Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Тема : Добротой себя измерь Ценность: Любовь Качества: понимание, дружба, забота, доброе отношение к окружающему миру Класс:4 Цель: расширить представление учащихся о понятии «доброта» через любовь к окружающим Задачи: 1. дать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека; 2. развивать стремление дарить любовь окружающим, совершая добрые дела; проявлять заботливое отношение к ним; 3.воспитывать доброе, чуткое отношение и любовь к близким людям, ко всему живому на земле. 1. Позитивный настрой. Доброе утро! Солнце проснулось, и засверкало Все перламутром, С неба ночное сняв покрывало. Доброе утро! Птица на ветке звонко поет Добрую песню. Утру на смену скоро придет День интересный. Крепко-прекрепко друга обнять В эту минуту, И, улыбнувшись, ему прошептать: «Доброе утро! - Доброе утро! Добрый день! Я очень рада видеть всех вас на нашем занятии, которое хотелось бы начать с весёлой игры – разминки. Я задаю вопросы, а вы дружно отвечаете – хорошо! Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо всем рядом с нами? (обводят всех руками) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо в школе родной? (разводят руки в стороны) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо тебе со мной? (поворачиваются друг к другу) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо кружиться в танце? (кружатся) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо быть казахстанцем? Хорошо! (выставляют большие пальцы) - Какое настроение подарило вам это упражнение? (хорошее) - А что значит хорошее настроение? (улыбки, смех, радость, веселье) - Я желаю вам сохранить такое замечательное настроение на весь день и заразить им наших присутствующих гостей. Работа над темой Учитель: Посмотрите, ребята, от ваших искренних улыбок, добрых слов солнышко заиграло лучиками и заулыбалось! Оно будет путешествовать вместе с нами, освещать наш путь и дарить тепло. Давайте поприветствуем его - Солнце, я тебя люблю! Солнце, я тебя молю! Подари мне много радости, добра! Подари мне много света и тепла! ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС - Но какой дорогой мы пойдем, вы узнаете, если соберете слово из букв на солнечных лучиках (доброта) - Правильно, мы пойдем дорогою добра! 2. Сообщение цели занятия. Правила доброты. Во время путешествия нас ждут разные приключения и сложные ситуации, но думаю, что мы с ними легко справимся, потому что мы - одна большая дружная команда. В пути мы должны уважительно относиться друг к другу, поэтому я предлагаю вам составить правила дружбы, доброты, которыми мы будем пользоваться в течение всего мероприятия. Слышать и слушать друг друга. Помогать и защищать слабого. Делиться последним с другом. Не завидовать. Прощать ошибки другим. Быть вежливыми и внимательными. 2.1 Составление кластера - А теперь давайте пофантазируем, представим себе доброту. Как на ваш взгляд она выглядит? Нарисуйте. - А какие ещё ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? (солнце, небо, сердце, друг, дом, цветы) - Покажите и расскажите, что у вас получилось. (оценивают жестами) (дети составляют кластер и его защищают) - Посмотрите, как по-разному вы увидели это слово. - А вот как описал это качество известный русский писатель М. М.Пришвин. Анализ работы 3. Цитата урока: «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека» - Почему автор сравнил доброту с солнцем? (добрые поступки как и солнышко согревают душу человека) - Как вы думаете, каждый добрый поступок, чем наполняет ваши сердца? (любовью) - А вам приходилось совершать добрые дела? Расскажите. (помог маме вымыть пол – любовь к маме, накосил траву корове – любовь к животным, спас раненую птицу – любовь ко всему живому) - Какие вы молодцы, оказывается, как смело вы шагаете по дороге под названием ДОБРОТА. Вывод: Действительно, добрый человек любит людей, животных и помогает им. Он любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце. 4. Рассказывание историй и беседа. - Кто ответит, когда мы начали это путешествие? (Когда родились, когда появились на свет) - Верно. Первые уроки добра вам преподавала ваша мама. Вспомните, пожалуйста, как будучи маленькими, мамы пели вам колыбельные песни, при этом вас как-то ласково называли. - Кто помнит, какие это были слова? - Что вы при этом чувствовали? - Какие нежные, добрые слова вы можете сказать ей, своей маме? (слова детей своим мамам) - А как ласково вы можете назвать свою маму? Выберите одно слово, самое на ваш взгляд лучшее, напишите его на семечке, ведь семечко – это зарождение новой жизни, а вашу жизнь вам дала ваша мама. А теперь посадим их в нашей знойной пустыне и посмотрим, что из этого выйдет (дети сажают семена) - Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать? - Почему? (не будет, так как в пустыне нет воды) - Значит, нам необходимо отыскать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать наши семена. Родник в пустыне давно завалило камнями - булыжниками, а очистить его некому. Вот сегодня хороший случай нам помочь Матушке – природе. 4.1СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ (работа в группе) - Про доброе дело говори смело. - Жизнь дана на добрые дела.- 1 группа - Доброта – она от века украшает человека - В добром сердце весь мир уместится.-2 группа - Доброе слово человеку, что дождь в засуху. - Доброе слово и железные ворота открывает. – 3 группа. - В чем заключается смысл каждой пословицы? - Родник расчищен, пора взять воды из родника и полить семена. У каждого на столе лежит капелька воды, полейте своё семечко. - Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет происходить с семечком? (Оно будет прорастать) -Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдет бесследно. 4.2 Прослушивание сказки В.А. Сухомлинского «Как Белочка Дятла спасла». —Оказать помощь тому, кто в ней нуждается — закон не только для людей, но и для животных. Послушайте произведение В.А.Сухомлинского о том, как белочка помогла дятлу (В. Сухомлинский «Как белочка дятла спасла».) Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются. Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу. – Почему это ты, Дятел, плачешь? – Нечего есть, Белочка… Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом. А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется. Вопросы для анализа: - Почему Дятел плакал? (он был голоден) - Что птицам страшнее зимой: голод или холод? (голод) - Кто к нему пришел на помощь? (белочка) - Почему она это сделала? (ей стало его жалко) - Дятел обращался к белке за помощью? (Она сама увидела, что ему плохо.) - Каким словом можно назвать помощь, которую белочка оказала дятлу? (Это бескорыстная помощь, не требующая платы, награды.) Значит у белочки большое доброе сердце, наполненное любовью. – Почему радуются Белочка и бельчата: ведь они лишились части своих зимних запасов? (Белочка и бельчата спасли жизнь дятлу, а это главное.) – Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось? Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить: сделать добро или остаться равнодушными. 5. Игра Учитель предлагает учащимся по хлопать в ладоши, если речь идет о добром деле, и потопать ногами, если речь идет о плохом. Учитель каждый раз проговаривает слова «хорошо или плохо...» • Покормить птиц зимой? • Утаить от родителей плохую отметку, полученную в школе? • Сломать ветку на дереве? • Помочь пожилому человеку донести тяжелые сумки? • Изрисовать стену жилого дома краской из баллончика? • Помочь библиотекарю подклеить старые книжки? • Принять участие в субботнике по уборке территории школы? • Уступить место в автобусе пожилому человеку? Молодцы!!! 6. Просмотр мультфильма «Просто так». Героев мультфильма, который мы сейчас посмотрим, как раз характеризуют данные качества. - Какое настроение возникло у вас после просмотра мультфильма? - Почему герои фильма одаривали друг друга? - Ждали ли они чего-нибудь взамен? - А почему же они совершали все эти добрые поступки? - А теперь давайте вспомним : ослик был грустным – стал веселым; щенок был робким – стал щедрым; медвежонок был жадным - стал щедрым. На столах у вас лежат два облачка. Выберите облачко, которое соответствует поступку героев. 6. Рефлексия «ПОСАДИ ЦВЕТОК» У вас остались цветочки, в которых нет жизни, они бесцветны, подарите им жизнь, сделайте ее яркой. Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению в данный момент (критерии на доске). - А теперь напишите на его лепестках самое заветное ваше желание, чтобы у желания было доброе намерение. Вот так сегодня мы с вами еще раз убедились в том, что человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям, способен знойную пустыню, превратить в чудесный сад. 7. Заключительная минута ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ДОРОГОЮ ДОБРА» Всем вам хочется пожелать спокойствия, мира, радости, красоты и пусть в ваших сердечках живет доброта. | |
Просмотров: 594 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|