Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
УРОК САМОПОЗНАНИЯ В 5 КЛАССЕ Подготовила: учитель начальных классов ГУ «Шеминовская средняя школа» акимата Костанайского района Колотий Е.В. Тема: Красота души человека Что может быть красивей человека? - Лишь цветок. Что может быть нежнее кожи? – Лепесток. Что может быть изящней стана? – Тонкий стебелёк. Но манит нас сильней души и сердца огонёк. Р. Буркитбаева-Нукенова Цель: расширять представление учащихся о внутренней красоте человека. Задачи: - раскрытие значения понятия «красота души человека»; - развитие умения видеть красоту души человека, красоту его поступков; - воспитание стремления к нравственно-духовному совершенствованию. Ресурсы: красивая мягкая игрушка, слова «КРАСОТА ДУШИ ЧЕЛОВЕКА», «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ», лист ватмана с изображением сосуда, шкатулка с карточками, музыкальное сопровождение, цветные полоски для гирлянды, фото Пономарёвой С.В.(уважаемая жительница села). Ход урока: Круг радости. - Поприветствуем друг друга в кругу улыбкой. - Ребята, объясните, что значит «КРАСОТА»? (Это то, что нравится, приносит радость и т.д.) Я предлагаю вам, передавая красивую мягкую игрушку, называть то, что красивого вы видите и знаете о своих одноклассниках (о каждом по кругу – у тебя, Жаныбек, красивые глаза; у тебя, Ксюша, красивая душа…) Вывод: _- Ребята, сейчас вы говорили о красивых качествах друг друга, понравилось? (мнение детей). Молодцы, что умеете видеть красивое в людях, это хорошо. Поговорим… - Скажите, вы говорили только о внешней красоте своих друзей? (нет) -Что же, красота бывает разной? (да) Рассказ учителя - Я расскажу вам казахскую сказку «Две сестры». У одного бая было две дочери. Одна, старшая, Клара, была красивая, да бойкая на язык. А другая, младшая сестра, Джамиля, скромнее была, хотя красавицей ее трудно было назвать. А еще жила в этом селении старуха. Юрта ее была самой бедной, а одежда вся в прорехах. А от красоты ее былой ничего не осталось. Она не чуралась никакой работы, и все вырученные деньги посылала сыну, который уехал учиться в далекую страну. Однажды, когда женщина шила одежду в доме сестер, Клара нечаянно, а может быть, нарочно, рассыпала бисер, которым старуха расшивала ей праздничный камзол. Женщина сделала девушке замечание. А та раскричалась: - Ты – жалкая, уродливая старуха! Как ты посмела в моем доме рот открывать? Ты даже не заслуживаешь того, чтобы я с тобой здоровалась! А ее сестра, наоборот, помогла старухе собрать бисер и извинилась за грубость сестры. Но с тех пор старшая сестра перестала здороваться с бедной женщиной. Однажды в аул на красивом коне в сопровождении других всадников въехал красивый, как солнце, джигит. Его одежда сверкала, расшитая жемчугом и золотом, а черные глаза сияли, как два алмаза. Нигде не останавливаясь, всадники направились прямиком юрте бедной старухи. Выбежала она навстречу и расплакалась от счастья. - Здравствуй, мама, - сказал джигит ласково, - падишах, у которого я теперь служу советником, разрешил мне забрать тебя во дворец. Собирайся! Старшая сестра, которая надела самую красивую одежду и первая прибежала к юрте старухи, хотела было первой поздороваться с красивым юношей, чтобы обратить внимание на себя. Но язык ее не повернулся, точно каменный стал. Зато Джамиля, молчунья и тихоня, вдруг разговорилась, как соловей весной. Старуха взяла за руку своего сына и подвела его к младшей из сестер, сказав, что это самая добрая, вежливая и работящая девушка на свете, лучшей невестки она бы себе не пожелала. Сказано - сделано. На следующий день сын старухи прислал сватов к родителям Джамили, а еще через несколько дней сыграли свадьбу. Говорят, что сын старухи и его жена Джамиля жили долго и счастливо, и у них было много детей. Ты хочешь знать, что стало с грубиянкой Кларой? Говорят, она все еще ждет богатого да красивого жениха, потому что так и не научилась говорить слово «Здравствуйте». - Так какая бывает красота? (ответы детей) - Внутренняя красота человека – его хорошие душевные качества, слова, поступки, умения и т.д. А каким словом ее можно назвать? (высказывания детей: доброта, отзывчивость и др.) На доске появляется слово «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ». -А это слово подходит? Как вы думаете, что оно означает? -Как связаны эти слова – красота души и человечность? (высказывания детей). Вывод: - Человечный и даже внешне не очень красивый человек всегда интересен и с ним хочется общаться. Цитата Один ученик читает эпиграф урока Что может быть красивей человека? - Лишь цветок. Что может быть нежнее кожи? – Лепесток. Что может быть изящней стана? – Тонкий стебелёк. Но манит нас сильней души и сердца огонёк. Р. Буркитбаева-Нукенова • Как вы понимаете эти строки? (ответы детей) Творческая деятельность У Николая Заболоцкого есть такие строки: Что такое красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? (высказывания детей) - Представьте, что душа человека – это сосуд (на доске рисунок кувшина). Я предлагаю вам наполнить этот сосуд качествами, которые делают душу красивой. (Из цветной бумаги дети вырезают цветы, улыбки, бабочек и т.д., записывают на них качества души и приклеивают на кувшин). (звучит песня « Мы на свет родились…») - Мы наполнили сосуд души хорошими качествами. А в чём эти качества могут проявляться? (в словах, добрых делах, благородных поступках) - На свете есть люди с красивой душой. Рассказ гостя - У нас в гостях Софронова Виктория Николаевна, она расскажет нам о таком человеке. (Рассказ о Пономарёвой Софье Васильевне, фото на доске). Рассказы детей (домашнее задание) - А вы, ребята, встречали таких людей? Расскажите о них! (Дети представляют свои примеры красивых душой людей) Чтение В литературе тоже есть много примеров красивых поступков людей. Я прочитаю в нашем учебнике рассказ «Стакан молока», а вы послушайте и скажите, кто поступил красиво. (Ответы детей) • Как вы понимаете выражение «Каждое доброе дело возвращается»? (ответы детей) Наедине с собой (звучит тихая мелодия) - А сейчас я предлагаю вам расслабиться и подумать, какое качество вы хотели бы развить в себе. - Напишите это качество на цветной полоске. Из этих полосок мы сделаем гирлянду, чтобы наши желания сбылись. Круг от сердца к сердцу. «Шкатулка впечатлений» - по кругу из шкатулки каждый ребенок вытягивает листочек, на котором написано начало фразы, которую нужно закончить. «Сегодня я понял, что красота…..» «Я понял, что быть красивым, значит…..» «Человечность – это ….» «Сегодня мне понравилось…..» «Сегодня я понял, что человечность ……» «Думаю, что главное в человеке…..» - Спасибо вам, за ваши высказывания и предлагаю вам закончить наш урок песней: «Если добрый ты» «Если добрый ты» (песня из м\ф «Про кота Леопольда») 1. Дождик босиком по земле прошел, Клены по плечам хлопал. Если ясный день – это хорошо, А когда наоборот – плохо. 2. Слышно, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны. Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот – трудно. 3. С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно. Если песни петь с ними - веселей, А когда наоборот – скучно. | |
Просмотров: 11171 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|