Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

Статья "Использование музыки в процессе изучения курса «Самопознание»."
Статья "Использование музыки в процессе изучения курса «Самопознание»"
ГУСО школа-лицей №7
Педагог-психолог Чайникова Ксения Александровна


Влияние музыки на детей благодатно,
и чем ранее начнут они испытывать
его на себе, тем лучше для них...
Музыка наполнит гармонией мира
их юные души, разовьёт в них
предощущение таинства жизни.
В.Г.Белинский.


Перемены, которые происходят в школе, радуют и обнадёживают. Введение новых предметов, пересмотр прежних программ - требование времени. И как нужно всё продумать, предусмотреть - ведь зёрна «разумного и вечного» взойдут через годы! Избежать ошибок можно, лишь анализируя уроки прошлого и внимательно вглядываясь в день сегодняшний.
Что-то было упущено педагогикой 5-1О лет назад, если сейчас так остро встают проблемы нравственности, морали.
Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений?
В сш-лицей №7 в течении 2010-2011 года ведется предмет «Самопознание» автором которого является Первая Леди страны, Президент фонда «Бөбек» Сара Алпысовна Назарбаева.
«Самопознание» как курс нравственно-духовного образования в начальной школе составляет первичный фундамент познания учащимися духовного мира человека и человечества, что гарантирует формирование у младших школьников основы нравственно- духовного начала.
Ребенок приходит в школу. Здесь ему предстоит многому научиться: читать, писать.
считать... К тому же человек должен уметь мыслить и уметь чувствовать. А каждое умение надо воспитывать.
И тут неоценимую помощь может оказать музыка.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Но главное - музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.
Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки - древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека.
Вслед за Пифагором Аристотель полагал, что музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души; и раз она обладает такими свойствами, то должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи.
В общеобразовательной школе помимо традиционного урока музыки такую возможность даёт новый предмет «Самопознание».
Чтобы уроки самопознания были результативными, я использую широкий спектр интерактивных методов обучения по предмету «Самопознание». Некоторые из них очень тесно связаны с музыкой, например «Минутки тишины», коллективное пение и другие.
Минутка тишины в арсенале педагогического мастерства учителя является превосходным инструментом в процессе обучения на уроках «Самопознание». Правильное проведение учителем «минутки тишины» в ходе урока создаёт предпосылку для того, чтобы ребёнок смог сконцентрироваться на своих мыслях, осмыслить своё внутреннее «Я», лучше осознать свои чувства и эмоции, сфокусировать своё внимание и увеличить способность к сосредоточению и самоосмыслению, сконцентрироваться на идее урока, развить свою интуицию. Кроме того, корректное применение данного приёма на различных этапах урока «Самопознание» дисциплинирует класс. Детям (да и взрослым тоже) очень важно уметь «погружаться в тишину» хотя бы на несколько минут каждый день.
Анкетирование среди учащихся школы показало, что такие упражнения ведут к уравновешенности, самоконтролю, улучшению памяти у детей, умению концентрироваться, развивают интуицию. После них дети не только лучше ведут себя на занятии, но и легче усваивают знания.
При выполнении данного упражнения я обращаю свое внимание на позу ребёнка, его дыхание, умение расслабиться. «Минутку тишины» желательно проводить на фоне тихой музыки, которая должна тщательно подбираться в соответствии с текстом. Правильность и тщательность подбора музыкальных мелодий важна потому, что при слушании разной музыки у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например. «слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение слушая другие. менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение. Что касается Фригийского лада, то он действует на человека возбуждающим образом» (В.И. Петрушин «Музыкальная психотерапия»).
Тексты «минуток тишины» должны проговариваться спокойным, негромким голосом, достаточно медленно, предложения сопровождаются небольшими паузами.
Пение и музыка играют жизненно важную роль во всестороннем развитии ребёнка. Воздействие музыки и голоса распространяется на все структуры человека, как физические, так и психические. Голос обладает такой глубинной и животворящей силой, которой нет ни у одного из других звуков. Другие звуки могут быть громче, но ни один из них не может быть более живым. Голос является выражением души человека.
Пение необходимо детям по многим причинам:
• оно делает дыхание глубоким и ритмичным, что полезно для здоровья;
• оно приучает к самодисциплине, поскольку для того, чтобы голос звучал свободно и хорошо, нужно уметь на этом сосредоточиться;
• пение хором учит детей работать в команде. чувствовать единство с другими;
• дети во всем мире любят петь и слушать музыку. так как получают от этого огромную радость (эта радость развивает чувство уверенности в себе);
• музыка и песня включают в работу интуицию (если во время урока звучит хорошая мелодия, дети лучше усваивают урок).
Слушание музыки в процессе выполнения творческих работ также является одним из средств воспитания человека. При этом важно то, что музыка и в этом случае направлена на воспитание души, развитие духовной культуры учащихся. В первую очередь, при слушании музыки надо отметить возможность переживания детьми нравственных чувств во всём многообразии оттенков их проявления. Именно поэтому человек, входящий в мир музыки и затем выходящий из него, становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным и обновлённым, подобно тому, как он становится другим после прогулки в лесу и соприкосновения с природой, купания в море или общения с близким другом.
Таким образом, и восприятие музыки, и её исполнение являются основными формами не только музыкального воспитания, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель, использующий на своём уроке музыку, осознаёт он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
Для определения места и роли музыки в школьной жизни ребёнка в школе-лицей №7 было проведено анкетирование учащихся. Результаты анкетирования показали, что 97% учащихся любят слушать музыку; 98% учащихся с удовольствием поют; 98% хотели бы, чтобы «Минутка тишины» была на каждом уроке самопознания; на вопрос «Помогает вам в вашей жизни музыка?» 63% ответили «Да» и 22% «Бывали случаи, когда помогала»; а 81% учащихся хотят слышать музыку на разных школьных уроках.
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что использование музыки на уроке «Самопознание» очень нравится детям, имеет положительное влияние на ребёнка, а также подобные методы могут быть широко и с успехом интегрированы в любые школьные предметы.
Категория: Самопознание | Добавил: SGK (2011-06-03) E
Просмотров: 3871 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 4:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru