Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
[size=19]Интерактивное общение на уроках «Самопознания»[/size] Учитель химии и биологии Помазанова Надежда Николаевна Пришел однажды Хаджа в свой приход и обратился к прихожанам: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Нет», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать»,- сказал Хаджа и ушел. На следующий день Хаджа снова пришел в приход и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Знаем», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать», - сказал Хаджа и снова ушел. На третий день пришел Хаджа и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» И ответили прихожане: «Часть людей знает, а часть - нет». «Тогда пусть те, кто знают, расскажут тем, кто не знает», - и ушел. Выбирая ту или иную форму проведения урока самопознания, учитель руководствуется своими профессиональными личностными принципами, учитывая при этом возрастные, личностные особенности, темперамент детей и их готовность к восприятию. В процессе экспериментальных уроков мы нашли такую форму, как использование на всех типах уроков интерактивного общения через упражнения, разминки, приветствия, игры, тренинги и т.д. Главное достоинство этих форм в создании доброжелательной атмосферы и ситуации успеха для учащихся. Сторонники инновационного подхода в образовании считают, что основой современного образования должны являться не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности. К основным методом обучения следует отнести интерактивное общение. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо или с чем-либо. Таким образом, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Роль педагога и учащегося меняется в интерактивном общении: учитель перестает быть центральной фигурой и главным источником информации; роль учителя - определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся; он консультант, помощник при серьезных затруднениях; учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися; источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ. процесс обучения во многом идет через проживание опыта. Итак, с чем может взаимодействовать учитель или ученик? Учитель - Ученик Учитель - Компьютер - Ученик Учитель - Интерактивная доска (локальный ресурс) - Ученик Учитель - Интернет (внешний ресурс) - Ученик Интерактивная доска соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Инструментарий, заложенный в ИД позволяет использовать доску как экран, как монитор, Многие учителя предметники разрабатывают свои приемы работы с ИД на основе, например таких инструментов, как: ПЕРО – как обычная ручка, есть выбор цвета, толщины, типа линии. КАРТИНКИ – установить рисунок из папки ЗВУКО - и ВИДЕОФАЙЛЫ + инструменты ИД Положительные моменты интерактивного общения Интерактивное общение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще. Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Интерактивное обучение позволяет проявляться творческому базису личности, так как активизирует внутренние ее механизмы. Интерактивное общение имеет суммарный эффект: на фоне адекватного программе освоения знаний формируются умение сотрудничать, продуктивность которого характеризуется изменением стратегии взаимодействия, включенности учащихся в учебное взаимодействие и характера группового взаимодействия; коммуникативная компетентность, характеризуемая изменением стиля общения, осознанности барьеров общения, характера решения коммуникативных задач; толерантность, характеризуемая принятием Других, что обеспечивает полноту и адекватность общения в различных ситуациях. Один из эффективных приемов интерактивного общения — опосредствование. Смысл его заключается в вовлечении школьников в интересную внеучебную деятельность с целью воспитания у них тех социальных интересов, запросов и вку¬сов, которые заменят примитивные развлечения и дадут им возможность испытать радость труда, творчества создадут оп¬тимистический настрой, укрепят веру в свои силы, что поло¬жительно скажется на их взаимоотношениях с учителями, то-варищами, на учебе и дисциплине. /Исследовательская деятельность 7 «А» класса «Семья это ценность или оковы»/ Опосредствование — в некотором роде универсальный прием. Он успешно может применяться к учащимся обоего пола и разного возраста. Прием особенно эффективен по отношению к учащимся флегматического и холерического темперамента. Подстановка перспективы. В этом приеме педагог, учиты¬вая естественное желание ребёнка получить ра¬дость, удовольствие, ставит перед ним несколько постепенно усложняющихся задач, ведет их от более увлекательной пер¬спективы к менее увлекательной, таким образом, привлекая их незаметно к выполнению работы, казавшейся раньше скуч¬ной, неинтересной, и воспитывая дисциплинированность, трудолюбие, другие ценные качества. Например: Инсценировка. В этом приеме школьник самостоятельно прорабатывает рекомендованный педагогом материал и гото¬вит выступление перед товарищами или разыгрывает сценку. Инсценировка — один из эффективнейших приемов. Чув¬ства, возникающие у подростка в созданной педагогом психо¬логической ситуации, подталкивают его на осмысление и пра¬вильную оценку, а значит и перестройку своего поведения. Переключение. С целью установления высокой дисципли¬ны на занятиях и правильных взаимоотношений со школьни¬ками необходима высокая требовательность педагога, ни в коем случае не переходящая в педантизм. В случае нарушений дисциплины, нежелания выполнять задание старшего часто целесообразно отвлечь ученика, переключить его внимание и деятельность на новое занятие, другую работу и, таким обра¬зом, побороть негативизм, добиться нормальных взаимоотно¬шений с учащимися или учебной группой. Педагогическое подключение. Опытный педагог часто опи¬рается на помощь активистов из своего класса, лучших вы¬пускников школы, известных достижениями в труде родите¬лей учащихся, героев художественной литературы и т.