Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Отзыв о книге Ш.А. Амонашвили «Как любить детей» Крашенинникова Ольга Владимировна, учитель самопознания КГУ СОШ №83 имени Г.Мустафина, г.Караганда Прочитав книгу Ш.А. Амонашвили «Как любить детей» хочется, чтобы в каждой школе был такой педагог как Шалва Амонашвили. Книга «Как любить детей» и по своему названию, и по жанру нечто особое. Он не терпит суеты и представляет собой послание из пространства, которое бы Михаил Бахтин назвал Временем Большой Культуры. Из этого пространства с нами неспешно беседует Марк Фабия Квинтилиан и Ян Амос Коменский, Жан Жака Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци, Константин Дмитриевич Ушинский и Василий Александрович Сухомлинский. В этом пространстве и берет свою историческую родину книга о труднейшем из ремёсел – ремесле гуманистики – Шалвы Александровича Амонашвили. Книга «Как любить детей» символизирует собой долгожданную мировоззренческую педагогику, которая как воздух нужна всему нашему образованию. Читая эту книгу, обретаешь надежду, что все наши труды не зря, а победой будут дети, которые пойдут вместе с нами и дальше нас. И исполняешься Верой, что все мы – учителя, как бы ни было тяжело, представители самого вдохновенного искусства на свете – искусства гуманистической педагогики[1]. Вопрос – как любить детей – вечен для педагогики. Ш.А. Амонашвили считает, что в основе искусства воспитания лежит безграничная любовь к детям. Чтобы решить этот вопрос необходимо тысячекратно возвращаться к тому, как школе нужно любить детей. Образовательное пространство должно быть заполнено до краёв – духовной, мудрой, толерантной любовью воспитателя и учителя к детям, ученикам. Любовь должна быть самой действенной и доброй силой воспитания. Но нужно ещё понять, как любить детей. Чтобы постичь мудрость педагогической любви нам необходимо тысячу раз возвращаться к осмыслению качества своей любви к детям. Это стало бы для нас самым высшим профессиональным достижением. Я согласна с позицией Ш.А. Амонашвили: при подготовке будущих учителей необходимо начать с учебников, в которых в первую очередь говорится о Любви к детям, что такое Любовь, должен ли учитель Любить детей и как любить детей, а потом уже отражены достижения науки. Шалва Александрович в своей книге рассказывает о том, любили ли его учителя. Конечно, учителя любили всех детей, но это любовь ни к чему их не обязывала. Но те способы, с помощью которых они любили учеников, не давали почувствовать Учительскую Любовь – Любовь вдохновляющую, защищающую, оберегающую. Но всё же был учитель, который давал чувствовать Учительскую Любовь. Её звали Варвара Вардиашвили. Ш.А. Амонашвили вдохновенно рассказывает о её доброте и любви, внимательности, помогающей всем и всегда. Она любила всех детей и каждого в отдельности по-своему. Она знала, как любить. Прочитав про Варвару Вардиашвили, я поняла, что каждый учитель должен равняться на неё: искать в себе искорку Учительской вдохновляющей Любви, и, отыскав искорку, поддерживать и превращать в бушующее пламя, дарить тепло этого пламени всем ученикам! Любовь надо нести детям с любовью, красиво и изящно, чтобы они приняли её и воспитывались. Учительская, педагогическая любовь более утончённая форма Любви, чем Родительская Любовь. Она требует для своего проявления огромных душевных усилий и мудрости сердца. Об этом четко представлено в программе Нравственно-духовного образования предмете «Самопознание». Автором программы является Сара Алпысовна Назарбаева. В ком уже есть любовь к детям, к тому, при старании, придет, и искусство их любить, т.е. понимание того, как их нужно любить. В ком нет любви к детям и стремления полюбить их, тот пусть не ждёт посещения мудрости педагогической любви. Кто откровенно не любит детей, тому мудрость любви не достанется. Он сделал бы доброе дело, если покинул бы работу, которая навязывает ему общение с детьми. Мудрость находится внутри самой любви к детям, а не вне её. Потому мудрая педагогическая любовь не технологизируется, методически не выстраивается, не расписывается по пунктам, а познаётся сердцем. Любить детей нужно искренне, преданно, постоянно, без оглядки, любить с радостной улыбкой на лице или со слезами сострадания на глазах… Учитель, который любит детей «как все» далек от познания величия своей профессии и своего служения. Любить детей – это сокровенное искусство, но некоторые общие нормы, конечно, существуют. Педагогическая Любовь не совместима с раздражением, с грубостью, с недоверием, с унижением, с насилием, с принуждением… «Знаю детей, потому не буду утверждать, что все они ангелочки. Они дети Света, но вовсе не послушные, разумные и уже воспитанные. Среди них есть неугомонные, дерзкие, шаловливые, требовательные; есть дети замкнутые; есть дети с большими или меньшими способностями: есть красивые и некрасивые, больные и уродливые, есть дети уже испорченные, избалованные, извращённые... Но Любовь сравнима только с Солнцем. Солнце дарит всем на Земле свет и тепло одинаково, без разбора кто есть кто среди людей. Нет у него любимчиков и нелюбимых», – так говорит сам Шалва Александрович Амонашвили[2] И дополним перечисленные качества Педагогической Любви ещё одним:«Детей надо любить с чувством глубокой ответственности, долга и служения перед Будущим! ». Дети всегда будут разными, и каждый из них потребует от нас только свою, ему предназначенную Любовь. Это есть Любовь согласно сущности этого отдельного Ребёнка. И только чувствознание сердца будет способно помочь нам открыть в себе мудрость такой любви. Это есть Вечная Мудрость. Из неё можно сделать прекрасные выводы для наших прекрасных педагогических дел. Список литературы: 1. Амонашвилли Ш.А. Школа Жизни. – М.: Издательский Дом ЩалвыАмонашвили, 2000. – 144 с. 2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/11/28/amonashvili-sha-kak-lyubit-detey Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/11/28/amonashvili-sha-kak-lyubit-detey | |
Просмотров: 2149 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|