Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Тема методического семинара для учителей: «Новые подходы к формированию профессиональной компетентности учителя «Самопознание» Цель: содействовать раскрытию содержания новых подходов к формированию профессиональной компетентности учителя «Самопознание». Задачи: • Показать слушателям семинара значимость нравственного воспитания через психолого- педагогические основы программы духовно-нравственного образования предмета «Самопознание». • Раскрыть аксиологические основы программы нравственно-духовного образования предмета «Самопознание». Способствовать развитию умения интегрировать программу НДО «Самопознание» и других дисциплин. Ход собрания: 1. Организационный момент. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо, что вы уделили время и пришли на методический семинар. Тема семинара: «Новые подходы к формированию профессиональной компетентности учителя «Самопознание». План 1. Психолого-педагогические основы программы НДО «Самопознание». 2. Аксиологические основы программы НДО «Самопознание». 3. Интеграция программы НДО «Самопознание» и других дисциплин. Позитивный настрой. Концентрация на Свет. (Мелодия «Хрустальная грусть») Пожалуйста, сядьте удобно, спинки держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опускается свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, добрые слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: « Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет. Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя... Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо! - Кто хочет поделиться своими впечатлениями? 2.Психолого - педагогические основы программы нравственно – духовного образования предмета «Самопознание». Позитивное высказывание: «Наша миссия – помочь ребенку поверить в себя». Амонашвили Ш.А. Древнегреческие мудрецы призывали: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» Программа НДО «Самопознание» основана на целостном подходе к пониманию человека, как обладающего не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой. Манифест гуманной педагогики провозглашает: Учитель- душа, носитель и даритель Света. Ученик – душа, ищущая, жаждущая Свет Их встреча рождает Урок. Воспитание – питание духовной оси растущего человека, а питается она духовной пищей. Образование – это таинство раскрытия высшего образа в человеке. Школа – это лестница для восхождения души человека. Вдохновение – вдох нового. Самопознание – это глубокое и целостное познание себя, познание не только своей физической и психологической природы, но и, прежде всего, осознание своей высшей духовной природы. Сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования – интеллектуального (внешнее, образование для ума) и нравственно – духовного (внутреннее образование для сердца). Классики гуманистической психологии в своё время говорили: «Всё непрерывно меняется, возникает из противоположностей и познаётся через них» (Гераклид, 544-483 г. до н.э.). Сократ (469-399 г. до н.э.) же утверждал, что «воспитывающее к мудрости обучение должно помогать обучаемому самому формировать свои знания» и предлагает сократический метод беседы, в которой последовательные вопросы приводят собеседника к противоречию своей мысли. Не раз учения великих мыслителей ориентировали нас на создание цивилизованного государства. Аль Фараби (870-950г.) писал, что «природа предоставила людям большие возможности. А совершенства люди, живя в обществе, могут достичь только с помощью образования». Он уделял большое внимание таким педагогическим категориям, как обучение, воспитание, похвала, счастье, знание, навыки, привычки и др. По мнению Аль-Фараби, воспитание - способ наделения человека этическими добродетелями и искусствами, основанными на знаниях. Задача воспитания – способствовать росту у неё положительных качеств. В итоге получается гармонически развитая личность, сочетающая физические и душевные качества: здоровое тело, ясный ум, богатое воображение, хорошую память, выразительную речь, благородство души. Образование, по мнению Аль-Фараби, - надёжный руководитель в формировании у человека нравственных и интеллектуальных навыков, ведущих к подлинной гуманности и счастью. Мишель Монтень (1533-1592г.) видел «это учение через понимание, осознаваемую учеником практико-ориентированную деятельность, обучение через открытия, а не через автоматическое зазубривание». Шакарим Кудайбердиев (1858-1931г.) рассматривал создание школы Совести. «Истину человек видит и воспринимает не просто глазами, а глазами разума. То, что мы называем совестью – это скромность, справедливость, доброта». Вот какие нравственные начала определил казахский поэт и мыслитель: «Человек должен познать самого себя». Самопознание начинается с трёх основных вопросов, которые человек должен задавать себе: как я создан, для чего, что ждём меня в конце? Философ пишет: «Человек не должен вредить, он должен стараться быть честным и совершать полезные поступки». Януш Корчак (1878-1942г) предлагал реформировать мир, т.