п. Вос¬питывает занимающихся на их положительном примере. Применяя педагогическое подключение, надо помнить, что пример рассказанный действеннее, чем прочитанный. Эмоциональная передача при¬ближает героя к ребятам, делает его пример ярче, усиливает желание вести себя так же, как он. В своей работе мы определили для себя несколько форм интерактивного общения: - тренинги, учебные дискуссии, игры. Тренинги Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам. Тренинг направлен на развитие у учащихся не только эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности в этой области. Учебная дискуссия Под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается развития в сфере духовной жизни. Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной группе. Игра Игра – неотъемлемая часть жизни любого человека. С помощью игры можно снять психологическое утомление и языковой барьер. В процессе игры между участниками урока возникают доверительные отношения и, как следствие, откровенный разговор по теме урока. Преимущество любой игры – это коллективная форма сотворчества. Главное достоинство игры – создание доброжелательной атмосферы и ситуации успеха для учащихся. На уроках «Самопознания» со всеми возрастными группами были апробированы многие игры и упражнения. Наиболее эффективные, на наш взгляд, собраны в методическую копилку учителей, которыми они могут с вами поделиться. Таким образом, главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы. В процессе работы накоплен следующий материал: «Методическая копилка внеклассных мероприятий», «Копилка творческой деятельности по предмету». Собран папочный материал по темам: «Упражнения для уроков самопознания», «Круги радости», «Минутки тишины наедине с собой», «Разминки», «Игры для уроков самопознания». Осуществляется мониторинг личностно – профессионального роста учителей предмета «Самопознание», мониторинг «Родители в нравственно-духовном воспитании детей», мониторинг внедрения предмета. Нами разработаны шесть правил организации интерактивного общения на уроках «Самопознания»: 1. Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). 2. Правило второе. Психологическая подготовка участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к "непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика. 3. Правило третье. Обучающихся не должно быть много. Ведь важно, чтобы каждый был услышан. 4. Правило четвертое. Физический комфорт. Класс должен быть подготовлен с таким расчётом, чтобы ученикам было легко пересаживаться для работы и они имели возможность общаться как друг с другом, так и с педагогом. 5. Правило пятое. Толерантность. Важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д. 6. Правило шестое. Добровольность. Влияние изучения курса «Самопознание» на отношения в семье. Переход общества на рыночную экономику изменил все стороны жизнедеятельности современной семьи. Экономическая нестабильность, озабоченность большинства родителей проблемами материального выживания, самоустранение их от проблем нравственного и личностного развития ребёнка негативно сказывается на воспитание детей. Проблемы семьи волнуют и самих детей. При выявлении ценностных ориентаций учащихся 7-9 классов было выявлено, что на одно из первых мест дети ставят спокойную обстановку в семье и недостаточную любовь и внимание родителей. С этой целью нами была проведена первичная диагностика по выявлению характеристик семейного обихода (жбу, возраст родителей, количество членов), реальные возможности семьи (образовательный уровень, занятость), степень дезорганизации семейных связей (полные и неполные, количество членов). На основании чего составляется «Социальный портрет семьи». Проведённое исследование дало толчок к осмыслению ситуации. 33 % учащихся воспитываются в неполных семьях 46 % родителей имеют среднее и незаконченное среднее образование, следовательно невысок и материальный достаток. Каждая десятая семья состоит на внутришкольном учёте как малоимущая. По субъективным данным 76 % родителей являются официально безработными. Важная задача школы организовать педагогическое взаимодействие для активизации участия родителей в воспитании своего ребёнка. И начали мы это взаимодействие с необычного на первый взгляд подхода – формирования и развития родительского авторитета в глазах детей. И как следствие, повышение самооценки родителей. Акцент делается на вовлечение семьи в развитие личностных качеств ребёнка через домашние задания, при выполнении которых необходимо сотрудничество ребёнка с родителями. В идеале, при изучении курса «Самопознание» родители и дети должны стать ближе и понятней друг другу. При подготовке ребёнка к занятиям по предмету «Самопознание» только 32 % родителей совместно обсуждают пройденный материал, а 68 % доверяют своему ребёнку самостоятельно готовится к урокам. В то же время, 57 % родителей отмечают, что их дети стали здороваться с другими детьми и взрослыми, 29 % родители отметили, что их дети стали желать членам семьи спокойной ночи, 41 % отмечают возросшее проявление участия детей к ним, заботу, внимание, 16 % родителей обратили внимание на то, что дети стали слушаться. Данные результаты подтверждают, важность и необходимость предмета нравственно – духовном развитии личности ребёнка. В заключении хотелось бы привести слова Жака Саломе: «Лучший подарок, который мы можем сделать ребёнку – это не столько любить его, сколько научить его любить самого себя». [size=22] | |
Просмотров: 4335 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|