Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Проблемы семейного воспитания глобальные проблемами общества Статья учителя самопознания КГУ «СОШ №28» Митрофановой Ирины Ивановны По мнению А.С.Макаренко, "уличные мальчишки "не берутся из ниоткуда, они растут в наших с вами семьях, проецируют модель отношений взрослых на свой, детский, мир. Родители стараются всеми силами переложить на чужие плечи воспитание собственных отпрысков, совершенно забывая о том, что семейное воспитание закладывает основу личности. И это именно та сфера, где нельзя полностью довериться специалистам, нужно вложить собственную душу. Еще с давних времен сложились определенные традиции и законы воспитания детей в семье. Роль отца в воспитании детей заключалась в принятии жизненно важных решений, обеспечивающих благополучие и образ жизни ребенка. Во власти отца было наказание и помилование - отец, как правило, был последней инстанцией при принятии ответственных решений в жизни семьи. Материальная ответственность за семью также лежала на плечах отца - он должен был обеспечить жену и детей, а также прививать навыки адаптации к взрослой жизни уже подросшему ребенку. В особенности это было актуально при воспитании мальчика. Где-то до семи лет сын находился на попечении матери, а после переходил в ведение отца - он обучал его, передавал свои знания. Сыну же полагалось также перенять отношение отца к жизни, стать его "копией" - именно это в обществе считалось "правильным воспитанием ребенка". Роль матери в воспитании детей была несколько иной. Мать традиционно считалась защитницей ребенка - это было обусловлено материнским инстинктом, выражающимся материнской любовью, постоянными думами и молитвами за детей. На плечах матери лежал уход за малышом и непосредственно воспитание, в том числе и морально-нравственных качеств, принятых в обществе. Особенно это касалось девочек - именно мать отвечала за моральный облик своей дочери, а также должна была помочь ей освоить традиционные женские занятия и подготовить достойное приданое. Согласна с мнением великого педагога, что корень всех проблем в воспитании детей лежит именно в семье. Если ребенок растет в атмосфере любви, взаимопонимания, заботы друг о друге, то он вырастет хорошим человеком. А если ребенка постоянно ругают, одергивают, шлепают, если родители сами между собой не находят общего языка, ссорятся, ругаются, иногда даже дерутся и это все в присутствии ребенка, то ребенок в такой семье получает психологический стресс, растет нервным, задерганным, беспокойным. Что вырастет из такого ребенка? Ребенок, которого родители "подают на десерт", чтобы он показал свои способности и успехи в музыке, в чтении стихов, в пении, тоже вырастает тщеславным, как и его родители. Вспоминается фильм Карена Шахназарова "Курьер", где тщеславный отец просит свою дочь Катю сыграть что-нибудь из классики на пианино в ее же день рождения. Девочка отказывается, но отец настойчиво просит, тогда она играет какую-то незатейливую мелодию, сопровождая ее грубыми словами песенки, гости и отец шокированы, а Катя убегает на улицу и рыдает. Ее детское нутро протестует... В этой семье главными ценностями были материальные блага, положение в обществе, связи. В такой атмосфере Катя и была воспитана. Когда она знакомится с Иваном, курьером, ее представление о жизни несколько меняется. Показательным является еще пример, когда в семье растет один-единственный ребенок, родители души в нем не чают, балуют его, в итоге он вырастает эгоистом, привыкшим, чтобы все и все вокруг него вращались. Потом родители плачут от своего ребенка, потому что вырастает этакое "моральное чудовище ". И наоборот, в многодетных семьях, где старшие дети заботятся о младших, такая проблема не возникает. Меня, как педагога, всегда интересовал вопрос: "Почему дети, учась в школе и получая гуманное образование, вырастают не все хорошими людьми? Откуда берутся преступники? ". Я нашла ответ на свой вопрос: "Каждый ребенок приходит из семьи, в нем с раннего детства уже заложена модель взаимоотношений между людьми, между родителями. Эта заложенная программа будет сопровождать его всю жизнь... ". Поэтому хочется сказать родителям: "Родители! Не спешите наказывать вашего ребенка, поищите причину его плохого поведения в себе самих". Однако, несмотря на все подводные камни, семья остается важнейшим условием правильного развития детей. Тенденция, которая наметилась в семьях, не может не радовать. Родители, особенно молодые, воспринимают и анализируют информацию о воспитании и методиках развития ребенка, применяют полученные знания на практике и стараются уделять своим детям больше внимания, чем им самим доставалось в детстве. Помните, что знания, представления о мире, привычки, заложенные семьей, останутся с человеком на всю жизнь и во многом станут определяющими условиями его поведения и успешной жизни. | |
Просмотров: 570 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|