Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

Урок в 5 классе "Красота души человека"
УРОК САМОПОЗНАНИЯ В 5 КЛАССЕ
Подготовила: учитель начальных классов
ГУ «Шеминовская средняя школа»
акимата Костанайского района
Колотий Е.В.
Тема: Красота души человека

Что может быть красивей человека? -
Лишь цветок.
Что может быть нежнее кожи? –
Лепесток.
Что может быть изящней стана? –
Тонкий стебелёк.
Но манит нас сильней души и сердца огонёк.
Р. Буркитбаева-Нукенова
Цель: расширять представление учащихся о внутренней красоте человека.
Задачи:
- раскрытие значения понятия «красота души человека»;
- развитие умения видеть красоту души человека, красоту его поступков;
- воспитание стремления к нравственно-духовному совершенствованию.

Ресурсы: красивая мягкая игрушка, слова «КРАСОТА ДУШИ ЧЕЛОВЕКА», «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ», лист ватмана с изображением сосуда, шкатулка с карточками, музыкальное сопровождение, цветные полоски для гирлянды, фото Пономарёвой С.В.(уважаемая жительница села).

Ход урока:
Круг радости.
- Поприветствуем друг друга в кругу улыбкой.
- Ребята, объясните, что значит «КРАСОТА»? (Это то, что нравится, приносит радость и т.д.)
Я предлагаю вам, передавая красивую мягкую игрушку, называть то, что красивого вы видите и знаете о своих одноклассниках (о каждом по кругу
– у тебя, Жаныбек, красивые глаза; у тебя, Ксюша, красивая душа…)

Вывод: _- Ребята, сейчас вы говорили о красивых качествах друг друга, понравилось? (мнение детей). Молодцы, что умеете видеть красивое в людях, это хорошо.

Поговорим…
- Скажите, вы говорили только о внешней красоте своих друзей? (нет)
-Что же, красота бывает разной? (да)

Рассказ учителя
- Я расскажу вам казахскую сказку «Две сестры».
У одного бая было две дочери. Одна, старшая, Клара, была красивая, да бойкая на язык. А другая, младшая сестра, Джамиля, скромнее была, хотя красавицей ее трудно было назвать.
А еще жила в этом селении старуха. Юрта ее была самой бедной, а одежда вся в прорехах. А от красоты ее былой ничего не осталось. Она не чуралась никакой работы, и все вырученные деньги посылала сыну, который уехал учиться в далекую страну.
Однажды, когда женщина шила одежду в доме сестер, Клара нечаянно, а может быть, нарочно, рассыпала бисер, которым старуха расшивала ей праздничный камзол.
Женщина сделала девушке замечание. А та раскричалась:
- Ты – жалкая, уродливая старуха! Как ты посмела в моем доме рот открывать? Ты даже не заслуживаешь того, чтобы я с тобой здоровалась!
А ее сестра, наоборот, помогла старухе собрать бисер и извинилась за грубость сестры. Но с тех пор старшая сестра перестала здороваться с бедной женщиной.
Однажды в аул на красивом коне в сопровождении других всадников въехал красивый, как солнце, джигит. Его одежда сверкала, расшитая жемчугом и золотом, а черные глаза сияли, как два алмаза. Нигде не останавливаясь, всадники направились прямиком юрте бедной старухи. Выбежала она навстречу и расплакалась от счастья.
- Здравствуй, мама, - сказал джигит ласково, - падишах, у которого я теперь служу советником, разрешил мне забрать тебя во дворец. Собирайся!
Старшая сестра, которая надела самую красивую одежду и первая прибежала к юрте старухи, хотела было первой поздороваться с красивым юношей, чтобы обратить внимание на себя. Но язык ее не повернулся, точно каменный стал.
Зато Джамиля, молчунья и тихоня, вдруг разговорилась, как соловей весной.
Старуха взяла за руку своего сына и подвела его к младшей из сестер, сказав, что это самая добрая, вежливая и работящая девушка на свете, лучшей невестки она бы себе не пожелала.
Сказано - сделано. На следующий день сын старухи прислал сватов к родителям Джамили, а еще через несколько дней сыграли свадьбу.
Говорят, что сын старухи и его жена Джамиля жили долго и счастливо, и у них было много детей.
Ты хочешь знать, что стало с грубиянкой Кларой?
Говорят, она все еще ждет богатого да красивого жениха, потому что так и не научилась говорить слово «Здравствуйте».
- Так какая бывает красота? (ответы детей)
- Внутренняя красота человека – его хорошие душевные качества, слова, поступки, умения и т.д. А каким словом ее можно назвать? (высказывания детей: доброта, отзывчивость и др.)
На доске появляется слово «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ».
-А это слово подходит? Как вы думаете, что оно означает?
-Как связаны эти слова – красота души и человечность? (высказывания детей).
Вывод: - Человечный и даже внешне не очень красивый человек всегда интересен и с ним хочется общаться.

