Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Познавая себя, познаю мир. Нам выпало жить в эпоху перемен, стать свидетелями второго и начала третьего тысячелетия. Это редчайший повод для того, чтобы заглянуть внутрь самих себя, задуматься о своей жизненной миссии и предназначении. С.А. Назарбаева В силу сложившихся перемен в обществе и взглядов на действительность перед учителями, воспитателями, родителями со всей очевидностью встала проблема нравственно - духовного воспитания подрастающего поколения. Ответом на возникшую потребность стал авторский проект Первой леди страны Сары Алпысовны Назарбаевой – «Самопознание». В этом проекте на государственном уровне решается задача обучения универсальным или общечеловеческим ценностям. Образовательный проект «Самопознание» - это уроки от предшкольного возраста до вузовской подготовки и включение в этот удивительный процесс учителей, ребенка и его семьи. Объектом самопознания как целостного процесса является человек, который рассматривается в контексте природного и социального аспектов бытия. Предметная область самопознания: раскрытие природных способностей, творческого потенциала учащихся, создание своего внутреннего мира, осмысление своей неповторимой индивидуальности. Средства предмета направлены на практическое применение полученных знаний в повседневной жизни и активное участие в служение обществу. Цель: поэтапное знакомство детей и подростков с нормами человеческого общения, безусловным признанием приоритета личности. Содержание предмета «Самопознание» имеет интегрированный характер и включает в себя знания, как из естественнонаучных областей (валеология, экология, биология, физиология, медицина), так и из социогуманитарных (этика, психология, философия, социология и др.) дисциплин. Содержательные линии предмета выстроены в ключе: Познать себя, познать других, познать мир, познать человечество. Они конкретизируются в базовом содержании, включающим в себя следующие направления: Познание человеком самого себя. Человек в обществе. Человек и окружающий мир. Духовный опыт человечества. Важное условие организации самопознания – создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей эмоциональный комфорт соответственно возрастным психофизиологическим особенностям учащихся. Чередование разных видов деятельности обеспечивает положительную мотивацию к учению. Главной особенностью на уроке является личностное общение учителя с учениками, в процессе которого дети учатся говорить о себе, своих поступках, анализировать их и давать им нравственную оценку, слушать как себя, так и других, принимать людей такими, какие они есть, проявляя к ним доброжелательность и терпимость. Познание себя, других людей, взаимоотношений с окружающим миром, постижение истины и любви, как высшего смысла человеческой жизни происходят вне формальной, доверительной обстановке, в которой дети свободно размышляют, высказывают свое мнение, раскрывают таланты и способности. Учитель на уроке не дает готовых знаний, а умело руководит процессом самопознания, обретения необходимых умений и навыков, помогает процессу осознания детьми своего личностного «Я» - в окружающем мире. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенном аудио – и видеотехникой, наглядными и дидактическими материалами. Содержательная основа предмета отражена в учебнике и тетради ученика. Для обеспечения эффективности урока предусмотрены рубрики: «Круг радости» «Узнаем новое» «Беседуем» «Читаем» «Выполняем задание» «Мудрые слова» «Творческая деятельность» «От сердца к сердцу». Методические особенности урока «Самопознания». Раскроем несколько этапов ведения урока самопознания, которые отличаются от традиционной формы урока. Урок самопознания отличается и своей структурой. Он начинается с «Круга радости», где учитель и учащиеся тепло приветствуют друг друга. Методический смысл «Круга радости» в том, чтобы каждый чувствовал себя принятым в знакомый ему большой дружеский коллектив, где он пользуется доверием и доверяет другим. Начало урока - это и поэтические строки созвучные теме урока, что помогает детям создать свой образ темы, настроиться на нее. Важнейший особенностью этого этапа урока является собственный поиск учащимися ответов на ключевые вопросы темы. Чтобы учащиеся учились слушать и слышать, чувствовать и сопереживать, размышлять и рассуждать, применяется прием «Рассказ учителя (ученика)». Один из способов понять себя и мир вокруг – поиск истины с помощью работы с репродукцией. Искусство художников образно представляет вечные человеческие ценности, побуждает учащихся к собственному творчеству. Для осуществления перехода от одного вида деятельности к другому применяются специальные приемы: «Наедине с собой», где ученики получают возможность осмыслить свое личностное «Я». Этот прием благотворно влияет на человека, развивает воображение и обычно используется, когда необходимо перевести ребят на новый уровень осмысления материала. С этой целью применяется соответствующий аудиоряд (классическая музыка, звуки природы и т. д.). Расслабиться, успокоиться осознать свои чувства и эмоции помогает методический прием «Минутки тишины». Урок включает и творческий вид деятельности. Ученикам предлагается создать рецепт хорошего настроения, открыть формулу успеха, составить правила поведения на природе, ответить на письмо сверстника, дать добрый совет одноклассникам и. т. д. Эти задания выполняются для того, чтобы помочь ребенку выбрать верные жизненные ориентиры, основанные на высоких ценностях, эмоционально почувствовать красоту добра, научиться быть отзывчивым, понять смысл жизнетворчества. Обобщение «Круг от сердца к сердцу» - один из обязательных этапов урока. Здесь предлагается возможность озвучить собственные открытия, дополнить и прокомментировать полученную информацию. Домашнее задание служит возможностью осмысления темы, обсуждения ее с родными. Результаты домашнего творчества – необходимое связуемое звено между двумя уроками по одной теме. С малых лет надо учить ребенка любви, ведь любовь уважение создают мир и гармонию внутри человека и вокруг него. Как важно, чтобы каждый новый день Ваш ребенок начинал с улыбки, создавая добрую, позитивную атмосферу вокруг себя! Научите детей не только слушать, смотреть, но и слышать, видеть, чувствовать движение жизни. Пусть каждый ребенок будет счастливым! | |
Просмотров: 7173 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|