Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Цитата урока. Не то, что мните вы, природа. Не слепок, не бездушный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Фёдор Тютчев, русский поэт Цель урока: расширять представления учащихся о ценности природы как источника жизни. Задачи: - углублять понимание взаимозависимости человека и природы, углублять знание о том, что человек – это часть природы; -развивать эмоционально – чувственное восприятие природы, развивать умение ценить красоту природы, понимать её, заботиться о ней - воспитывать заботливое и бережное отношение к природе; Методы: рассказ, беседа, объяснение, практическая работа, работа с книгой. Ресурсы: аудиозапись звуков природы, нежной лирической мелодии, песни «Природа – наш дом» на слова А. Куклина, музыка Л. Зарицкой. Круг радости Учитель приглашает детей в круг радости и предлагает улыбнуться друг другу. – Сколько улыбок радостных и приветливых я вижу на ваших лицах! Давайте дружно скажем: Руку дружбы протяните, (дети подают руку соседу справа и слева) В глаза друг другу посмотрите. (повороты головы в одну и другую стороны) Пусть ЛЮБОВЬ в сердцах всегда звучит, (в воздухе обрисовывают сердце) Природа всех объединит! (все, взявшись за руки, поднимают руки вверх) Побеседуем – Ребята, подумайте над словами известного детского поэта С.Маршака: Человек, хоть будь он трижды гением, Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава, Не стыдитесь этого родства. Вам даны от вашего рождения Сила, стойкость, жизненность растений. – Как вы думаете, почему поэт сравнивает человека с растением? – Почему мы радуемся, улыбаемся распустившимся ландышам, смеемся, увидев, как малыш шлепает по лужам? – Какими качествами должен обладать человек, чтобы видеть и понимать красоту окружающей природы? – Может ли природа исцелить человека, поддержать его в трудный момент, вернуть ему силы? Как? Ответы детей. – Мы любим природу и называем ее ласково «Матушкой». Потому что она нас кормит, поит, ласкает и лелеет. Не зря говорят: «Человек – дитя природы». - Почему природу называют источником жизни? - Как вы думаете, существует ли язык растений и животных? – Как человек должен относиться к природе? Почему нужно охранять и беречь природу? – Как вы ощущаете свою связь с природой? Ответы детей. Прослушивание аудиозаписи. - Послушайте аудиозапись. Как она подействовала на вас? Расскажите о звуках, которые вы слышали в природе. Работа по учебнику. – Учитель читает текст «Лесной звон». Какие чувства вы испытывали при чтении рассказа? Вывод учащихся: Звуки природы благотворно действуют на состояние человека. Игра «Сорви яблоки» – Представьте, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на меня. Я покажу, каким образом вы можете их срывать. Видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите его на траву. Теперь медленно выдохните. То же самое делаем другой рукой. Инсценировка. Учитель раздаёт карточки и предлагает инсценировать несколько ситуаций. Изобразить диалог между деревом и птицей, морем и рыбой, речкой и лягушкой. Разговор персонажей должен отразить тревогу за сохранность живой природы, её обитателей. По завершении задания рекомендуется обсудить следующие вопросы: - Что вы чувствовали в роли того или иного героя? - На какие размышления натолкнула сыгранная вами роль? (Ответы учащихся) (На подготовку к выступлению можно выделить 2-3 минуты. Выступают желающие.) Наедине с собой. Учитель включает запись спокойной мелодии. - Сядьте поудобнее. Можете закрыть глаза. Я прочитаю вам небольшой рассказ, а вы попробуйте представить услышанное. Чтение рассказа. Чтение учителем рассказа «Улыбка Земли». - Кто хочет рассказать, какую картину он представил, о чём подумал, слушая рассказ? (Ответы учащихся) Выводы учащихся: Человек и природа – единый, взаимосвязанный мир. Важно научиться слышать и понимать природу. Творческая работа Работа в тетради задание 1. Звучит тихая спокойная мелодия. Учитель делит детей на три группы. Каждая группа получает задание – разработать план сохранения растительного и животного мира. – Подумайте, как и чем вы могли бы помочь животным, растениям и птицам, и напишите план помощи им. 1 группа – помогает деревьям и цветам; 2 группа – помогает водоемам; 3 группа – помогает животным, насекомым, птицам. По окончании работы каждая группа представляет свои планы. Дети других групп могут задавать вопросы команде, презентующей свой план. Например, «Как вы думаете, надолго ли хватит людям пресной воды на Земле?», «Как вы считаете, может быть, природе можно обойтись без ядовитых змей, птиц-кукушек?» Коллективная работа «Гимн природе» – Давайте подарим нашей природе необычный, но очень важный подарок – добрые слова-пожелания. Дети по очереди говорят пожелания. Учитель записывает их на ватман, в центре которого изображена планета Земля в виде коллажа на темы природы (растений, животных, пейзажей и т.д.) В конце урока все записи прочитываются под музыку. Получается своеобразный гимн природе. Домашняя работа – Возьмите интервью у родных или знакомых о том, как природа помогает человеку быть здоровым. (задание 2). Прочитайте в учебнике рассказ «Гранат и добрый мудрец» М. Скребцовой. Круг «От сердца к сердцу» Учитель приглашает детей в круг и предлагает обменяться мыслями об уроке, завершив фразой: «Я думаю, что природа наделила меня...». Например, «Я думаю, что Природа наделила меня умом, вниманием к людям, добротой» и т.д. – Завершим наш урок мы следующими словами: Берегите эту Землю, Эту воду. Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя! Звучит фонограмма песни «Природа – наш дом». Учитель с учащимися подпевают. | |
Просмотров: 3593 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|