Урок самопознания в 9 классе по теме «Свобода и нравственный выбор» Панчихина Наталья Ростиславовна, учитель русского языка, русской литературы и самопознания ГУ «СОШ № 10», Казахстан, г.Семей Цель: Расширение представлений учащихся о понятии «свобода человека», о том, что в жизни человека зависит все от него самого, от его выбора. Задачи: -раскрыть значение понятий «свободная личность», «я хочу», «я должен»; -развить стремление к внутренней свободе; -воспитывать нравственную культуру. Ход урока Круг радости: Учитель предлагает поделиться, в чем каждый из учащихся считает себя свободным. Например, я свободна в возможности заниматься любимым делом - учить детей. Обращение к эпиграфу: Свобода - это право выбирать, С душою лишь советуясь о плате, Что нам любить, за что нам умирать, На что свою мечту нещадно тратить. И.Губерман Целеполагание: Свободен ли человек или зависим? Может ли быть абсолютно свободным в этой жизни? Ведь каждый по-своему понимает свободу. Давайте и мы с вами подискутируем на эту тему. Работа в группах: 1-ое задание: Каждая группа получает листок с надписью: свобода – это… Передайте листок соседу слева. Прочитайте написанное, дополните своими мыслями. Обсудите высказывания в команде, отредактируйте и выберете для прочтения правильный ответ на ваш взгляд. 2-ое задание: Вопрос о свободе беспокоит не только вас. Это предмет споров, ведущихся в разные времена людьми разного возраста. На доске изречения представителей науки и искусства. Прочитайте их, выберете то, которое вам ближе. Обоснуйте и передайте смысл своими словами. Свобода 1. Независимость, отсутствие стеснений и ограничений. 2. Проявление человеком своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества. (Словарь Ожегова.) Свобода есть право делать все, что позволено законами. (Ш.Монтескье). Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых не понимает. (Б. Ауэрбах). Истинная свобода должна быть основана на принципе честности, доступности, равенства. Это великая всеохватывающая добродетель…(Э.Берк). Величайший плод ограничения желаний - свобода. (Эпикур). Свобода – это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободным - значит не предаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать. (Ж.Лабрюйер.) Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мнения. (Цицерон.) Прослушивание песни Кипелова «Я свободен». 3- ье задание: Закончите предложение: «Свобода от… (синие листы). «Свобода для…(красные листы.) Обобщение: Свобода должна возлагать на человека моральную и социальную ответственность за свои поступки. Так, верующие должны исполнять заповеди из Библии или Корана. (Дети вспоминают эти заповеди.) А вот для человека светского академик Лихачев создает свои заповеди. Учитель зачитывает их: 1. Не убивай и не начинай войны. 2. Не помысли народ свой врагом других народов. 3. Не укради и не присваивай труда брата твоего. 4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти. 5. Уважай мысли и чувства братьев своих. 6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. 7. Чти природу как мать свою и помощницу. 8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. 9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. 10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным. Домашнее задание: Составьте свой кодекс свободного человека, или нарисуйте эмблему свободного человека. Рефлексия: -Изменилось ли ваше понятие свободы после нашего разговора? -Какой смысл теперь ты вкладываешь в слово «свобода»? От сердца к сердцу. Звучит стихотворение Мартынова: Я уяснил, Что значит быть свободным. Я разобрался в этом чувстве трудном, Одним из самых личных чувств на свете. И знаете, что значит быть свободным? Ведь это значит, быть за все в ответе.
|