Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

Учитель, пробуждающий колоколом
«Учитель, пробуждающий колоколом»

Жумасаева Сания Тулегеновна, преподаватель общественных дисциплин Костанайского социально-технического колледжа, г.Костанай

«Конфуцианская этика призвана научить тому, как быть человеком…» доктор Ту Вей – Мин, профессор китайской истории и философии Гарвардского университета

Кун-фу-цзы или Учитель из рода Кун был известен на Западе под именем Конфуция. Это – первый преподаватель в истории Китая, один из знаменитых мудрецов древности. На протяжении пяти столетий его идеи были признаны государственной философией в стране, статус был утрачен с появлением буддизма. В наши дни его учение вновь возрождено и популярно.
Конфуций (551-479 гг. до н.э.) родился в обедневшей, но знатной семье. В трёхлетнем возрасте остался без отца. С раннего детства отличался восприимчивостью к учению, легко усваивал материал. Учился охотно, без особых усилий овладел шестью высокочтимыми в Китае искусствами: знанием ритуала, пониманием музыки, владением стрельбой из лука, управлением колесницей, умением читать и считать. Впоследствии о нём говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17-летнем возрасте он поступил на государственную службу, стал торговым приставом. Одна из главных обязанностей заключалась в надзоре за свежестью продуктов на рынках и в лавках. Вёл строгий учёт, его решения были справедливы. Успехи стали очевидными, вскоре назначается инспектором по надзору за стадами, пахотными полями и лесами. Появилась возможность пересмотреть установленные порядки, внести изменения. В этой должности Конфуций проявил талант администратора. Вынужден оставить службу по семейным обстоятельствам, по традиции после внезапной кончины матери он в течение трёх лет должен был соблюдать траур. Несмотря на трагичность событий, успешно постигал многие знания. К тому времени имел малолетнего сына и дочь. Семейная жизнь не сложилась, вскоре он покинул семью.
Свою философию Конфуций начал проповедовать в двадцать два года. Представители самых разных социальных слоёв и возрастов обращались к нему за советом. В двадцать пять лет был признан культурным обществом. Памятным событием стало приглашение правителя посетить столицу Поднебесной. Путешествие помогло ему осознать себя наследником и хранителем древней традиции, таковым считали его многие современники. Он принимает решение о создании частной школы. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. В преподавании применял дифференцированный подход – к одним был чрезвычайно снисходителен, к другим – очень требователен, не прощал даже незначительные проступки. В обращении с учениками был прост и твёрд: «Почему тот, кто не задаёт себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?» «Кто не жаждет знаний – того не просвещаю. Кто не горит – тому не открываю. А тому, кто не в силах выявить соотношение трёх углов по одному углу – не повторяю». Эти слова побудили многих его учеников меняться к лучшему, достигнуть результатов: «Младшие должны почитать старших, подданные – правителя, старшие обязаны проявлять доброжелательное отношение к младшим. Всем людям непременно следует приобрести привычку не унижать себя гордыней и высокомерием, презирать трусость, жадность и подлость, научиться уважать друг друга». Конфуция при жизни заслуженно называли «Почтенным учителем».
В 27 лет Конфуций занял должность помощника жреца. Всё свободное время посвящает углубленному изучению китайской истории. Он знакомился с историческими документами, обрядами, церемониями, преданиями, древними песнями и музыкой, в итоге стал цениться как этнограф. Очень скоро по городу распространилась молва о молодом учёном, поражающем своей эрудицией и глубоким знанием древней литературы. Число его учеников росло с каждым днём. Некоторые проповедники открыто насмехались над ним, называя пустозвоном. В ответ он говорил: «Легче всего умыть руки и отстранится от дел. Гораздо важнее употребить свои знания на благо народу».
