Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
План урока самопознания Класс: 5 дата проведения_____________ Раздел: Быть человеком Тема: Мир семьи Ценность: семья качества: доброжелательность, уважение, понимание, терпение, умение прощать, забота о близких. Цель: расширять представление учащихся о роли семьи в жизни человека. Задачи: - раскрытие значимости семейных уз для каждого человека; - развитие стремления к созданию доброжелательных отношений в семье; - воспитание желания проявлять заботу о членах семьи. Ход урока: 1. Организационный момент. Позитивный эмоциональный настрой: Звучит аудиозапись музыкальной композиции, учитель предлагает закрыть глаза и представить самые красивые воздушные шарики, на каждом из которых написаны пожелания «счастья», «любви», «добра», «мира», «взаимопонимания» их вы можете мысленно подарить своим родным и близким. Учащимся предлагается рассказать, из каких шариков состоит их букет и кому он предназначен. 2. Проверка домашнего задания: Учитель предлагает учащимся прикрепить на «Дерево познания» те высказывания пословицы о семье, о счастье, которые они подготовили заранее (высказывания могут быть оформлены в виде сердечек, плодов или цветов). Среди предложенных выбирается цитата урока. 3. Позитивное высказывание (цитата): Обсуждение цитаты урока «Мир в семье - мир в государстве» позволит учащимся понять более широкий смысл понятия «семья». Рассуждения учащихся должны быть направлены на понимание взаимосвязи мира в семье и в государстве, для поддержания которого требуются доброжелательность, уважение, любовь и понимание всех членов семьи и общества. Для продолжения рассуждений о мире в семье и государстве учащимся предлагается послушать притчу «Ладная семья», приведенную в учебнике. Учитель обращает внимание учеников на тот факт, что мир в государстве зависит от каждой отдельной семьи. Такие ценности, проповедуемые в семье, как любовь, прощение и терпение, значимы и на уровне государства. Подарок от учителя. Притча. Ладная семья. Жила-была на свете семья. Более ста человек насчитывалось в семье, жили они одной деревней. Семья была особая - мир и лад в ней был нормой. Ни ссор, ни ругани. До самого императора дошел слух об этой семье. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в ту деревню, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток, мир и лад. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители деревни сумели найти способ жить так дружно. Пришел он к убеленному сединами старейшине семьи и попросил его рассказать, как они добились такого согласия и мира в семье. Тот молча взял лист бумаги и написал всего три слова: «любовь», «прощение», «терпение». Но написал эти слова особенно: сто раз было написано «любовь», сто раз - «прощение», сто раз - «терпение». Прочтя три слова, император удивился: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, - затем, подумав, добавил, - и мира тоже. • В чем смысл притчи? • Почему императора заинтересовала дружная семья старика? • В чем заключается секрет крепкой семьи? 4. Рассказывание истории (беседа) Для организации беседы использую вопросы, представленные в учебнике: • Как относятся старшие к младшим в вашей семье? • Как относятся младшие к старшим в вашей семье? • Ваша семья – она какая? • Как вы понимаете выражение «мир семьи»? В ходе беседы учащиеся обращаются к своему личному опыту взаимоотношений в семье, делятся своим пониманием доброжелательных отношений между близкими и родными. В результате коллективного осмысления понятия «мир семьи» учащиеся должны прийти к заключению о важности доброжелатель-ного и уважительного отношения всех членов семьи. Обобщая ответы учащихся, учитель делает вывод о том, что мир семьи основывается на любви и понимании и держится благодаря заботе и взаимопомощи. Данный вывод помогает учащимся понять главную мысль, заложенную в учебной информации рубрики "Узнаем новое": Семья - это то, чем дорожит человек. Семья крепка, когда взрослые и дети с любовью и уважением относятся друг к другу, заботятся друг о друге, умеют прощать и понимать. Мысли, заложенные в учебной информации, можно прокомментировать специальным подбором пословиц и поговорок, тематика которых актуализирует значимость мира для каждого члена семьи. (Работа с «Деревом познания». 5. Творческая деятельность, групповая работа. Задание выполняются в группах по 3-5 человек. Придумайте. Предложите свой вариант разрешения ситуаций. Разыграйте сценку. Смысл задания заключается в том, чтобы предоставить возможность учащимся проанализировать свое поведение в ситуациях, знакомых им из повседневной жизни. Через решение этих ситуаций учащиеся невольно «заглядывают» в свою повседневную жизнь. Такой опосредованный анализ своего поведения учащимися способствует воспитанию внимательного, доброжелательного, заботливого отношения к членам семьи. Творческая деятельность Для подведения итогов осмысления роли семьи в жизни человека, а также обобщения впечатлений учащимся предлагается нарисовать «Дом счастливой семьи». Данная творческая работа может быть завершена дома с последующим обсуждением результатов. После обсуждения может быть организована выставка рисунков на стенде «Мир самопознания». 6. Групповое пение Погружение в тему завершается исполнением песни. Кто с тобою рядом? Сл. А. Кондратьева Муз. Г. Левкодимова Осенью, весной. Летом и зимой Кто с тобою рядом, Рядышком с тобой? Шишку ли набил, Чашку ли разбил, — Кто тебя утешил, Кто вину забыл? В радости любой, В горести любой Кто с тобою рядом, Рядышком с тобой? На ночь и с утра, Нынче, как вчера, Кто тебе желает Всякого добра? Осенью, весной, Летом и зимой Кто с тобою рядом, Рядышком с тобой? 7. Домашнее задание Ученикам предлагается выполнить задание, предложенное в учебнике: Вставьте пропущенные слова и запомните пословицы: Вся семья ..., так и душа на .... Кто сеет ..., пожнет счастье. Без корня и ... не растет. Слова-подсказки: месте, мир, вместе, трава. Данное задание направлено на закрепление ключевых мыслей, раскрывающих ценность "семья". Обобщая, учитель акцентирует внимание учеников на важности общечеловеческих ценностей, знания о которых они получают в семье, для жизни любого государства. Ведь государства - это те же семьи, которые, как соседи, живут рядом друг с другом. И если они живут мирно, дружно, то во всем мире будет мир. 8. Заключительная минута тишины. Всем спасибо за урок! Источник: http://Самопознание. 5 класс. ННПООЦ "Бөбек" 2010г. | |
Просмотров: 1966 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|