Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Дорога к Родине урока самопознания в 8 классе Титова Т.А. учитель самопознания, зам. директора по ВР, Северо-Казахстанская область, Тайыншинский район СШ № 4 Г. Тайынша Цель: Расширить и углубить представления учащихся о родине, любви к Родине, к родной стороне Задачи: - углубление знаний о великой силе любви к Родине, родной Земле; - развитие умения выражать свою любовь к Родине, служить ей; - воспитание патриотических чувств, ответственности за свою Родину. Методы: беседа, объяснение, чтение легенды, разыгрывание сценки, работа в группах Ресурсы: аудиозапись из серии «Звуки природы»,чаша с землей, интерактивная доска, видеоролики о Казахстане, вырезки для составления коллажа. Цитата урока слова философа Сенеки: «Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя». 1.Круг радости: Добрый день, ребята. Я очень рада видеть вас на нашем уроке. Тема нашего урока «Дорога к Родине» А что же для каждого означает Родина? Давайте возьмемся за руки, образуем Круг Радости и поделимся мыслями. « Родина – это…» Символом нашего сегодняшнего занятия является «земля» Казахская пословица гласит « Все земли хороши – а своя лучше» Как вы это понимаете? 2 Беседа: -Что значит Родина для человека? - Какие воспоминания о Родине могут быть у человека, когда он вдали от нее? -Какие чувства вызывают родные места, слово «Родина»? 3 Чтение «Запах полыни» (легенда) В изложении Ч.Айтматова Когда-то один юноша был захвачен врагами в плен и продан в рабство на чужбину. Прошло время, джигит стал забывать вскормившую его землю, своих родителей. Он привык к чужой стране и в конце концов благодаря своему терпению, мудрости и силе воли стал тамошним правителем. Пролетели годы, властитель постарел, и вот однажды караван, прибывший из дальнего странствия по его родной стране, доставил оттуда небольшой пучок полыни. Запах горькой полыни, сорванной в далеком краю, навеял властителю воспоминания о давно забытой им беспечной поре детства, о тех безоблачных днях, когда мальчишкой собирал он в родной степи тюльпаны. Слезы навернулись ему на глаза, и сердце больно сжалось от переполнившей его невыносимой тоске по Родине. Ничто больше не могло удержать его на чужбине: ни вожделенный для многих престол, ни слава , ни богатство. Спешно оседлав коня, всемогущий властитель отправился на землю своих отцов. - Почему всевластный правитель бросил все и отправился на Родину? 3 Учебная информация (на экране) Родина- это не просто место, где родился человек. Родина дает человеку силы, особое мироощущение, становится опорой на протяжении всей жизни. У каждого человека в душе живет чувство Родины, которое укрепляет духовные силы и помогает справиться с невзгодами. 4 Наедине с собой ( уч-ль предлагает принять удобное положение. Закрыть глаза и прослушать музыкальные фрагменты) - Какие картины возникали у вас? - Сменялись ли они в зависимости от темпа, характера музыки? Какие бы сюжеты не возникали бы в воображении, они связаны или с природой, домом, или с людьми близкими сердцу. А это и есть Родина во всех своих многообразных проявлениях, составляющих разнообразную, полную событий картину жизни человека, его богатый неповторимый мир. 5 Разыгрываем сценку Если спросить любого жителя планеты Земля, какой страной он гордиться. И почему то каждый ответит, что самая лучшая страна та, в которой он живет. А все, что это его Родина, а Родина, как мама, самая добрая, самая красивая, самая родная. В чем же красота нашей родины? Случилась однажды такая история.. Встретились на одном земном перекрестке несколько незнакомых людей, присели отдохнуть, познакомиться. Поделиться своими впечатлениями: Первый путник сказал: Много повидал я стран, больших и малых, теплых и холодных, но ни в одной стране нет такого явления, как на моей Родине – когда на юге страны цветут сады и идет весенний сев, на севере поля покрыты снегом, а реки скованы льдом. Летом на юге моей страны так жарко, как на острове Цейлон, где растет цейлонский чай, а зимой на севере моей страны так холодно, как на островах Северного Ледовитого океана. Слова второго путника били таковы: Да, удивительная твоя страна. Но вот я родился и вырос в стране, на территории которой расположено самое большое озеро всей планеты, а в другом озере моей страны плещутся пресные и соленые волны одновременно, на всех картах мира отмечено это уникальное озеро. Вступил в беседу третий путник: А я родился в волшебной стране, да, да, - не смейтесь! Ведь только в волшебной стране такие необычные названия- Пестрые горы, Черные горы, Белые горы, Желтая вода, волшебный край Семиречья И когда приходишь на склоны гор или на берега рек, то сразу понимаешь, насколько верно даны им эти названия. Четвертый путник ответил: Знаете, я вам так завидовал, когда вы рассказывали