Накопленные знания, прочитанные книги, жизненный опыт привели Конфуция к выводу, что все беды его родины происходят из-за пренебрежения древними традициями, надо вернуть прежнее благоденствие, чтобы каждый человек стал требователен к себе, соблюдал ритуалы и традиции. В сорок четыре года его назначили губернатором небольшого города Чжун-ду. За довольно короткое время сумел ввести нововведения и навести в городе порядок. Он отобрал у богатых земли и имущество, нажитые нечестным путём, осуществил полезные реформы в земледелии. Приложил усилия к приучению горожан к вежливости и честности. Конфуций не кривил душой, всегда говорил правду в глаза любому, не учитывая сословия и общественное положение, чем вызвал рост оппозиции. В итоге он оставил свой пост и отправился странствовать по стране. После долгого отсутствия вернулся в свой родной город, последние годы жизни провёл в окружении своих многочисленных учеников. С целью поиска и разбора малоизвестных ритуалов совершил поездку в столицу царства Чжоу. Ему предложили занять пост первого советника в Лу. Будучи недоволен государственным устройством и беспорядками, происходившими в империи, философ прослужил несколько месяцев и ушёл в отставку. Тринадцать лет ездил по стране, проповедовал собственную морально-этическую концепцию управления государством. Прослыл мудрецом, среди вельмож проповеди Конфуция особым успехом не пользовались. Число учеников значительно возросло, всё своё время уделял их обучению. Учил он ритуалам и традициям, слушать и играть музыку, прививал любовь к культуре, искусству. Музыку он считал лучшим средством для исправления плохих нравов и обычаев. Особое место в его философии занимало представление об идеальном государстве. «Подобен полярной звезде Правитель, что любит народ. Средь всех он стоит недвижим – Кристалл, укрепляющий род.» Этому способствовало одно из увлечений – с молодости коллекционировал ритуалы, традиции, песни и поэзию древности. Долгие годы он пытался осуществить проект правления на практике, искал правителя, который правил бы под его чутким руководством, но ему так и не удалось добиться своей цели. Он был убеждён, что в гармоничном обществе каждая личность исполняет свою главную функцию, направленную на сохранение гармонии и самого общества. Пропагандировал мысль о том, что человек добр от природы, наделён здравым смыслом. По его мнению, все люди близки между собой. Из-за разных привычек одни становятся добрыми и нравственными, другие – дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций называл «благородным мужем», противопоставлял ему «низкого человека». Самое главное – правильное воспитание человека, всё остальное – вторично.
Обобщив собранную информацию, Конфуций разработал программу духовного совершенствования человека, гармоничного приобщения к социуму, природе и ко всей Вселенной. Он вывел пять достояний благородного человека («цзюнь-цзы»), к развитию которых должен стремиться каждый, желающий достичь успеха в своей жизни:
1. «Жэнь» – человеколюбие. Это значит противостояние звериным качествам, дикости, подлости и жестокости, руководствоваться в своих поступках состраданием и любовью к людям.
2. «И» – справедливость. Справедливый человек следует нормам морали и нравственности, сознавая их необходимость. Справедливость всегда основана на взаимности: следует почитать родителей в благодарность за то, что они тебя родили и вырастили. «И» уравновешивает качество «жэнь», придаёт цивилизованному человеку необходимую твёрдость и строгость. Принцип противостоит человеческому эгоизму.
3. «Ли» – соблюдение норм морали и нравственности, церемоний и обрядов. В более общем смысле «ли» – это любая деятельность, направленная на создание и поддержание идеального общества.
4. «Чжи» – здравый смысл, благоразумие, мудрость, рассудительность – умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. «Чжи» уравновешивает качество «И», предупреждая упрямство, противостоит глупости.
5. «Синь» – искренность, доброе намерение, непринуждённость и добросовестность. «Синь» уравновешивает «ли», предупреждая лицемерие.
Поясняя роль каждой из добродетелей, Конфуций сравнивал их с плодовым деревом. «Жэнь» (человечность) – это корни, «и» (справедливость) – ствол, «ли» (идеальное поведение) – ветви, «чжи» (мудрость) – цветы, «синь» (верность) – плоды. По мнению Конфуция, добродетель «ли» должна играть самую важную роль в восстановлении нравственности правителей и народа. С её помощью он считал возможным достижение общественной и политической гармонии, что должно привести к осуществлению высшей гармонии между небом и землёй. Самой важной философ считал первую добродетель, заключавшуюся в желании блага другим. Самого учителя многократно спрашивали, что такое «жэнь»? Среди ответов имеется утверждение: «Это значит любить людей». Однажды во время скитаний Конфуций с учениками оказался в ситуации, когда им надо было перейти реку. Учитель послал одного из них к находившимся неподалёку отшельникам, чтобы узнать у них, где находится брод. «Стоит ли, – ответили отшельники, – искать брод, когда вся Поднебесная охвачена потопом? И вместо того чтобы держаться за Конфуция, который хочет уйти от определённых людей, не лучше ли последовать учениям тех мужей, которые вообще избегают мирской суеты?» Конфуций пояснил: «… человек не может сбиться в одну стаю со зверями и птицами, и если он уйдёт от людей, то с кем он останется?» Ответ верный и очень мудрый. На вопрос ученика: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Конфуций ответил: «Это слово – взаимности, не делай другим того, чего не желаешь себе». Им сформулирован принцип, позже получивший название «золотое правило нравственности». В его понимании ничего не могло быть выше уважения всякого человека. Его изречения касаются самых разных сторон жизни.
Его высказывания просты для понимания каждому человеку:
- «Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду.»
- «В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.»
- «Древние говорили с осторожностью, так как опасались, что не смогут выполнить сказанное.»
- «Добродетельный человек не остается одиноким, у него обязательно появятся близкие ему по духу.»
- «Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.»
- «Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы его досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?»
- «Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении.»
- «Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а всё меряет справедливостью.»
- «Пока родители живы, не уезжай далеко, а если уехал, обязательно живи в определенном месте.»
- «Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.»
- «Совершенный человек всё ищет в себе, ничтожный – в других.»
- «Тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла.»
- «Тот, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, не достоин того, чтобы с ним вести беседу.»
- «Тот, кто действует, стремясь к выгоде для себя, вызывает большую неприязнь.»
- «Учитель и ученик растут вместе.»…
Веря в изначальное добро в каждом человеке, философ учил, что только высокоморальное воспитание каждого жителя способно сделать его страну процветающей. Четыре стороны его учения: знания и изучение; речь и поведение; преданность и прощение; а также праведность. Конфуций установил четыре запрета: не строить догадок; не поступать произвольно; не проявлять упрямство и высокомерие. Он редко говорил о личных интересах, если кто-то затрагивал этот вопрос, то всегда связывал их с судьбой, человеколюбием и добродетелью. Конфуций был первым учителем, обучавшим обычных людей. У него было свыше 3000 учеников, принадлежавших к разным сословиям. Каждый, изъявлявший желание учиться, мог быть принят в ученики и оказывался в равных стартовых условиях для приобретения образования. Он наставлял их, как быть хорошим человеком и сам соблюдал эти принципы. Кроме багажа знаний, стремился привить ученикам ум, храбрость, трудолюбие, осторожность, радость. Ученики были глубоко тронуты его праведностью, добротой, скромностью, вежливостью, преданностью стране и заботой о других людях. Лишь учеников считал единственными, кто способен до конца понять его. Как-то учитель тяжко занемог. Несколько учеников ухаживали за ним, как за сановником. Спустя некоторое время, Конфуцию стало лучше, он произнёс: «Чжун Ю (т.е. Цзы Лу)! Ты поступил неискренне. Если бы действительно захотел, чтобы за мною ухаживали как за сановником, смог ли бы я тем самым обмануть кого-то? О, Небо! И не лучше ли мне было умереть на руках у своих учеников, чем на руках у чиновников? И даже если я и не удостоился бы пышных похорон, разве вы бы меня бросили умирать на дороге!» Ученик нарушил важнейшую часть ритуальных правил – соответствие статуса и воздаваемых почестей. В тот момент Конфуций не находился на государственной службе, для него это было равносильно лицемерию и неискренности.
