Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Духовное богатство – основа нравственности в школе. «В каждом человеке - СОЛНЦЕ, Только дайте ему светить» Сократ С обретением независимости перед Казахстанским обществом со всей очевидностью встала проблема нравственно-духовного воспитания новых поколений, поиска ценностей, способствующих установлению между гражданами отношений добра, справедливости, терпимости. Поэтому в послании Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана среди выдвинутых задач, касающихся образованности науки, особо обозначена необходимость поднятия уровня нравственной культуры молодежи. Сегодня перед обществом ставится задача «возрождения духовности». Вопросы интеллектуального, эстетического, физического и нравственно-духовного воспитания приобретают особую актуальность. Нравственность выступает показателем общей культуры человека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям. И очень своевременным и актуальным является то, что современная образовательная система Республики Казахстан ориентируется на развитие нравственности и духовности. Решая задачи образования нового тысячелетия, Казахстан ищет и находит национальные образовательные модели, которые бы соответствовали духу времени и одновременно – менталитетам народов Казахстана. Зарубежные образовательные программы, педагогические инновации и новые технологии осваиваются и прорабатываются для того, чтобы национальная модель образования, впитав в себя мировой опыт и отвечая мировым стандартам и нормативам, в то же время выражала бы национальный характер казахстанского народа, его культурно-историческую самобытность. И здесь ученые Казахстана ориентируется на программные положения Всемирной декларации по образованию и Конвенцию о правах ребенка, решительно изменяющих понятие «базовое образование». Если ранее имелись в виду, прежде всего, грамотность и освоение фундамента наук, то в настоящее время базовое образование подразумевает знание и обучение человеческим ценностям: добру, справедливости, любви, ненасилию, счастью, нравственно-эстетическому поведению. Для Казахстана общечеловеческая проблема формирования личности, отвечающей запросам и критериям нового тысячелетия, приобретает особую актуальность, так как наша страна вобрала в себя культуру Востока и Запада, Европы и Азии, лежит на стыке исторических судеб многих этносов, является поликультурным, многоконфессиональным государством с мощным, стабильным ядром традиционной культуры казахов и других народов, населяющих нашу Республику [1, с. 2]. Современная школа, ориентированная на европейские рациональные традиции, должна сегодня радикально менять свои установки, осваивая опыт восточного менталитета: давать не только и не столько сумму знаний, готовить к профессиональной жизни, сколько просвещать, воспитывать характер, формировать человеческую личность, для которой руководящими жизненными принципами стали бы общечеловеческие ценности, нравственные принципы и идеалы. Огромная роль в формировании нравственных качеств личности школьника принадлежит курсу «Самопознание», который получил полную всестороннюю поддержку со стороны руководства Министерства образования и науки Республики Казахстан. Первая леди Казахстана, Президент фонда «Бөбек» Сара Алпысовна Назарбаева является автором проекта нового подхода в образовании – нравственно-духовного просвещения. Выступая в различных аудиториях, встречаясь с представителями сферы образования, властных структур, парламентариями, родителями, учителями, студентами, автор образовательного проекта «Самопознание» Сара Алпысовна постоянно говорит: «чтобы считаться образованным человеком, выпускнику школы уже недостаточно иметь обширные знания по основным дисциплинам. Он должен быть готов постоянно переосмысливать все жизненные коллизии, находить творческое решение любых вопросов». «Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит, вырастить угрозу для общества». Ф. Рузвельт. Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности, чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». С годами понимание нравственности изменилось. В современной педагогической литературе понятие нравственность рассматривается, как показатель общей культуры человека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям; внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек. Что подразумевается под понятием духовность? Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя — в поисках и открытии самоценного, самосовершенствования; в стремлении найти ответы на „извечные вопросы бытия“ — об устройстве мира, истине, о добре и зле. В педагогике под понятием духовность подразумевается вдохновенно- чувственная сторона жизни человека и человечества, особый образ мышления и жизнедеятельности людей, основанный на приоритете нематериальных, гуманных ценностей. Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ещё В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить „умению чувствовать человека“. Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. «Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле». Назарбаева Сара Алпысовна. В связи с этим нельзя не оценить роль и значение Программы нравственно – духовного образования «Самопознание». «Программа «Самопознание» помогает найти путь к себе, раскрыть свои лучшие качества, свое высокое «Я» и всегда оставаться человеком» - эти слова принадлежат автору идеи «Самопознание». Самопознание начинается в очень раннем детстве, но оно тогда имеет совершенно особые формы и содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физическою мира – он пока не знает, что относится к его телу, а что – нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле – как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам – как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы "обслуживать" его. Наконец, в подростковом возрасте начинается осознание "духовного Я" – своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: "каков я?", "что во мне не так?", "каким я должен быть?". Именно в этом возрасте начинает формироваться "идеальное Я" – осознанный личный идеал. Сопоставление с ним часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование. Самосовершенствование довольно сложный процесс, имеющий множество граней. Порой эти грани настолько тонки, что без посторонней помощи развивающейся личности не обойтись. Предмет «Самопознание» - удивительный предмет, где каждый ребенок учится слушать свое сердце и делать только то хорошее, доброе, что оно подсказывает. Только через этот путь каждый из них может найти свое место в жизни. Только пройдя этот путь красоты жизненных ценностей, каждый ребенок, может выполнить миссию Человека на Земле. Ведь чем больше в человеке духовности, нравственности, тем больше он Человек. И каждый из них будет отзывчивее, теплее, добрее, чувственнее в общении с окружающим миром. На уроках самопознания учащиеся ближе знакомятся с собственным « Я », учатся оценивать себя, видеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеру поведения, отдельные черты характера, подвергать анализу свои собственные успехи и достижения. Любовь, добро, дружба – эти простые слова на занятии по самопознанию обретают новый смысл, становятся волшебными. Идеи самопознания постепенно интегрируются с другими общеобразовательными дисциплинами, на таких уроках гармонично переплетаются, дополняя друг друга, знания из разных областей науки, а дети наблюдают, сравнивают, делают свои выводы, познают мир. А мы знаем, что лучше всего познавать мир любовью, добром и красотой. Часто после уроков самопознания, глядя в открытые навстречу нам глаза, невольно думается о том, что жизнь продолжается, и, мы, учителя самопознания, мысленно благодарим природу за то, что она не позволяет нам черстветь душой, что она наделила многих людей такими прекрасными качествами, как доброта, бескорыстие, сострадание. Наверное, поэтому и существует на земле жизнь. Мы живем, пока чувствуем, любим и верим, пока наше сердце способно болеть за ближнего, а в наших душах не поселилось равнодушие. Вот такому отношению ко всему на земле, особенно к детям, и учит нас предмет «Самопознание». В образовательном процессе роль программы «Самопознание » велика. Она возвращает духовное измерение в педагогику, обогащая её, по выражению О.Сулейменова, глубиной прошлого, широтой настоящего и высотой будущего. Сегодня стало очевидным, что программа нравственно – духовного образования «самопознание» вышла за рамки отдельного предмета, заполняя светом и теплом духовных ценностей содержание других дисциплин, внеучебную деятельность, работу с родителями, то есть все то, что воспитывает личность ребенка. Перед каждым педагогом на сегодняшний день стоит задача – воспитать такого гражданина Казахстана, который знает и ценит его культурно-историческое наследие, любит свой родной край, готов в нем жить, работать, создавать новые культурные ценности, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Каждый ребенок должен раскрыть себя! Воспитывать – значит питать душу ребенка энергией своего сердца, неустанно развивая у своего воспитанника стремление к высокому, вопреки всем жизненным невзгодам. Поэтому важно, чтобы рядом был Учитель – человек, знающий, как жить и для чего жить, наделенный особым профессиональным взглядом, способный увидеть в каждом человеке его лучшее, его будущее. Именно такие учителя ведут курс «Самопознание» в наших школах. Дарите свое сердце детям, будьте к ним внимательны и добры, не оставайтесь равнодушными к проблемам детей, и тогда они смогут построить именно такое общество, в котором будут царить честь, достоинство и высокие нравственные ценности. «Бог дает нам шанс раскрыть себя, раскрыть свою божественную природу, природу человека быть настоящим человеком. Именно поэтому мы сейчас обучаем и обязаны обучить наших детей. Мир, счастье, любовь ко всему миру, - я желаю вам всего этого». Сары Алпыскызы Назарбаева. Источник: http://1. Муханмадияр Орынбеков. Предфилософия протоказахов «Өлке» Алматы 1994г. 2. Жекибаева Б.А. методологические основы прог | |
Просмотров: 521 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|