о своих необычайных странах Каждый из вас с такой гордостью отзывался о своей стране, называл такие удивительные сведения, что я даже заволновался, неужели моя страна ничем не примечательна? Но вот то, что есть в моей стране, у вас точно такого нет- всего за несколько минут можно попасть из одной части света в другую, достаточно пересечь по мосту реку. В детстве я ходил в школу, которая находилась в Европе, а мой дом стоял в другой в другой части света- Азии. А еще моя страна очень далеко расположена от всех четырех океанов планеты и все жители моей страны- самые «сухопутные» жители планеты. Вот такая удивительная встреча произошла на земном перекрестке. Угадали ли вы о какой стране рассказывали путники. Да, каждый из них говорил о своей Родине- о Казахстане. Теперь вы понимаете какая уникальная стана , гражданином которой вы все являетесь. Видеоролик о достопримечательностях и достижениях Казахстана. 6 Чтение Чингиз Айтматов. Из разговора с Мухтаром Шахановым Любить родную землю вовсе не означает оставаться всегда на ней . не обращая взора на огромный мир вокруг. Замкнувшись на самих себе. Мы никогда не достигнем рассвета, всестороннего развития. К примеру, молодежь из твоего Отрара или из моего Шекера разлетелась нынче по всему миру. Одни отправились получить образование, другие перенять чужой опыт. Предки говорили: « Пока ты на коне , познай мир». И это замечательно! Пока молод, полон сил и энергии, просвещайся, изучай жизнь других стран и народов. Но тем не менее, где бы ты ни был, в какой бы точке земного шара ни оказался, родная земля останется для тебя одной- единственной. Только храня с ней духовную связь, ты будешь с достоинством идти по жизни. Потому как чужая земля, чужой воздух, чужая вода не заменят Родины. Да мы связаны с отчей землей бесчисленными невидимыми нитями. Я полностью присоединяюсь к мнению, что у каждого человека, помимо собственной матери, должны быть еще четыре матери- святыни: обычаи и традиции, родной язык, родная история и родная земля. Родная земля –наивеличайшая из них. -Что по мнению М. Шаханова , помогает человеку с достоинством идти по жизни? - Как можно проявлять любовь к Родине, находясь вдали от нее? - А что вы сейчас можете сделать для своей страны, для Родины? В нашей стране под руководством Президента Н.А. Назарбаева проводится огромная работа с одаренными детьми: внедрены и развиваются Государственные программы «Дарын», «Дети Казахстана» Ежегодно свыше 3 тысяч талантливой молодежи получает возможность обучаться в лучших университетах за рубежом по Государственной программе « Болашак», проводятся музыкальные фестивали, смотры. Конкурсы, где могут участвовать все талантливые дети нашей страны. Участвуют и наши ребята учащийся 11 класса, мастер спорта Республики Казахстан по президентскому летнему и зимнему многоборью, победитель республиканского чемпионата, участник чемпионата мира по полиатлону в Турции, г. Анталия Видеоролик о Стародубове Вадиме 7 Работа в группах 1. Чувство родины для нас… 2. Чтобы жизнь людей в моем городе стала лучше, мы бы предложили… 3. Если бы у нас появилась возможность встретиться с Президентом нашей страны, мы бы задали такие вопросы… 4. Используя карандаши, фломастеры, вырезки составьте коллаж « О Родине» 8 Чтение М. Шаханова В 1992 году по просьбе земляков в Отраре должен был состояться мой творческий вечер. Завершалась самая жаркая пора лета. Солнце пекло нещадно, воздух не колыхнется - духота. Без малого три тысячи земляков встречали меня на окраине района, в тринадцати километрах от центра. Старики, еще помнившие моего отца, почтенные матери в белых платках так крепко обнимали меня, что казалось, мне не высвободиться. Местные поэты наперебой читали свои стихи, вся степь огласилась песнями и темпераментными возгласами танцующих. Три старейшие женщины, сшив по обычаю золотыми нитками амулет из белого шелка с горсткой отрарской земли, надели его мне на шею со словами: -Где бы ты ни находился, сынок, пусть священная земля оберегает тебя. За свою жизнь я немало получал подарков в знак уважения от родного народа, да и в дальних странах преподносили их мне, но ни один из них не взволновал меня так сильно, как амулет с горсткой отчей земли. 9 Круг « От сердца к сердцу» ( дети передают чашу с землей друг другу) -Что бы вы вложили в родную землю? «Я бы подарила родной земле мир, благополучие, любовь….» Закончить урок мне хочется стихотворением ученицы 6 класса Мировой Оли «Казахстан» Родной, любимый Казахстан Мне нравится твой гордый стан. Прекрасны горы в Алатау Где скот пасется на джайляу, И тонкий яблок аромат Нам дарит яблоневый сад. Вся красота твоя – в природе, Душа твоя - в твоем народе. Источник: http://depositfiles.com/files/poawdntk5 | |
Просмотров: 4830 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|