Он прекрасно понимал, с кого можно требовать «великого действия», кто не способен даже на малое. Однажды один из его учеников заснул днём, что было нарушением многих правил поведения, признаком безделья и лености души. Конфуций не разгневался, не возмутился, лишь произнёс: «Трухлявое дерево не годится для поделки. Стена из навоза не годится для побелки. Так стоит ли упрекать Юя?» Не всякий человеческий материал годен для изготовления «великого сосуда» и не надо бояться признать это. Конфуций не сердится на учеников, видя в своих последователях обычных людей с присущими им слабостями. Он сознавал, что далеко не каждому дано пройти свой путь к благородному мужу. Конфуций признавал и свои ошибки в отношении некоторых учеников. По поводу данной конкретной ситуации замечает: «Прежде я верил людям на слово: если сказали – значит, так и сделают. Теперь же я слушаю их речи, но смотрю, что они сделают. Я переменил своё отношение к ним из-за Юя». Истинно мудр был учитель во многих ситуациях. Знания, опыт и уровень рационального мышления помогали ему правильно видеть, понять и оценить ситуацию и людей, принять верное решение.
У него бывали разногласия с учениками. Известно, что дважды один из его любимых учеников не соглашается с поступками учителя. Как-то Конфуций отправляется на аудиенцию к правительнице Наньцзы. Цзы Лу выражает по каким-то причинам недовольство этим. Конфуций, как бы оправдываясь, восклицает «Пусть Небо отринет меня, если я сделал что-то не так! Путь Небо отринет меня!». Он не стремится быть до конца понятым учениками – они нерадивы, ленивы и не способны получить высшее знание, постичь его путь-Дао. Он лишь хочет, чтобы его облик, который решил принести свои знания делу служения людям, запечатлелся в памяти учеников. Ученики проявляют трусость и малодушие. Когда Конфуцию угрожают в области Куан, один из его достойных и любимейших учеников Янь Юань (Янь Хуэй) просто отстаёт от него, но впоследствии вновь появляется.
Его ученики ссорятся между собой, улавливают изменения в настроении учителя. Когда Конфуций выражал недовольство, что даже старательный ученик не может целостно воспринять его учения, ученики расценивали это как милость или немилость учителя. Один из его наиболее одарённых учеников Цзы Лу решает исполнить мелодию северных народов, нападавших на китайские царства, прямо у ворот дома учителя. Учитель резко одёргивает его и тотчас все ученики становятся непочтительны к нему. Он терпеливо разъясняет: «Цзы Лу уже поднялся в зал для наставлений, но во внутренние покои ещё не допущен». Это – очень важное уточнение. «Не вошёл во внутренние покои» – значит, не считается личным учеником Учителя, которому тот передаст всю полноту истинного знания. Он учится – учится старательно, как может – «он уже поднялся в зал для наставлений», – значит способен слушать учение, далёк от того, чтобы принять истину. Янь Хуэй – самый талантливый, «лишь он один понимал Учителя». Когда его не стало Конфуций плакал на его могиле и многократно подчёркивал, что никто не сравнится с ним. Отец Яня обратился к мыслителю с просьбой продать повозку для приобретения саркофага, куда будет помещён гроб с телом сына – именно такой вид похорон предусматривал полный ритуал, получил решительный и жесткий отказ: учитель в тот момент служит сановником, по статусу не может обойтись без повозки. Напоминает, что на похоронах собственного сына обошёлся без саркофага. Идея служения государю в качестве чиновника у Конфуция превалирует над идеей служения своим ученикам.