е. реформировать воспитание. «Надо приблизить детство к взрослости, наделить ребёнка теми правами, которые будут ему принадлежать, когда он вырастет. Тем самым он уже в детстве станет хозяином своей судьбы». Следуя опыту педагогов – гуманистов, психологов, предлагаю разобраться в понятии и сущности духовности. Духовность – это творческий интеграл человеческого бытия, высшая созидательная сила общества, универсальный критерий его исторической развитости. Первое его начало – познавательное, интеллектуальное, это мышление и мудрость. Важнейшим признаком духовности является наличие ума, знания жизни, дальновидности, накопленного опыта. Продуктом научной деятельности человеческого духа выступает знание. Творческим началом науки является образование, предметом которого выступает учебно-воспитательная деятельность. Смысл человеческой жизни есть непрерывный процесс образования как раскрытия своей сущности. Второе начало – нравственное, это сердцевина духовности. Нравственные ценности есть общечеловеческие ценности. Поэтому признаком высокой духовности является стремление и умение поступать всегда в соответствии с ними. Это жизнь на основе добра, справедливости, искренности, совести, бескорыстия. Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей. Третье начало – эстетическое. Мы знаем, что чувства, эмоции человека отражают окружающий мир в форме пристрастного переписывания жизненного смысла и порождают стремление к красоте. Мы имеем огромное количество творцов, которые помогают воспитывать чувство красоты, способность видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. По мнению В.А. Сухомлинского, развитие духовности происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной деятельности человека. Значит, духовность – это система интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, реализующаяся в творческой созидательной деятельности, моральных принципах, нормах поведения. Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше её ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я – человечный хозяин своей жизни. Гуманный человек живёт, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинства человека. Отношение к гуманности в настоящее время неоднозначное, так как не знают, что же такое гуманность, какова её природа, какое значение она имеет для человека. Гуманность - это уважительное, доброжелательное, сочувственное отношение к людям, умение быть сдержанным в оценке их поступков. Человеколюбие, стремление поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, терпимость, - всё это охватывается понятием «гуманность». Говоря о гуманности, мы не можем не затронуть её принцип – это принятие и понимание других людей. Выдающийся современный педагог – гуманист Ш.А.Амонашвили(1931г.) утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребёнку он научился у классиков мировой педагогики – К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А. С. Макаренко и других. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно предаёт им свой характер, предстаёт перед ними как образец человечности. Гуманность – это характеристика не поведения, а мировоззрения человека. Гуманность мировоззрения заключается в принятии и понимании другого человека и самого себя. Гуманность – это взаимное уважение и человеческое отношение друг к другу. Выбор стиля и модели общения с учениками во много определяется педагогической парадигмой, на основе идей которой человек строит свою деятельность и отношения с другими людьми. Философ Г.С. Батищев (1932 – 1990г.) выделяет три основные парадигмы педагогического знания, три типа педагогики: педагогика формирования, педагогика способностей, педагогика собственно воспитания. В жизни все эти три типа смешаны. Анализ поможет каждому разобраться в самом себе и сделать более ответственный и взвешенный выбор. Исследования А. Маслоу (1908-1970г.) заключались в том, что человеку свойственны высшие потребности в вечных общечеловеческих ценностях, и это является неотъемлемой частью его природы. Классики педагоги о НДО «Самопознание» Ушинский К.Д. «Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Сухомлинский В.А. «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Школа должна любить ребенка, тогда он полюбит школу». Амонашвили Ш.А. «Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий профессия учителя – самая благородная, самая трудная и самая важная». Гуманная психология А.