Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Уроки нравственности Воспитание детей в современной обстановке происходит в условиях экономического и политического реформирования государства, которое вызвало социальное расслоение общества. Вследствие этого возрастает конфликтность отношений в семье, разрушаются нравственные и этические нормы и традиции семейного уклада. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Сегодня проблема нравственного воспитания детей рассматривается на уроках самопознания, где последовательно ведется обучение общечеловеческим ценностям. Обучение самопознанию проходит на основе признания уникальности личности, каждого участника образовательного процесса. Человеческие ценности усваиваются через доступное каждому возрасту мировоззрение, мировосприятие. Познание себя, других людей, взаимоотношений с окружающим миром, происходит в неформальной, доверительной обстановке, в которой дети свободно размышляют, высказывают свои мысли, мнение, раскрывают свои таланты и способности. Миллионы людей во всем мире, которые только начинают по-настоящему открывать для себя мир, в котором живут, сталкиваются с многочисленными, необъяснимыми, на их взгляд, явлениями, задают себе множество вопросов. Помочь подрастающему поколению найти ответы – задача любого общества, которое заинтересовано в своем развитии. Если обратиться к вопросам, столь актуальным для молодых людей, к их проблемам, то можно легко заметить, что эти вопросы и проблемы существуют всегда и, по всей видимости, относятся к разряду вечных. Трудно найти людей, которые не спрашивают или не спрашивали бы себя «Кто я?», «Для чего я живу?», «Почему происходят войны?», «Почему родители не обращаются со мной так, как мне хочется?», «Каковы люди, проживающие в других странах? Чем они отличаются от меня?», «Как лучше устроить свое будущее: куда лучше пойти учиться, работать?» и т.д. Получить ответы на эти и многие другие подобные вопросы можно, использую различные источники. Одним из наиболее достоверных и проверенных временем источников является притча. Понятие «притча» имеет несколько значений. Оно может означать: пословица, поговорка, мудрое изречение, моральное наставление, краткий рассказ. Жанр притчи один из самых древних жанров мировой литературы. Жанр притчи имеет большой воспитывающий потенциал, так как носит не назидательный характер, а в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности: как вести себя в обществе, в семье, с друзьями и недругами, как сохранить человеческое достоинство. Два главных качества, присущих притче, - иносказание и поучительность, - могут проявляться в большей или меньшей степени. Если литературная притча скорее приглашает к размышлению, а сформулированная в ней идея не абсолют, а только повод к размышлению, то философская и религиозная притчи могут быть отмечены самой высокой степенью художественности, однако художественное в этих случаях не цель, а средство. Одна притча предлагает такой рецепт обретения телесного и душевного здоровья: «…накопать корней послушания, нарвать листьев смирения, собрать чистоты душевной и плодов веры нелицемерной. Все это сварить в чаше терпения, развести слезами раскаяния и смешать ложкой покаяния. Потом закрыть крышкой милосердия, сварить на огне усердия, слить в сосуд целомудрия и остудить на камне смиренномудрия……». Притчи – это элемент народного творчества. В притчах собран опыт разных народов разных эпох. Притчи — это не простой рассказ, это сосредоточение мысли, взаимосвязи поступков и последствий, морали и примеров человеческой мудрости. Если просто сказать человеку умную мысль — он кивнет и продолжит жить как прежде, если же эту мысль превратить в притчу и рассказать ее со смыслом, с расстановкой — есть шанс, что важная идея притчи просочится через все двери сознания и попадет в самые глубины души, позволит задуматься над своей жизнью, своими целями и желаниями. Притчи не навязывают точки зрения, выводы, не диктуют вам, как надо жить, они лишь рассуждают о возможных последствиях того или иного поведения и дают возможность взглянуть на себя со стороны в слегка иносказательной форме. Притчи не могут обидеть или ранить, а могут лишь подсказать и научить. Притчи – это истории, которые, соединяют в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намек на то, каким всё должно быть. Притчи - это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам. В определенное время, они прорастут и дадут всходы. В связи со сказанным хотелось бы вспомнить одну суфийскую притчу о лавке возможностей «Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только человек брал в руки, какой – нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки. - Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: - Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…» Таким образом, мудрость жизненного опыта бесчисленных поколений людей собрана в притчах. Эти короткие рассказы не похожи на скучные нравоучения. Каждый из них содержит остроумную историю, которая обязательно запомнится и возможно будет полезна. Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день, они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Пермякова О.Л. СШИОСД, учитель самопознания. | |
Просмотров: 2645 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|