Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
План урока самопознания: Школа: Полтавская СШ Дата: 18.03. 2019 Тема: Живительные силы природы Ценность: Покой Качества: позитивное мышление, сосредоточенность. Педагог: Зинченко Алина Андреевна Класс 4 Количество учащихся 10 Цель: расширять представления учащихся о ценности природы как источника жизни, через практику покоя Задачи: - углублять понимание взаимозависимости человека и природы; - развивать эмоционально-чувственное восприятие природы; - воспитывать заботливое и бережное отношение к природе Ресурсы: Аудиозапись песни «Природа наш дом» Картинки с изображением природы. Ход урока: 1.Орг.момент. Позитивный настрой. «Свет» - Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя... Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. Анализ хода урока 2.Проверка домашнего задания. Нарисовать природу родного края. 3. Позитивное высказывание (цитата). Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. (Фёдор Тютчев) 4. Рассказывание истории (беседа). Гранат и добрый мудрец О. Скребцова, А. Лопатина Уютная зеленая беседка пряталась в глубине сада под невысоким гранатовым деревом. Старик, хозяин сада, сорвал с дерева несколько круглых, коричневато-красных плодов и, надрезав один из них, с восхищением рассматривал его многочисленные угловатые семена, покрытые пленчатой оболочкой. Пурпурно-малиновые семена, кисло-сладкие на вкус, были необыкновенно сочны. Сегодня к хозяину сада должен был приехать сам король за советом, и старик хотел угостить короля гранатовым соком. Старика звали в городе добрым мудрецом, и все относились к нему с большим почтением. Король не раз предлагал ему стать первым советником, но старик вежливо отказывался: «Ваше Величество, люди во мне нуждаются. Во дворец они не пойдут, а добрый совет всякому нужен: и богатому и бедному». Король и мудрец долго беседовали в уютной беседке и наслаж¬дались терпким и сладким вкусом гранатового сока. На прощание король спросил: - Кто научил тебя мудрости, которой могли бы позавидовать министры? И как тебе удается всегда быть в добром расположении духа? Мудрец показал на гранатовое деревце и сказал: - Это все благодаря гранату. Гранат - дерево божественное и необыкновенно мудрое, не случайно его выращивали еще пять тысяч лет тому назад. В древности говорили: «Ешьте гранаты - они очищают душу от зависти и ненависти». Царь Соломон, известный своей мудростью, вырастил целый сад гранатовых деревьев. - Надо моим министрам посадить гранат, чтобы они подобрели и поумнели, - сказал король. На прощание мудрец протянул королю гранатовую веточку и попросил: - Заострите ее конец, Ваше Величество, а затем посадите в землю возле дворца. Точно такую же ветку подарил мне мой учитель много лет тому назад. Я тогда о гранате ничего не знал. Сначала даже подумал, что это не дерево, а куст с колючими ветками, потому что был он ростом не выше меня. Только когда мой куст зацвел ярко-красными цветами, я понял, какое чудесное дерево подарил мне учитель. - Спасибо за подарок, - сказал король, - отдам ветку садовнику, пусть посадит в моем саду. - Ваше Величество, мой старый учитель говорил: «Если хочешь, чтобы дерево тебе помогало, посади его сам и заботься о нем, как о ребенке родном. Гранат - деревце теплолюбивое и нежное. На зиму его укрывать надо и землей присыпать. Чем теплее ему зимой, тем пло¬ды его вкусней и целебней». Мой учитель всю жизнь изучал целебные свойства граната и написал об этом книгу. Тому, кто пьет гранатовый сок, ни кашель, ни ангина, ни малярия, ни даже цинга не страшны, -закончил свою речь мудрец, с поклоном подавая королю книгу. • Какую мудрость поведал мудрец королю? • Как природа помогает человеку? • Что человек может сделать для природы? - Человек - часть природы, поэтому природа является для него источником живительных сил. Она дарит хорошее настроение, новые впечатления. Красота природы вдохновляет, укрепляет дух и тело. Понимая это, нужно беречь природу: не мусорить, не ломать веток, не разорять гнезд. Чтобы ощутить живительные силы природы, нужно чаще об-щаться с ней: бывать в лесу, поле, горах, купаться в реке, озере, пруду, слушать пение птиц, любоваться закатами и восходами. Все это поможет не только набраться новых сил, укрепить здоровье и обрести хорошее настроение, но и сделать удивительные открытия. 5. Творческая деятельность, групповая работа. Подумайте и приведите примеры, чему научила человека природа, какие открытия, творения сделал человек, наблюдая за природными явлениями. Например, человек научился: - ткать ткани, наблюдая за пауками; - строить многоквартирные дома, наблюдая за пчелами и муравьями; - строить самолеты, наблюдая за птицами и стрекозами. Приведите свои примеры. Поделитесь подсказанным природой рецептом, который помогает укрепить или поправить здоровье и применяется в вашей семье. Прочитайте замечания о природе и сделайте выводы. 1. Дерево - живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, очищая воздух. 2. Сорванный цветок красив, но увядает в вазе и больше никогда не будет радовать людей, которые привыкли любоваться его красотой. 3. Норы, гнезда, муравейники - это дома животных, птиц и насе¬комых. 4. Музыка, звучащая из магнитофонов и плееров, заглушает звуки природы. 5. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная бан¬ка - не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать еще дольше, а осколок стекла в солнечную погоду способен вызвать лесной пожар. 6. Групповое пение. Природа - наш дом Сл. А. Куклина Муз. Л. Зарицкой Природа - это дом, в котором мы живем, И в нем шумят леса, текут и плещут реки. Под небом голубым, под солнцем золотым Хотим мы в этом доме жить вовеки. Природа - это дом, украшенный трудом, Ты знаешь ли, ответь, такому дому цену? Что будет, если в нем крыша под огнем? Что будет, если в нем сломают стены? Природа - это дом, в котором день за днём, Растут цветы и хлеб, смеются дети. И этот дом для всех один-один на всех. Другого дома нет на целом свете. Природа - это дом, под снегом и дождем, В любой мороз и зной устроен он на славу. Храните этот дом, в котором мы живем, На этот мирный дом мы все имеем право. 7. Домашнее задание. Написать письмо – обращение к людям, помочь им осознать, что природа – источник жизни, и относится к ней надо бережно, трепетно, с любовью. 8. Заключительная минута урока. Давайте сохраним планету, Леса, равнины, гор величье Другой такой на свете нет. И рек прозрачных синева - Ее живительные краски, Такое редкое богатство! Закат, чарующий рассвет, В руках людей - его судьба! | |
Просмотров: 678 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|