Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

Урок по самопознанию на тему: "Добротой себя измерь"
Тема : Добротой себя измерь
Ценность: Любовь
Качества: понимание, дружба, забота, доброе отношение к окружающему миру
Класс:4
Цель: расширить представление учащихся о понятии «доброта» через любовь к окружающим
Задачи:
1. дать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека;
2. развивать стремление дарить любовь окружающим, совершая добрые дела; проявлять заботливое отношение к ним;
3.воспитывать доброе, чуткое отношение и любовь к близким людям, ко всему живому на земле.
1. Позитивный настрой.
Доброе утро!
Солнце проснулось, и засверкало
Все перламутром,
С неба ночное сняв покрывало.
Доброе утро!
Птица на ветке звонко поет
Добрую песню.
Утру на смену скоро придет
День интересный.
Крепко-прекрепко друга обнять
В эту минуту,
И, улыбнувшись, ему прошептать:
«Доброе утро!
- Доброе утро! Добрый день!
Я очень рада видеть всех вас на нашем занятии, которое хотелось бы начать с весёлой игры – разминки. Я задаю вопросы, а вы дружно отвечаете – хорошо!
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо всем рядом с нами? (обводят всех руками)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в школе родной? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо тебе со мной? (поворачиваются друг к другу)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть казахстанцем?
Хорошо! (выставляют большие пальцы)
- Какое настроение подарило вам это упражнение? (хорошее)
- А что значит хорошее настроение? (улыбки, смех, радость, веселье)
- Я желаю вам сохранить такое замечательное настроение на весь день и заразить им наших присутствующих гостей.
Работа над темой
Учитель: Посмотрите, ребята, от ваших искренних улыбок, добрых слов солнышко заиграло лучиками и заулыбалось! Оно будет путешествовать вместе с нами, освещать наш путь и дарить тепло. Давайте поприветствуем его -
Солнце, я тебя люблю!
Солнце, я тебя молю!
Подари мне много радости, добра! Подари мне много света и тепла!
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
- Но какой дорогой мы пойдем, вы узнаете, если соберете слово из букв на солнечных лучиках (доброта)
- Правильно, мы пойдем дорогою добра!
2. Сообщение цели занятия. Правила доброты.
Во время путешествия нас ждут разные приключения и сложные ситуации, но думаю, что мы с ними легко справимся, потому что мы - одна большая дружная команда.
В пути мы должны уважительно относиться друг к другу, поэтому я предлагаю вам составить правила дружбы, доброты, которыми мы будем пользоваться в течение всего мероприятия.
Слышать и слушать друг друга.
Помогать и защищать слабого.
Делиться последним с другом.
Не завидовать.
Прощать ошибки другим.
Быть вежливыми и внимательными.
2.1 Составление кластера
- А теперь давайте пофантазируем, представим себе доброту.
Как на ваш взгляд она выглядит? Нарисуйте.
- А какие ещё ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? (солнце, небо, сердце, друг, дом, цветы)
- Покажите и расскажите, что у вас получилось. (оценивают жестами)
(дети составляют кластер и его защищают)
- Посмотрите, как по-разному вы увидели это слово.
- А вот как описал это качество известный русский писатель
М. М.Пришвин.
Анализ работы
3. Цитата урока:
«Доброта — это солнце, которое согревает душу человека»
- Почему автор сравнил доброту с солнцем? (добрые поступки как и солнышко согревают душу человека)
- Как вы думаете, каждый добрый поступок, чем наполняет ваши сердца? (любовью)
- А вам приходилось совершать добрые дела? Расскажите.
(помог маме вымыть пол – любовь к маме, накосил траву корове – любовь к животным, спас раненую птицу – любовь ко всему живому)
- Какие вы молодцы, оказывается, как смело вы шагаете по дороге под названием ДОБРОТА.
Вывод: Действительно, добрый человек любит людей, животных и помогает им. Он любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.
4. Рассказывание историй и беседа.
- Кто ответит, когда мы начали это путешествие? (Когда родились, когда появились на свет)
- Верно. Первые уроки добра вам преподавала ваша мама. Вспомните, пожалуйста, как будучи маленькими, мамы пели вам колыбельные песни, при этом вас как-то ласково называли.
- Кто помнит, какие это были слова?
- Что вы при этом чувствовали?
- Какие нежные, добрые слова вы можете сказать ей, своей маме?
