Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Цель: познакомить учащихся с лекарственными растениями, способами их применения; формировать навыки бережного и внимательного отношения к природе; формировать стремление к активной практической деятельности охране окружающей среды. Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация. Предварительная подготовка: команды из 6 человек от каждого класса. Круг радости Приветствие учителя: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я! Послушаем Слайд №1 Есть просто храм, Есть храм науки, А есть ещё природный храм- С лесами тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. Слайд №2 Здесь в зарослях лесных, Где всё так с детства мило, Где чистым воздухом Приятно так дышать, Есть в травах и цветах Целительная сила Для всех умеющих их Тайну разгадать. Слайд №3 Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке И микстура и таблетки. 1. Конкурс «Загадочный». Слайд №4 . 1. Дышит и растёт, а ходить не умет (Растение). 2. Царства тёмные жильцы Ползут в разные концы, Неустанно влагу пьют, Всем растеньям жить дают (Корни). 3. Уселись на ветках весной пичужки И что – то лопочут при встрече друг дружке. Весной и летом сидят, не слетая, Зимой посмотришь – исчезла вся стая (Листья). 4.Я на розу так похож, Разве что не так хорош, Но зато мои плоды Всем пригодны для еды (Шиповник). 5. Подмигнёт тебе украдкой Из травы фонарик сладкий (Земляника). 6.С этих шариков пушистых Полетят парашютисты (Одуванчик). Стихотворение (читает ученица 3 класса). ОДУВАНЧИК Носит одуванчик Жёлтый сарафанчик. Подрастёт, нарядится В жёлтенькое платьице. Я.Нищева. 7. Каждый лист мой любит тропки У обочины дорог Но однажды добрым людям Раны вылечить помог. (Подорожник) 8. Стоят в поле сестрички: Золотой глазок, белые реснички. (Ромашка) 2. Игра «Добрые советы». Слайд № 5. Цветик-семицветик даст вам 7 добрых советов. Дети берут по одному лепесточку и угадывают, о каком растении идет речь. 1 лепесток - Отваром моют волосы. - Это хорошее кровоостанавливающее средство - Сон посылает больным. - Прекращает противную рвоту. - Про меня говорят, что я одна заменяю семь врачей. (КРАПИВА) 2 лепесток - Лечит раны, порезы. - Применяется от боли в желудке. (ПОДОРОЖНИК) 3 лепесток - Белые горошки на зеленой ножке. - Капли принимаются от сердечной боли. - Успокаивающее средство. (ЛАНДЫШ) 4 лепесток (слайд №) - Желтые глазки, белые реснички. - Применяется для полоскания горла при ангине. - Отваром моют волосы. (РОМАШКА) 5 лепесток (слайд №) Если кашель вас замучил, Воспаленье началось, Подружись со мной скорее, Я обещаю, все пройдет. (МАТЬ-И-МАЧЕХА) 6 лепесток (слайд №) - Мой настой пьют для профилактики, он очень вкусный и полезный - В нем содержится витамин С. (ШИПОВНИК) 7 лепесток (слайд №) Жар, головные боли, плохой аппетит. Выпей отвар моих листьев, Мгновенно забудешь о них. (БРУСНИКА) Игра со зрителями Сначала я задам вопрос, А вы над ним задумайтесь всерьёз Подумайте. Одно из двух – «Да» или «нет» - ответьте вслух. Коль вы находчивы, сполна Поможет рифма, но она Настолько хитрая у нас Что может с толку сбить подчас. Скажи: приветствуя рассвет, поёт ли сом усатый? (нет) - А рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать? (да) -А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (нет) -Ответь, а может резеда цвести в саду зимою? (нет) - А крокодил собрать букет из белых лилий может? (нет) - Верблюд способен, дай ответ, идти три дня без пищи? (да) -Тех, кто трудится всегда, в народе уважают? (да) -В конце спросить пришла пора: вам понравилась игра? (да) 3. Викторина «Про зелёные леса и лесные чудеса» Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево) Какое дерево цветёт позднее всех? (Липа – цветёт летом) Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота) Назовите самого прожорливого хищника планеты? (Стрекоза, т.