Среди учеников не было недостатка в людях умных и красноречивых. Конфуций хотел, чтобы ученики сами сознавали недостатки и принимали меры к их исправлению. Лучшие ученики не смогли постичь Учение, сокрушался по этому поводу он и они. Передачи Знания так и не происходит. Свою смерть мудрец предсказал ученикам заранее. На месте его дома был построен храм. Конфуций не любил говорить о себе, весь свой жизненный путь описал кратко: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению. В 30 лет – я обрёл прочную основу. В 40 лет – я сумел освободиться от сомнений. В 50 лет – я познал волю Неба. В 60 лет – я научился отличать правду от лжи. В 70 лет – я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала». При жизни Учитель страдал, что его ученики так и не восприняли учение в полной мере. Большинство учеников проявляли усердие, но оказались неспособными постичь глубину наставлений. По его признанию, они слишком формальны в своих знаниях, для них даже священный Ритуал – лишь выполнение каких-то формальных действий. Его радует только Янь Хуэй (Янь Юань), «который никогда не стоял на месте», «лишь он один следовал словам Учителя». Остальные, несмотря на свои старания, казались бездарными. Глядя на тех, кто остался рядом с ним в конце жизни, он с горестью восклицает: «Да, бывает, появляются всходы, но не цветут! Бывает, что они даже и цветут, но всё-же не плодоносят!». Это гнетёт его. Конфуций был прав – его ученики старательно записали многие высказывания, манеру себя вести и наставлять. Они всё сделали очень точно и искренне, но не сумели выразить Путь учителя – «Путь, что всё пронзает Единым». «Лунь Юй» стал сборником мудрых афоризмов, но не изложением учения Конфуция, которого большинство учеников так и не поняло. Он содержит изречения, позволяющие понять смысл ключевых категорий китайской культуры. Ему удалось заложить базис, нужный для правильного развития личности. Свет, зажжённый им, даже через столетия, не погас. Проницательность его идей достойна уважения, в настоящее время к ним прислушивается молодёжь и наши современники. Они настолько актуальны и в ХХI веке, что их учат наизусть и приводят в качестве назиданий:
- «Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.»
- «Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трёх вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.»
- «Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почётных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.»
- «Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.»
- «Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?»
- «Не поговорить с человеком, который достоин разговора, – значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, – значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.»
- «Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.»
- «Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый путь.»
- «Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, – это опрометчивость; не говорить, когда слова бы до него дошли, – это скрытность, и говорить, не наблюдая за выражением его лица, – это слепота.»
- «Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона – так высоко древние чтили учителя…»
- «Служи своим родителям, мягко увещевай их. Если видишь, что они проявляют несогласие, снова прояви почтительность и не иди против их воли. Устав, не обижайся на них.»
- «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.»
- «Характер ошибок зависит от того, кем они сделаны. Только посмотрев на ошибки, можно узнать, обладает ли человек человеколюбием.»…
Конфуций стал первым человеком, высказавшим и подтвердившим первостепенность человеческой личности для всего общества. Первый профессиональный педагог Китая выступал за просвещение народа с целью заставить его следовать правильным путём, который сам народ выбрать не может, т.к. это – высшая мудрость, доступная лишь избранным, призванным править людьми и своим примером вести их за собой. Он видел свой долг в передаче мудрости древних. Его идеи стали нравственным ориентиром всей культуры Китая. Его называют Символом китайской нации и Учителем учителей. Американский астрофизик Майкл Харт внёс его имя в список ста самых влиятельных людей в истории в свои книги с аналогичным названием, опубликованных в 1978 и 1992 годах. Один из современников Конфуция говорил о нём: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя, пробуждающим колоколом». Чем больше среди нас будет таких достойных учителей, таких мудрых людей, тем лучше мы будем жить.

Список использованной литературы:
1. Л.С.Переломов Конфуцианство и легизм в политической истории Китая, Москва 1981 г.
2. Великие мыслители Востока. М., 1998 г.
3. Жизнь и Учение Конфуция // сост. Буланже П.А. С-Пб., 2010 г.
4. Клепиков В.З. Конфуций – выдающийся педагог Древнего Китая. Педагогика, 2001, № 3, с. 73-80
5. Конфуцианство. В кн. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991 г.
6. Кравцова М.Е., Баргачева В.Н. Культ Конфуция // Духовная культура Китая. М., 2006. T. 2
7. Переломов Л.С. Слово Конфуция. М., 1992 г.
8. Чанышев А.Н. Конфуцианство. Курс лекций по древней философии. М., 1981, с. 33-40

Источник: http://Великие мыслители Востока. М., 1998 г. Жизнь и Учение Конфуция // сост. Буланже П.А. С-Пб., 2010 г.
Категория: Самопознание | Добавил: zhsaniyata (2018-12-24) | Автор: Сания E
Просмотров: 490 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:04 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru