт нам спокойно жить. Мечты есть желания человека. Мечты — это самые невероятные фантазии. 2. Самостоятельное формулирование своего определения мечты, запись его на фигурках голубей. Записать и своё сокровенное желание. (Учащиеся зачитывают работы, прикрепляют на доске). Из толкового словаря: Мечта — это мысли и желания, создаваемые в воображении. Шкатулка мудрости Фея дотронулась до шкатулки палочкой, и она открылась. Добрая Фея предлагает нам прочитать афоризм, цитату А. Франса, начертанную на свитке. Вы знаете, что в афоризмах содержится истина. Задание: прочитайте изречение и объясните его смысл. Мечты придают жизни интерес и смысл. Запомните эту фразу. (физминутка-гимнастика) В стране Мечты и игры интересные. Игра «Закончите предложения…» (пишут на цветочках… и прикрепляют на доске) Если бы вы стали волшебником в стране Мечты и могли всё изменять по своему желанию, то (закончите, пожалуйста, эти предложения): 1.ученик - Если бы я мог изменить свои оценки, я бы… 2.ученик -Если бы я мог изменить школьные предметы, я бы… 3.ученик -Если бы я мог изменить мою внешность, я бы… 4.ученик -Если бы я мог изменить мои таланты, я бы… 5.ученик -Если бы я был добрым волшебником, я бы… 6.ученик -Если бы я имел власть над всем миром, я бы… А теперь перечислите, чего бы вы не стали изменять. Слушаем — размышляем Послушайте притчу и объясните её главную мысль. Счастье человека в его руках. В давние — давние времена, когда на земле ещё не было современных людей, жил на свете волшебник. Вот однажды взял он в руки пластилин и сделал из него человека, но остался у него лишний маленький кусочек. И спросил тогда волшебник: — Что ещё слепить тебе? — Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил волшебник и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек пластилина. (Человек сам делает свою судьбу) Вывод: мы должны признавать решающую роль человека в своей судьбе. Все вы помните слова А. Суворова: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Вы в будущем получите признание, займёте должное место в обществе. Перенесёмся в это время. Творческая деятельность. «Волшебное зеркало» В стране Мечты есть и волшебные предметы. Предлагаю вам посмотреть в волшебное зеркало и сказать, каким вы видите своё будущее, кем вы стали в будущем, почему вы сделали такой выбор, что вы делали для исполнения своей мечты. Будущее представьте в виде рисунков. (заготовки профессий различных, дети выбирают и пишут) Звучит песня «Дорогою добра». (Из рисунков детей составить выставку на доске «Моя страна мечты. Знакомьтесь, это я в будущем»). При презентации работ учащиеся отвечают на вопросы: — Что нужно делать для исполнения мечты? — Как вы думаете, почему надо мечтать о будущем? — Можно ли человека считать хозяином и создателем своего счастья? — Что нужно сделать, чтобы состоялись в жизни эти события? (физминутка - глаза) Упражнение — мозговой штурм. В форме Цзацзуани. Ваши мечты — ваши цели. Предложите и обсудите качества, необходимые (мешающие) для достижения ваших целей, запишите их на фигурках колокольчиков, цветочков. (Работают в парах). В чём вам необходимо измениться, чтобы достичь своих целей? Например: Выработать: быть работоспособным радостно относиться к труду ответственность Исключить: недобросовестность неумелость неисполнительность Презентация работ (прикрепляют на доске). Вывод: надо быть настойчивым, трудолюбивым в достижении своих целей и, раньше или позже, вы их обязательно достигнете. Помните: человек — хозяин своей судьбы, кузнец своего счастья. Чтение Выразительное чтение учащимися стихотворения Е. Григорьева «Мечта» (учебник, стр. 20) Мечта Слово «мечта» На «мачту» похоже. А может быть, это Одно и то же? Когда я мечтаю, То вижу всегда, Как разливается в брызги вода. Вижу себя я На быстром корвете, Бьёт в паруса мои Яростный ветер! Спешу я на помощь — Не знаю к кому, Спешу я на помощь — Сквозь ветер и тьму! И держится мачта, Не гнётся мечта. Я знаю, что общее в них — высота! Е. Григорьев — С чем автор сравнивает мечту? Почему? Вывод: важно, чтобы у человека были заветные мечты, которые облагораживали бы его внутренний мир. Мечта помогает нам поверить в себя, становится путеводной звездой в достижении целей. Домашнее задание 1. Расскажите о своих мечтах и напишите сказку «Три заветных желания». Круг «От сердца к сердцу» 1. Предлагаю вам сделать собственные выводы по теме урока. 2. Фея отправляет наших голубей в полёт, вместе с ними устремляются ввысь и наши мечты. Давайте попрощаемся с голубями и проговорим следующие слова вместе: Прощайте, голуби М. Матусовский … Мы сегодня своих голубей Провожаем в прощальный полёт. Пусть летят они, летят, И нигде не встречают преград. …Наступай, наше завтра, скорей, Распахнись, небосвод! Мы гоняли вчера голубей — Завтра спутники пустим в полёт. Пусть летят они, летят, Пусть друзья на полёт их глядят. Слово учителя. Всех благодарю за урок. Сегодня вы рассказали о ваших секретах — мечтах. Мечтайте всегда. Если у вас есть мечта, вы можете достичь многого в своей судьбе. Пусть все ваши мечты осуществятся! | |
Просмотров: 698 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|