Маслоу. Человеку свойственны высшие потребности в вечных общечеловеческих ценностях (метапотребности). Неудовлетворение высших потребностей в вечных общечеловеческих ценностях вызывает метапатологию. Среди метапатологий, наиболее характерных для современной молодежи, А.Маслоу выделяет десакрализацию – защитный психологический механизм, возникающий у тех молодых людей, которые разуверились в общечеловеческих ценностях и морали. Таким образом, включение в процесс обучения общечеловеческих ценностей способствует формированию гуманистических качеств личности и ведет к духовному росту человека. Манифест гуманной педагогики. Провозглашен 17 июля 2011 года. Философское восприятие ребенка: целостная сущность ребенка – он есть полнота двух природ – духовной и материальной, в которой ведущей является природа Духовная. Три типа педагогики: 1.Авторитарная педагогика. Монолог «Учитель- ученик» 2.Педагогика развития способностей. Диалог при ведущей роли педагога. 3.Педагогика совершенствования. Духовное развитие обоих субъектов. Условия преподавания дисциплины «Самопознание»: 1. Создание атмосферы любви, доверия, вдохновленного творчества, создание условий для самоисследования и интуитивного постижения себя. 2. Интеграция НДО в целостный педагогический процесс. 3. Необходимость использования только позитивных и гуманных методов в процессе НДО. Цель преподавания дисциплины «Самопознание» - становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно-духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова и дела. Роль учителя в программе НДО «Самопознание» Роль учителя состоит в создании условий для раскрытия внутреннего потенциала ученика, его высокого человеческого предназначения на основе духовно-нравственного образования. Л.Н.Толстой. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Два правила для учителя: 1) Сам выполняй то, чему учишь. 2) Смотри первое правило. 5Д: Дисциплина, Долг, Доброта, Дружба, Доверие. 3. Аксиологические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознания» Изучением ценностей занимается философская наука аксиология (от греч. axios – ценность и logos – учение). В современном обществе уже проявляется понимание того, когда любые реформы могут иметь реальные последствия лишь тогда, когда затрагивают природу человека, его внутренний мир, его ценностные приоритеты… Вместе с тем, необходимо отметить, что гуманистической педагогике органически присущ аксиологический подход, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология как философская дисциплина, занимающая исследованием ценностей. Аксиология – это философская дисциплина, исследующая категорию ценностей. Ценности – предметы, явления, свойства, состояния, имеющие положительное значение для личности. Наиболее продуктивным для нашей программы является классификация системы ценностей, предложенная Т.И. Петраковой, согласно которой ценности можно разделить на три вида: природные, приобретенные и абсолютные. Природные ценности – это ценности естественных сил и способностей души, то есть ума, чувства, воли. Они даются человеку от рождения. Приобретенные ценности – это ценности, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного формирования, они являются результатом полученного образования и воспитания. Абсолютные общечеловеческие ценности – это ценности, не изменяющиеся во времени и имеющие значение для всего человечества. Включают в себя природные и приобретенные. Абсолютные (вечные) общечеловеческие ценности Представляют интерес для духовно- нравственного воспитания личности. Эти ценности включают в себя и природные , и приобретенные ценности, которые при рассмотрении через призму общечеловеческих ценностей становятся качествами человека. Выявление общечеловеческих ценностей ведет к проявлению добродетелей. Общечеловеческие ценности и структура человеческой личности Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям, которым соответствуют следующие уровни структуры человеческой личности: Ненасилие – духовный уровень. Истина – интеллектуальный уровень (уровень различения, разум). Любовь – нравственный уровень (ментальный, мысли, слова). Покой – эмоциональный уровень (чувства). Праведное поведение – физический уровень Все общечеловеческие ценности - грани одной человечности. Программа НДО «Самопознание» включает в себя пять общечеловеческих ценностей. Истина - это то, что остается неизменным, основополагающий жизненный принцип: духовное начало, единая суть, присущая всему мирозданию. Она не подвержена изменениям во времени - прошлом, настоящем и будущем. Это внутренний голос, когда слова человека следуют за совестью. Праведное поведение - это поведение, соответствующее долгу и обязательствам, закону, поступки согласно внутреннему голосу совести. Любовь - это чистая бескорыстная и безусловная любовь, это энергия, созидающая и поддерживающая жизнь. Любовь проявляется в бескорыстных поступках, щедрости, чуткости. Внутренний покой - совершенное умиротворение ума, глубинная природа человека, гармония внутреннего и внешнего. Когда человек контролирует эмоции, то он находится на уровне различения и размышления (сознание, разум) Ненасилие - не причинение вреда никому, ни мыслью, ни словом, ни делом. Это совершение действий для облегчения страданий других людей. Включает в себя все добродетели. Результат практики всех общечеловеческих ценностей. В процессе образования следует раскрывать высшую нравственно-духовную природу ребенка. Тогда мы получим не только академически успешного человека, но и человека с совершенным характером. В этом плане следует помнить заветы великого Абая, который еще в свое время писал, что: «Сосуд, хранящий ум и знания – характер человека. Не будет пользы от учения, если нет надежного хранилища для знаний». 4. Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознания» и других дисциплин Виды интеграции Интеграция внешняя – это применение методических приемов самопознания на любом уроке. Интеграция внутренняя – это интеграция, основанная на целостном понимании человека и мира, как обладающих не только биологической и социальной природой, но и высшей духовной природой. Пути интеграции 1. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки 2. Знакомство с открытиями современной науки. 3. Выявление общечеловеческих ценностей в содержании каждого учебного предмета. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки. Знакомство с открытиями современной науки. Интеграция самопознания с другими предметами Сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования: интеллектуального (внешнего, образования для ума) и нравственно-духовного (внутреннего, образования для сердца). Необходимо слить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию. Интеграция НДО «Самопознание» в предметы: - это оживление школьного знания, выявление его нравственно-духовной сущности; - это целостные знания, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии; - вечные ценности должны составить единое целое со всем, чему мы учим. Вместо «Я учу математике», следует говорить: «Я учу подрастающее поколение». Главное – не обучение предмету, а духовно-нравственное развитие личности через изучение предмета. Самым важным в обучении предмета является не накопление определенной суммы знаний, а становление достойной личности, обладающей хорошим характером, живущей согласно внутреннему голосу совести. Виды интеграции: 1 внешняя (применение методических приемов самопознания: позитивный настрой, цитата, рассказывание истории, творческая, групповая деятельность, групповое пение.) 2 внутренняя (основана на целостности понимания человека и мира через глубокие духовно-нравственные вопросы) Пути интеграции: 1. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки. 2. Знакомство с открытиями современной науки. 3. Интеграция дисциплины «Самопознание» и других дисциплин через ценностное обогащение содержания школьных дисциплин. Проблемы современного образования можно решить только в том случае, если вечные духовно-нравственные ценности станут фокусной точкой образования, другими словами, если эти ценности составят единое целое со всем, чему мы учим. Важно, чтобы предмет «Самопознание» стал стержневым предметом образования (метапредметом), обеспечивая целостность, человечность и одухотворенность процесса образования. Здесь необходимо создание в школах атмосферы, пронизанной высоким духом служения обществу, стране, человечеству, идеей долга, чести, справедливости. В этом плане очень многое зависит от администрации школы. Если администрация школы понимает важность Программы НДО «Самопознание», то сумеет организовать целостный педагогический процесс школы так, что он будет способствовать нравственно-духовному развитию личности и учащихся и учителей. Будем надеяться, что этот предмет станет со временем метапредметом. Тогда знание, полученное в школе, будет живым и практическим, что поможет учащимся увидеть в окружающей жизни и в изучаемом предмете отражение вечных ценностей, и вдохновит их на достойную и счастливую жизнь. 5.Заключительная минута семинара. (Мелодия из фран.кино «Беглецы») Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам сесть удобнее, выпрямить спинку, закрыть глаза и вспомнить, всё, о чём мы говорили сегодня на семинаре, сохраните эти воспоминания в своём сердце. Благодарю вас за внимание, понимание и сотрудничество, до новых встреч! | |
Просмотров: 1040 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|