Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
КГУ СОШ №11 Жарасова Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Каждый ребенок - это особый мир, и познать его могут только те родители, которые умеют вместе со своим ребенком разделить детские радости и тревоги, успехи и огорчения. Воспитание современного ребенка требует от родителей терпения, любви, душевных сил и времени. Главными качествами родителей, которые так необходимы детям, являются гуманность, доброта и родительский такт. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств человека. Родители остро нуждаются в педагогическом просвещении. Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что его основой являются шесть принципов общения родителей с детьми, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание может быть примерно таким : Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовством и материнским авторитетом. Принять ребенка - значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. Принятие - это сохранение у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей - это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Не менее значимым чувством для ребенка является любовь. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Дети, с которыми общаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо. Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на потом. Если у взрослых нет времени на общение с ребенком сегодня, то выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является признание ими своего малыша. Признание ребенка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребенка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Миссия родителей состоит в том, чтобы научить ребенка брать ответственность за свои поступки на себя. Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Авторитетность родителей в глазах ребенка - это желание ребенка говорить родителям правду. Авторитетность родителей состоит в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда. Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, проявление ответственности, доступность родителей собственному ребенку - понятия прямо пропорциональные. Чем больше времени родители проведут со своим малышом в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отчем доме. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей. Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов почувствовать по отношению к себе проявления терпения и терпимости в старости. В своей работе с родителями чаще использую нетрадиционные формы: родительские чтения, родительские вечера, тематические, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы, часы откровения, тренинги, ринги. Индивидуальные консультации особенно необходимы в первом классе, чтобы ребенок лучше пережил адаптацию в школе. Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Это праздник общения, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь. Темы вечеров следующие: Будущее моего малыша. Каким я его вижу. Праздники нашей семьи «Можно» и «нельзя» в нашей семье. Вечер воспоминаний. Наказание и поощрение в нашей семье. Как научиться говорить спасибо своему ребенку. В последнее время достаточно эффективной формой стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка. (Тренинги провожу совместно с психологом школы). Хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания и провести ревизию своего педагогического арсенала задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Темы рингов: Плохие привычки - наследственность или влияние социума? Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка? Можно ли ребенка наказывать собственным домом? Трудности урока. В чем они состоят? Очень полезной и необходимой формой работы являются родительские чтения. Эта форма дает возможность родителям не только слушать лекции педагога, но и самим изучить литературу по проблеме. Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, по-иному взглянуть на своего ребенка и свое отношение к нему. 1 класс: Мудрость народных пословиц и поговорок о воспитании. 2 класс: В.Сухомлинский о воспитании мальчиков и девочек. 3 класс: Детские шалости во взрослой жизни. По материалам периодической печати. 4 класс: Мудрость родителей. В чем ее сущность? (Книга А Лопатиной и М. Скребцовой «32 беседы по семейному воспитанию в школе») Маленький школьник может жить, учиться и полностью раскрыть свои способности только в обстановке доброты и взаимопонимания, товарищества. Именно такая атмосфера должна быть в классе с первых дней пребывания ученика и такая же атмосфера доброжелательности, доверия и теплоты должна быть в семье. | |
Просмотров: 1177 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|