Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Тема: Встреча с собой и другими: тревога и ответственность. Цель: содействие одиннадцатикла́ссникам в выработке индивидуальных способов поведения в преодолении ситуаций повышенной интеллектуальной ответственности за результат своего умственного труда. Задачи: - развитие эмоционально-волевой сферы; - развитие внутреннего самовидения и на его основе формирование уверенности в себе, в собственные силы; - выработка навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях Форма урока: тренинг Оборудование: клубок ниток, ножницы, картонная коробка, ватман, листы А4, мусорное ведро. Ход урока: 1. Орг. момент. Сообщение темы и цели урока. Сегодня на нашем тренинге мы с вами попробуем определить страхи, которые мешают вам в подготовки к ЕНТ, и справиться с ними. Выработаем рекомендации по подготовке к экзаменам. 2. Упражнение «Паутина» Цель: организация позитивного на¬строя группы на работу; создание благоприятного климата группового взаимодействия. Оснащение и реквизит: клубок толстой пряжи, ножницы. Инструкция: «Сейчас каждый назовет свое имя и скажет, о чём мечтает в ближайшем будущем. Например: "Меня зовут Рита. Я мечтаю закончить четверть на отлично". Кто будет говорить первым, возьмет клубок. Сказав о себе, он передаст клубок другому, немного его размотав и придерживая нить у себя на коленях». Ход работы. После представления, нить разрезается на кусочки и каждому участнику достаётся по одному кусочку. Ведущий предлагает завязать нить на руке мысленно загадав то желание которое ребята озвучили. Примечание: Упражнение позволяет участникам лучше узнать друг друга и создает доброжелательную обстановку для работы группы. 3. Упражнение «Препятствие» Цель: анализ способов преодоления препятствий на жизненном пути посредством метода предметной проекции ситуаций, расширение репертуара конструктивных моделей и образцов поведения. Оснащение и реквизит: 2-3 большие картонные или пенопласто¬вые коробки, свободное пространство для манипулирования с ними. Инструкция: «У каждого человека на жизненном пути встреча¬ются препятствия, которые он преодолевает. Пусть такое препятствие у нас символизирует картонная коробка. Давайте представим, что это линия жизненного пути (условно или мелом на полу обозначить ли¬нию), на которой в какой-то ее части нас ожидает встреча с препятствием. Сейчас каждый покажет, как он справляется с встречающимися жизненными трудностями. Каждый будет вести себя по отношению к коробке так, как он бы действовал в ситуации преодоления жизненной трудности (ведущий показывает и комментирует один из таких спосо¬бов). Перед демонстрацией способов преодоления трудностей участ¬нику нужно описать дорогу и препятствие. Следует также сказать, как бы ассоциативно воспринималось оно на ощупь (большое, мягкое, вязкое, липкое, втягивающее в себя), какого оно было бы размера, цвета, конфигурации». Ход работы. Учащиеся описывают образные препятствия и свой жизненный путь и демонстрируют способы преодоления жиз¬ненных трудностей. После того, как каждый старшеклассник покажет свой вариант, обсуждается спектр поведения в ситуациях повышенной ответственности. Ведущему следует при обсуждении обратить внима¬ние на расширение репертуара поведения участников тренинга, на возможности и ресурсы каждого. Примечания. Ведущий обобщает описания жизненных трудно¬стей молодых людей, оказывает поддержку посредством описательной обратной связи. Скрытая проекция в данном упражнении позволяет не только ведущему, но и самим участникам увидеть актуальные про¬блемы и наметить способы их разрешения. Это упражнение можно проводить и перед большими содержательными заданиями и после них, т. к. во время его выполнения старшеклассники могут отдохнуть и подвигаться. В качестве логического продолжения данного упражнения ус¬пешно проводится и положительно воспринимается участниками группы задание «Конференция». 4. Упражнение «Конференция» Цель: осознание способов совладания с повышенной ситуатив¬ной тревожностью, развитие умения выступать перед публикой. Оснащение и реквизит: бумага, ручки, жесткие папки, стол с кафедрой (трибуна), стулья для зрителей. Инструкция: «Сейчас мы разделимся на группы (по принципу выбора определённого фрукта). В группе вам необходимо составит рекомендации для старшеклассников, сдающих экзамены. А так же выступить со своим списком, защитить его». Ход работы. За время, которое отводится на составление реко¬мендаций (10 минут), ведущий организует пространство, сооружает «трибуну». Прежде чем выступит первый участник, дается инструкция всем: «Будьте внимательны, запоминайте, что было эф¬фективного и полезного в выступлениях участников. И после выступления каждой группы мы будем записывать самые полезные советы на плакате». После выступления участники отмечают позитивные моменты и обсуждают общие рекомендации для старшеклассников, находящихся в ситуациях повышенной ответственности. Примечание. Тема конференции может быть любой, в том числе связанной с актуальными переживаниями старшеклассников в ситуа¬ции повышенной социально-интеллектуальной ответственности. 5. Упражнение «Мусор» Цель: отреагирование негативных переживаний, возникающих в напряженных ситуациях повышенной интеллектуальной ответствен¬ности. Оснащение и реквизит: ненужные, испорченные листки бумаги (черновики, старые чеки, талоны, квитанции, обертки от конфет и т.д.), ручки, мусорное ведро. Инструкция: «Зачастую у нас с ситуацией сдачи экзаменов свя¬заны неприятные чувства, мысли. Они нам мешают, из-за них мы даже экзамены сдаем хуже. Сейчас мы совершим ритуал утилизации отри¬цательных переживаний и мыслей, которые приходят в голову в си¬туациях, вызывающих повышенную тревогу. Для этого на ненужной бумаге напишем все неприятное. Желательно писать некрасиво, не¬брежно, можно левой рукой». Ход работы. После того, как участники напишут все плохое, они торжественно это «утилизируют» - рвут на мелкие кусочки бума¬гу и бросают ее в мусорное ведро. Примечание. Упражнение помогает не только отреагировать не¬гативные эмоции, но и увидеть конструктивные способы выхода из ситуации повышенной ответственности. 6. Рефлексия Участники обсуждают чувства, мысли, возникшие в ходе проде¬ланной работы. Рефлексия проходит в виде фронтального опроса. Ребята отвечают на следующие вопросы: - Какую полезную информацию вы получили на уроке? Какие трудности у вас возникли в входе выполнения заданий? Как вы считаете, что у вас получилось лучше всего? Какие у вас эмоции и чувства на данный момент? 7.«А теперь, в знак исполнений всех вами загаданных желаний предлагаю разрезать наши ниточки». | |
Просмотров: 1971 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|