к. за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама) Какие птицы весной бормочут “Куплю балахон, продам шубу”? (Косачи, тетерева – самцы, слова подобны в подражание его песни – бормотанию) Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (Птичьи гнёзда хорошо видны) Зрячие или слепые рождаются зайчата? (Зрячие) Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец) У какого зверя каждый день растут зубы? (У всех грызунов) Есть ли у комаров зубы? (Есть – 22) Какому животному поставлено 2 памятника? (Лягушке) Водятся ли в лесах носороги? (Да, жук-носорог) Трава от 99 болезней? (Зверобой) Разноцветные грибы? (Сыроежки) Дерево – символ России? (Берёза) Как называется гнездо белки? (Гайно) Какие детёныши рождаются “голыми”, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата) Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, моль) Какие растения являются хищниками для насекомых? (Росянка) Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник) Древесина какого дерева идёт на изготовление спичек? (Осины) Что можно использовать в лесу вместо чайного листа? А – листья лютика, Б – листья белены, В – листья земляники, Г – листья черники Составь из букв название профессии, связанной с природой и подчеркни лишнее слово. голеог злогоо кинатоб кардиогол Название какого первоцвета состоит из частицы, предлога, сторожевой будки? (не-за-будка) Название какого весеннего первоцвета состоит из 2 предлогов? (Мимо-за) Какие цветы носят человеческие имена? А - Иван – да Марья Б – Василёк В – Ромашка Г - Гвоздика 5. Как нужно собирать лекарственные растения? (на слайдах 33-36) Цветки - в начале цветения; Листья – перед цветением или в начале цветения; Корни и корневища – весной или осенью. Кору – весной, в начале сокодвижения. Все сырье собирают в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса. Сушить под навесом, избегая прямых солнечных лучей, разложив тонким слоем. Переворачивать во время просушки. Сценка «Белая черёмуха» (по З. Александровой) (девочка идёт и читает стихотворение) Девочка 1 (показывая на дерево) Расцвела черёмуха около ручья, На апрельском солнышке Ветками шепча. Лёгкая, как облако, Чистая, как снег. Радовался деревцу каждый человек. Приходили девочки Посидеть под ней. И могла цвести она Много – много дней. (проходят мимо две девочки) Девочка 2 (любуясь черёмухой) -Это чья черёмуха? Девочка 3 Да она ничья. Белая снегурочка Около ручья. (Идёт группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева) Девочка 1 Прибежали девочки, А снегурки нет Лишь в пыли валяется Вянущий букет. А была черёмуха Чистая, как снег, Радовался деревцу Каждый человек. Наедине с собой – Сядьте удобно. Если хотите, можете закрыть глаза. (Звучит спокойная музыка). – Представьте, что вы гуляете в заброшенном саду, в который никто не входил много лет. Вы решили позаботиться о саде. Сначала постарайтесь освободить его от старых листьев и упавших веток. Вы берёте грабли и начинаете приводить сад в порядок, заглядывая в каждый уголок, стараетесь придать всем растениям правильную форму. Потом вы начинаете сажать новые цветы и кусты, чтобы украсить сад яркими красками и необычными формами... В минуты отдыха вы слышите пение птиц, жужжание насекомых, журчание ручейка и наслаждаетесь тишиной. Вы чувствуете запах хвои, чистого воздуха, запах роз, жасмина, сирени... своих любимых цветов. В этом саду вы могли бы находиться еще долго, потому что вам здесь легко и спокойно. И вот пришла пора прощаться с садом, но вы знаете, что всегда сможете сюда вернуться. Вдохните еще раз воздух этого сада и скажите ему: «До свидания». Потянитесь и медленно откройте глаза. Читают дети: ►На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нами понято было едва ли. Беззаботно топтали мы их И безумно, безжалостно рвали. В нас молчало безумное «стой!» Нам казалось: всё мало, всё мало. А потом в толчее городской Мы охапки тащили устало. И не видели, как из – под ног Молчаливо, дыша еле - еле, обречёно глядел василёк, безнадежно гвоздики глядели. ►С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов И они глядят на нас с тобою. В час раздумий наших и тревог, В горький час беды и неудачи Видел я: цветы, как люди плачут И росу роняют на песок. ►Мы растенья эти знаем, Бережём и охраняем В КНИГУ Красную они Уж давно занесены. Мы их рвём не на потеху – Отнесём мы их в аптеку. Из даров лесного царства Люди делают лекарства. - Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы? Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно бережно (слайды 53-57): лотос, белая лилия, тюльпаны, ландыши. Круг «От сердца к сердцу» Учитель и дети обмениваются своими впечатлениями о мероприятии, начиная фразы с таких слов: «Сегодня я ухожу с урока с мыслью о том, что…». -Какие правила друзей природы мы вспомнили на этой полянке? Завершается урок словами: Мир, мир, мир везде, Мир в тебе, мир во мне! Свет, свет, свет везде, Свет в тебе, свет во мне! Любовь, любовь, любовь везде, Любовь в тебе, любовь во мне! | |
Просмотров: 3371 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|