Цитата
Один ученик читает эпиграф урока
Что может быть красивей человека? -
Лишь цветок.
Что может быть нежнее кожи? –
Лепесток.
Что может быть изящней стана? –
Тонкий стебелёк.
Но манит нас сильней души и сердца огонёк.
Р. Буркитбаева-Нукенова
• Как вы понимаете эти строки? (ответы детей)
Творческая деятельность
У Николая Заболоцкого есть такие строки:
Что такое красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде? (высказывания детей)
- Представьте, что душа человека – это сосуд (на доске рисунок кувшина). Я предлагаю вам наполнить этот сосуд качествами, которые делают душу красивой. (Из цветной бумаги дети вырезают цветы, улыбки, бабочек и т.д., записывают на них качества души и приклеивают на кувшин).
(звучит песня « Мы на свет родились…»)



- Мы наполнили сосуд души хорошими качествами. А в чём эти качества могут проявляться? (в словах, добрых делах, благородных поступках)
- На свете есть люди с красивой душой.

Рассказ гостя
- У нас в гостях Софронова Виктория Николаевна, она расскажет нам о таком человеке. (Рассказ о Пономарёвой Софье Васильевне, фото на доске).

Рассказы детей (домашнее задание)
- А вы, ребята, встречали таких людей? Расскажите о них!
(Дети представляют свои примеры красивых душой людей)
Чтение
В литературе тоже есть много примеров красивых поступков людей. Я прочитаю в нашем учебнике рассказ «Стакан молока», а вы послушайте и скажите, кто поступил красиво. (Ответы детей)
• Как вы понимаете выражение «Каждое доброе дело возвращается»? (ответы детей)

Наедине с собой (звучит тихая мелодия)
- А сейчас я предлагаю вам расслабиться и подумать, какое качество вы хотели бы развить в себе.
- Напишите это качество на цветной полоске. Из этих полосок мы сделаем гирлянду, чтобы наши желания сбылись.



Круг от сердца к сердцу.
«Шкатулка впечатлений» - по кругу из шкатулки каждый ребенок вытягивает листочек, на котором написано начало фразы, которую нужно закончить.
«Сегодня я понял, что красота…..»
«Я понял, что быть красивым, значит…..»
«Человечность – это ….»
«Сегодня мне понравилось…..»
«Сегодня я понял, что человечность ……»
«Думаю, что главное в человеке…..»


- Спасибо вам, за ваши высказывания и предлагаю вам закончить наш урок песней: «Если добрый ты»
«Если добрый ты»
(песня из м\ф «Про кота Леопольда»)

1. Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
2. Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
3. С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь с ними - веселей,
А когда наоборот – скучно.
Категория: Самопознание | Добавил: Elwik (2012-04-03) | Автор: Колотий Елена Викторовна E
Просмотров: 11171 | Комментарии: 3 | Теги: самоознание, сосуд души, человечность, красота души | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru