Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Интегрированный урок по Самопознанию и русскому языку РОДСТВЕННЫЕ УЗЫ г. Астана ГУ «Комплекса «Детский сад – школа - гимназия»№46, 6 «А» класс Учитель Самопознания Паевская С.В. Учитель русского языка Олишевич И.В. Цели урока:Образовательные: 1. Расширение знаний о семье, семейном счастье, семейных традициях; 2. продолжить работу по развитию умения применять полученные знания по русскому языку при работе с поэтическим текстом. Развивающие: 1. Развитие стремления проявлять ответственность в семейных отношениях; 2. овладение практическими умениями и навыками научно-художественной деятельности, умением анализировать, высказывать своё мнение; 3. развивать культуру речи через активизацию словаря; 4. создание условий для работы учащихся с разными предметами на уроке. Воспитательные: 1. Воспитание ответственного отношения к родным и близким; 2. создать условия способствующие формированию творческой личности. Задачи: Углубить представления учащихся о ценности семьи. Актуальность Проведение урока Самопознания по теме «Родственные узы» актуально. В современном мире, характеризующимся быстрыми изменениями и резкими социальными противоречиями, проблема духовно-нравственного воспитания, поиска наиболее эффективных средств передачи культуры следующим поколениям стоит очень остро. Поэтому главная роль в воспитании, развитии, становлении личности отводится семье. В семье мы учимся любить, черпаем силы, сюда несем свои удачи и надежды, свою усталость и верим, что в семье тебя всегда поймут и поддержат. Если в семье есть взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье. Семья – самое главное в жизни для каждого человека Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайд - презентации, видеофильм, книжная выставка; листы-памятки, карточки с неоконченными предложениями, текст притчи о матери. Методы: словесный, частично – поисковый, интерактивный. Приемы: проблемные задания, задачи творческого характера. Формы: индивидуальная, коллективная, фронтальная, видеопросмотр, самостоятельная работа с портфолио. Тип урока: интегрированный. Психологический аспект:положительный эмоциональный настрой, развитие умения слушать, развитие памяти, обеспечение поисковой деятельности, развитие коммуникативных способностей, развитие навыков сотрудничества, развитие навыков работы в команде. Используемая литература:1.Самопознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ. И.В. Калачева, М.Ж. Джадрина, Г.З. Байжасарова, Ж.А.Кишкентаева. Алматы,ННПООЦ «Бобек»,2010 2.Самопознание. Методическое пособие для учителя для 6 класса общеобразовательных школ. И.В. Калачева, М.Ж. Джадрина, Г.З. Байжасарова, Ж.А.Кишкентаева. Алматы,ННПООЦ «Бобек»,2010 3.Притчи для детей и взрослых. А.Лопатина, М.Скребцова. Москва, «Амрита-Русь»,2009 4. Философская афористика. Заповеди, притчи, наставления / Сост. П.С. Таранов, М.,1996. 5.Щуркова Н.Е. Игровые методики. М.,2004. 6.Русский язык 6 класс. Авторы: 7.Русский язык 6 класс. Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. … Решебник по русскому языку к учебнику Русский язык 6 класс. авторы: Разумовская М.М., Лекант П.А. и др., изд-во Дрофа, 2001г 8.Толковый словарь В.Даля Ход урока1.Круг радости Учитель приглашает всех в круг и читает стихотворение В. Некрасова: РОДНЫЕ ЛЮДИ Родные люди, вы моя семья большая. Мы связаны, и нет прочнее уз. И где б я ни был, я об этом помню, Всем сердцем, всей душой домой стремлюсь, Чтоб с маленькой сестренкой посмеяться, Со старшим братом всласть поговорить. И так тепло становится на сердце, И хочется весь мир большой любить.Это стихотворение поможет настроиться на задушевный лад, который очень важен в разговоре о близких людях. (звучат звуки природы) Ребята возьмите друг друга за руки, закройте глаза и представьте, что вы идете по лесу, слышите пение птиц, шелест листьев, шорох травы, теплый летний ветерок развевает ваши волосы. Мы выходим на полянку где много цветов. Какие они красивые! Разноцветные! Соберите букет и подарите самому близкому вам человеку. Откройте глаза. Кому подарили Вы свой букет? (ответы учащихся) Прошу садиться. 2. Учитель русского языка Ребята, когда вы дарили букеты, то из ваших уст были слышны такие слова: мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка, тетя, дядя и т.д. Можем ли мы ряд этих слов объединить в одно обобщающее слово? Назовите его (родственники) Напомните, что изучает раздел языкознания, который называется «Лексика»? Где можно выяснить лексическое значение слова? (в толковых словарях) Давайте попробуем раскрыть лексическое значение слова «родственники» (варианты учащихся) Чтобы дать точное толкование, предлагаю обратиться к словарной статье В.Даля Родственники — лица, связанные кровным родством, определяющим происхождение (один от другого или от общего предка) или объединённых сродственными связями в результате социального института - семья. Как можно назвать слова мама - мамулечка – мамочка- матушка?(синонимы) Дайте определение понятию «синоним». Родственники бывают близкими и дальними. Как называются такие слова? (антонимы) Дайте определение понятию «антоним». 3. А знаете ли Вы как называют, родственники друг друга со стороны папы и мамы? (на столах лежат ваши портфолио, где вы можете найти подсказку на этот вопрос) Кто есть кто? свекровь (мать мужа). свекор (отец мужа). теща (мать жены). тесть (отец жены). зять (муж дочери). сноха (жена сына). золовка (сестра мужа, жена брата). деверь (брат мужа). шурин (брат жены). свояченица (сестра жены). свояки (женатые на родных сестрах). (Все они ваша большая семья) 4. Какие ассоциации возникают при слове семья? (ответы ребят) 5. Минута тишины (дети садятся поудобнее, закрывают глаза и слушают отрывок из стихотворения Л. Сусловой.) А дом заставленный добром, - еще не дом. И даже люстра над столом, - еще не дом. И на окне с живым цветом - еще не дом. Когда вечерняя сгустится темнота, Так эта истина понятна и проста- Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим теплом. О каком же тепле идет речь? (Дети предлагают свои варианты ответов.) А как создать Тепло нашего Дома? Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей». Учащимся предлагаются создать проект «Счастливая семья» (звучит песня «Дом») 6. Учителя Самопознания и русского языка, читают по ролям: Когда появилось слово “семья”? Когда – то о нём не слыхала земля, Но Еве сказал перед свадьбой Адам: ,,Сейчас я тебе семь вопросов задам - Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: "Я". Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила: "Я". - Кто пищу сготовит, о радость моя? И Ева всё так же ответила: "Я". - Кто платье сошьёт, постирает бельё, Меня приласкает, украсит жильё? "Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я… Сказала она знаменитых семь “Я”. Вот так на земле появилась семья. Эта притча о происхождении слова «семья», а чтобы узнать толкование этого слова обратимся к словарной статье Ожегова Семья - группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе. Подберите и запишите синонимы к этому слову (ответы учащихся) Ответы детей сравниваются с утверждениями на интерактивной доске: семейство, дом, фамилия, род, семейка, семейный круг, близкие, семеюшка, династия. Среди перечисленных слов, меня заинтересовало слово «династия». Кто может объяснить лексическое значение этого слова? (ответы учащихся) И снова обратимся к словарной статье. Династия - ряд поколений, передающий из рода в род профессиональное мастерство, традиции. 7. Ребята, есть ли у нас в классе семейные династии? (ответы ребят) Презентации семейных династий 8. Задание по русскому языку на распределение синонимических рядов на интерактивной доске к словам: железнодорожник, учитель, милиционер. 