(слова детей своим мамам)
- А как ласково вы можете назвать свою маму?
Выберите одно слово, самое на ваш взгляд лучшее, напишите его на семечке, ведь семечко – это зарождение новой жизни, а вашу жизнь вам дала ваша мама. А теперь посадим их в нашей знойной пустыне и посмотрим, что из этого выйдет (дети сажают семена)
- Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать?
- Почему? (не будет, так как в пустыне нет воды)
- Значит, нам необходимо отыскать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать наши семена. Родник в пустыне давно завалило камнями - булыжниками, а очистить его некому. Вот сегодня хороший случай нам помочь Матушке – природе.
4.1СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ (работа в группе)
- Про доброе дело говори смело.
- Жизнь дана на добрые дела.- 1 группа
- Доброта – она от века украшает человека
- В добром сердце весь мир уместится.-2 группа
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Доброе слово и железные ворота открывает. – 3 группа.
- В чем заключается смысл каждой пословицы?
- Родник расчищен, пора взять воды из родника и полить семена. У каждого на столе лежит капелька воды, полейте своё семечко.
- Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет происходить с семечком? (Оно будет прорастать)
-Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдет бесследно.
4.2 Прослушивание сказки В.А. Сухомлинского «Как Белочка Дятла спасла».
—Оказать помощь тому, кто в ней нуждается — закон не только для людей, но и для животных. Послушайте произведение В.А.Сухомлинского о том, как белочка помогла дятлу (В. Сухомлинский «Как белочка дятла спасла».)
Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
– Почему это ты, Дятел, плачешь?
– Нечего есть, Белочка…
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.
Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Вопросы для анализа:
- Почему Дятел плакал? (он был голоден)
- Что птицам страшнее зимой: голод или холод? (голод)
- Кто к нему пришел на помощь? (белочка)
- Почему она это сделала? (ей стало его жалко)
- Дятел обращался к белке за помощью? (Она сама увидела, что
ему плохо.)
- Каким словом можно назвать помощь, которую белочка оказала дятлу? (Это бескорыстная помощь, не требующая платы, награды.)
Значит у белочки большое доброе сердце, наполненное любовью.
– Почему радуются Белочка и бельчата: ведь они лишились части своих зимних запасов? (Белочка и бельчата спасли жизнь дятлу, а это главное.)
– Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?
Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить: сделать добро или остаться равнодушными.
5. Игра
Учитель предлагает учащимся по хлопать в ладоши, если речь идет о добром деле, и потопать ногами, если речь идет о плохом. Учитель каждый раз проговаривает слова «хорошо или плохо...»
• Покормить птиц зимой?
• Утаить от родителей плохую отметку, полученную в школе?
• Сломать ветку на дереве?
• Помочь пожилому человеку донести тяжелые сумки?
• Изрисовать стену жилого дома краской из баллончика?
• Помочь библиотекарю подклеить старые книжки?
• Принять участие в субботнике по уборке территории школы?
• Уступить место в автобусе пожилому человеку?
Молодцы!!!
6. Просмотр мультфильма «Просто так».
Героев мультфильма, который мы сейчас посмотрим, как раз характеризуют данные качества.
- Какое настроение возникло у вас после просмотра мультфильма?
- Почему герои фильма одаривали друг друга?
- Ждали ли они чего-нибудь взамен?
- А почему же они совершали все эти добрые поступки?
- А теперь давайте вспомним :
ослик был грустным – стал веселым;
щенок был робким – стал щедрым;
медвежонок был жадным - стал щедрым.
На столах у вас лежат два облачка. Выберите облачко, которое соответствует поступку героев.
6. Рефлексия «ПОСАДИ ЦВЕТОК»
У вас остались цветочки, в которых нет жизни, они бесцветны, подарите им жизнь, сделайте ее яркой. Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению в данный момент (критерии на доске).
- А теперь напишите на его лепестках самое заветное ваше желание, чтобы у желания было доброе намерение.
Вот так сегодня мы с вами еще раз убедились в том, что человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям, способен знойную пустыню, превратить в чудесный сад.
7. Заключительная минута
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ДОРОГОЮ ДОБРА»
Всем вам хочется пожелать спокойствия, мира, радости, красоты и пусть в ваших сердечках живет доброта.
Категория: Самопознание | Добавил: Анна_Череватова (2019-02-06)
Просмотров: 589 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru