Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
9 класс. Урок 9-10. Самопознание. Тема: Свобода человека. Цель: расширение представлений учащихся о понятии « свобода человека». Задачи: - раскрыть значение понятия « Свободная личность!» - развить стремление к внутренней свободе; - воспитывать нравственную культуру. Ресурсы: толковый словарь русского языка ( Ожегов, В.И. Даля), раздаточный материал, музыкальные композиции. Круг радости: Ползти. Идти. Бежать. Лететь. Стремиться. Верить и хотеть… Забыть. Устать. Застыть. Стоять. Хандрить. Поддаться. Угасать… Два выбора. И две судьбы. Ну, а итог решаешь ты… Татьяна Ярошевич. Входим в круг со словами о том, в чём состоит его свобода. Например: « Я могу свободно распоряжаться своим личным временем», « Моя свобода состоит в том, какую выбрать профессию», « Я свободно могу говорить родителям обо всём, что меня волнует» Тема урока « Свобода человека» Беседа - что такое свобода человека? - для чего человеку нужна свобода? - от чего зависим человек? - считаете ли вы себя свободным человеком? Почему? *- как соотносятся свобода и ответственность, свобода и любовь?- существует ли связь между понятиями « свобода» и нравственность? В чём она выражается? Свобода, свободный человек. Речь идёт о внутренней свободе личности, основанной на приоритете общечеловеческих ценностей. Из словаря В.И. Даля. Свобода- своя воля, простор, возможность действовать по- своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Свобода понятие сравнительное; она может относиться до простора частного, ограниченного, к известному делу относящемуся, или к разным степеням этого простора, и наконец к полному, необузданному произволу или самовольству. Свобода печати (отсутствие цензуры, но может быть ответ перед судом), свобода слова (позволенье выражать свои мысли), свобода мысли (безответственность за мысли, убеждения свои) Свободный- нестесненный, непринуждаемый и невынужденный. Свободный человек- вольный, не раб, не крепостной; или досужий, незанятый делом. Из словаря С.И. Ожегова. Свобода- в философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. - независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно- политическую жизнь и деятельность какого- нибудь класса, всего общества или его членов. -отсутствие каких- нибудь ограничений, стеснений в чем- нибудь. - состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Свободный- пользующийся свободой. - не запрещенный, беспрепятственный -не затрудненный, совершающийся легко, без помех - просторный, не тесный - не занятый трудом, делом Задание. Выберете те определения и объясните как вы понимаете смысл слова « свобода» Ассоциации ( самостоятельная работа)-3-4 минуты. Во всеобщей Декларации прав человека содержится важная информация о том, что в современном обществе все люди свободны: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Но далеко не все люди могут с уверенностью сказать, что они ощущают себя свободными. С чем это связано предстоит разобраться, выполняя представленные задания. Цель- вывести учащихся на путь осмысления связи между понятиями « свобода» и «любовь» 1 « А можно по- другому сказать: свобода от долга- это не есть свобода. Если мы живём в семье, в обществе, у нас есть определенные обязанности. Исполнение долга является тяжёлым, скучным, только если мы исполняем его без любви. Любовь делает нас свободными. Испытывая любовь к этому человеку, ты делаешь свободным его и себя. Ты любишь- и поэтому выносишь ведро. Ты любишь Родину- и поэтому свободно отдаешь жизнь за неё. То есть свобода сопряжена с любовью. И это вполне согласуется с тем, о чём мы говорили раньше,- со свободой от страстей. Поскольку известно, что чем больше у человека страстей, тем меньше любви. И наоборот.» Работа с книгой. Стр 53. Прочитайте беседу корреспондента молодёжной газеты с современным молодым человеком о свободе. На последний вопрос ответа нет. Как бы вы ответили на него? Прочти и запомни!!! Стр 54. Ещё раз вернуться к словарным определениям слов « свобода» и «свободный» Сравните их с высказыванием Цицерона « Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга» А к какому заключению пришли вы? Чтение рассказа по Марии Воротыновой « Мыслю, творю, мечтаю!» Стр 55. В учебнике. Можно ли утверждать, что герои рассказа были свободны в своём выборе помогать Айгерим? Почему? В чем проявилась свобода Айгерим? Прочитайте перечень качеств человека. Выберите те, которые характеризуют свободного человека. Какие три из выбранных вами качеств вы считаете наиболее важными для свободной личности? Почему? Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, искренность, капризность, легковерность, медлительность, настойчивость, непринужденность, нерешительность, целеустремленность, обидчивость, отзывчивость, принципиальность, развязность, рассудочность, решительность, сдержанность, терпеливость, трусость, упорство, уступчивость, энтузиазм, честность, ответственность. А какие качества присутствуют у вас? Подумайте, запишите 5. Д/З стр.58-61 прочитать рассказ, выписать основную мысль произведения. Прочитайте изречения о свободе известных людей, стр. 62-64. Какой образ свободы сложился в вашем сознании после знакомства с высказываниями? Поделитесь мыслями по этому поводу. Начните со слов: « Свобода- это…» Ключевая идея определения свободы состоит в возможности быть самим собой. Эпиктет- римский философ, даже будучи рабом, оставался внутренне свободным человеком, потому что обладал неукротимым духом. Жил в 1 веке н.э.. родившись рабом во Фригии, став впоследствии вольноотпущенником, он вкладывал в слово « свобода» особый смысл. Чтение стр.82-84. Запишите слова Константина Ушинского о значении слов « нравственность» и « свобода». Работа в тетрадях или устно… Если вы усвоили тему то попрошу вас записать несколько слов о том, что же такое « свобода» для вас. Начните со слов: « как свободный человек я могу….» продолжите. Например: « как свободный человек я могу выбрать профессию, заниматься любимым делом, самосовершенствоваться, не обижать слабых, помогать нуждающимся…» Нарисуйте эмблему свободного человека. Внесите в рисунок символы, отражающие ваше представление о свободе личности. Проведите презентацию творческого результата. В эмблеме могут быть отражены: символы увлечений, целей, приоритетных ценностей. Книга- символ познания Художественные кисти, лира - символ искусства и творчества Дерево- символ природы Колесо- символ путешествия Фотоаппарат- символ отражения мира. Презентация- защита ( по желанию) От сердца к сердцу. Аркадий Кайданов Для того, чтобы обосновать Собственное в мире появленье, Надобно учиться отвечать За свое родное поколенье, За его порывы и тоску за его ошибки и метанья. Как мне это все вместить в строку?! Пониманья жду- не оправданья. Легче жить, во всем других виня, Дескать, я один не много значу… Но ведь будет спрошено с меня! Именно с меня! И не иначе. | |
Просмотров: 5387 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|