9. Цитата урока Любовь к родителям - основа всех добродетелей. Марк Туллий Цицерон Почему любви к родителям древнеримский оратор и писатель придает такое значение? Закончите, пожалуйста, предложения. В портфолио лежат карточки с заданием «Я люблю, когда мои родители... » «Я не люблю, когда мои родители...» «Я хочу, чтобы мои родители...» «Я не хочу, чтобы мои родители...» «В моей семье принято...» «Мои родители часто...» «Моя мама обычно... » «Мой папа обычно...» «Я с родителями часто...» 9. Ребята, давайте почитаем. СЕРДЦЕКазахская притча В давние времена жил человек, и не было у него детей. Он неистово молился, и однажды Бог ответил на его мольбу: "Я дам тебе сына, но сделаю его из твоего сердца". Человек согласился. И ро¬дился у него сын, что был сотворен из сердца. Казахи говорят: "Единственный сын - это сердце отца". Когда у сына удача и судьба улыбается ему – радостью наполнено сердце отца, а когда нет у сына дороги и лишь одни невзгоды окружают его - в тысячи раз больнее отцу. Каждый из нас — чье-то обнаженное сердце. Как вы понимаете смысл утверждения: "Каждый из нас - чье-то обнаженное сердце "? Вывод: все ошибки, неудачи, боль ребенка родители переживают, как свои собственные. Ребята в Ваших потфолио есть еще одна притча, познакомимся с ней. САМЫЙ КРАСИВЫЙ — Люди, помогите! Мой сын потерялся, — кричала мать среди толпы на ярмарке. — Найдется! Кому нужен чужой чумазый мальчишка! — со смехом ответил прохожий. — Мой сынок самый красивый, голубо¬глазый, высокий, кудрявый и стройный. Я дам тебе серебряную монету, если найдешь моего сына, — попросила мать. Полдня искал прохожий сына для матери. Он приводил к ней разных мальчишек: высоких и кудрявых, стройных и голубогла¬зых, красивых, как ангелочки. — Нет, не тот, мой сынок гораздо лучше, — твердила мать в слезах. Наступил вечер. Мать была в отчаянии. Вдруг сено на ближайшей телеге зашеве¬лилась, и из-под него вылез худой, чумазый мальчишка. — Ах ты, горе мое! Перепачкался весь, одежду разодрал, меня напугал, — закричала мать. Схватив мальчишку, она принялась стряхивать солому с его одежды. — Я все пряники съел и спать захотел, — прошепелявил мальчишка, потому что передних зубов у него не было. — Женщина, ты зачем меня обманула? — сердито спросил прохожий. — Я искал красавчика, а не такого замухрышку. — Сам ты замухрышка, — нахмурилась мать. — Плати за то, что заставила меня зря по ярмарке бегать, — потребовал прохожий. Тут в разговор вмешался старик: — В глазах матери неокрепший дете¬ныш — прекрасная газель. Разве твоя мать не считала тебя самым лучшим ребенком на свете? Засмеялся прохожий и пошел прочь. Чем глаза матери отличаются от глаз других? Материнская драгоценность Каждой матери на свете Драгоценны свои дети. Это жизнь ее и кровь, Вера вся и вся любовь. Если чадо обижают Мать болеет и страдает Если любят, мать поет – Все за это отдает. Лучшие дети Нет никогда у родителей Плохих, неразвитых детей. Все они ангелы, таланты, Певцы, поэты, музыканты. Все как один они мудры, Красивы, вежливы, добры, Их лучше не найти на свете – В раю растут и крепнут дети 10. Домашнее задание: (слайд) Самопознание: прочитать рассказ Армандо Паласио Вальдеса "Птица на снегу", стр.58-63 (учебник); в тетради по Самопознанию на стр.59 выполнить задание 2 Русский язык : написать эссе о близких людях. 11. Круг "От сердца к сердцу" (видеоролик на песню Т.Рузавиной, С. Таюшего к передаче «Пока все дома» ) Дорогие друзья в заключении нашего урока, мысленно передадим пожелания своим близким: мамам и папам, бабушкам и дедушкам, тетям и дядям, братьям и сестрам, передавая свечу из рук в руки. 12. Рефлексия. Наш урок был необычен тем, что мы соединили Самопознание и русский язык в одно целое. Напишите на листочках своё мнение «Я на уроке…». Что вас удивило? Поразило? Было ли над чем задуматься? 13. Урок закончен. Спасибо. Источник: http://список использованной литературы приводится в конспекте урока | |
Просмотров: 3807 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|