Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР! ЖИВИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ урок 25. Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Фёдор Тютчев, русский поэт Цель: расширять представления учащихся о ценности природы как источника жизни. Задачи: - углублять понимание взаимозависимости человека и природы; - развивать эмоционально-чувственное восприятие природы; - воспитывать заботливое и бережное отношение к природе. Ресурсы: слайды о природе под музыку, нежной лирической мело¬дии, песни «У природы нет плохой погоды» Круг радости Показ слайдов о природе под тихую музыку Учитель приглашает детей в круг радости и предлагает улыбнуться друг другу. – Сколько улыбок радостных и приветливых я вижу на ваших лицах! Давайте дружно скажем: Руку дружбы протяните, (дети подают руку соседу справа и слева) В глаза друг другу посмотрите. (повороты головы в одну и другую стороны) Пусть ЛЮБОВЬ в сердцах всегда звучит, (в воздухе обрисовывают сердце) Природа всех объединит! (все, взявшись за руки, поднимают руки вверх) Беседа Проводится по вопросам, представленным в учебнике: 1. Почему природу называют источником жизни? 2. Как вы думаете, существует ли язык растений и животных? 3. Как люди могут понимать язык природы? 4. Общаетесь ли вы с природой? Когда это происходит? Цитата: - Человек и природа - единый, взаимосвязанный мир. Важно научиться слышать и понимать природу. Задание - Прочитайте текст. Расскажите о звуках, которые вы слышали в природе. Как они подействовали на вас? Лесной звон У лесного ручья неожиданно раздались звуки. Кто-то забренькал, зазвонил в колокольчик. Да так настойчиво — и днем звонит, и ночью звонит! Это ягода-смородина. Густо зарос ручей смородиновым кустом; в тени ягоды налились крупные, прозрачные, будто из красного стекла. Только никто не знает про них, никто не берет... Стали ягоды отваливаться от кисто¬чек, падать в ручей. И каждая так звонко бренькала, будто нарочно старалась выбить дробь позвонче. Чем чаще падали ягоды, тем сильней звонил колокольчик, тем настойчивей созывал всех к ручью. И кто слышал звон и приходил - набирал полные корзины спелой смородины. (Ответы учащихся) — Звуки природы благотворно действуют на состояние человека. Инсценировка ( работа в поре) Учитель раздает фотографии животных, предлагает от имени животных рассказать об отношении к человеку. Например, белка рассказывает о своей пользе, какая она хорошая , заканчивает рассказ вопросом – почему меня не любит, обижает человек. Далее можно предложить тигр, стрекозу, веточка вишни, и т. д. Разговор персонажей должен отразить тревогу за сохранность живой природы, ее обитателей. По завершении задания рекомендуется обсудить следующие во¬просы: • Что вы чувствовали в роли того или иного героя? • На какие размышления натолкнула сыгранная вами роль? (Ответы учащихся) (На подготовку к выступлению можно выделить 2-3 минуты. Выступают желающие.) Наедине с собой Учитель включает запись спокойной мелодии. - Сядьте поудобнее. Можете закрыть глаза. Я прочитаю вам небольшой рассказ, а вы попробуйте представить услышанное. Улыбка Земли Когда-то давным-давно наша Земля была пустынным косми¬ческим телом, не было на ней ни растительности, ни зверья. Мир Земли был бесцветно-серым и пустым. И вот однажды задумал Творец оживить Землю. Рассыпал он по ней несметное множество семян жизни и попросил Солнце обогреть их своим теплом и светом, а Воду — напоить их живительной влагой. Солнце принялось согревать посеянные семена жизни, Вода - поить, но они все не всходили. И, подумав, Творец понял, что они не захотели приходить в мир, где не было красок. Тогда Творец повелел Радуге подняться над Землей и украсить ее своим разноцветьем. И над планетой повисла, разгораясь нежными красками, высокая переливчатая Радуга. Втроем, Радуга, Солнце и Вода задумали подарить Земле новый наряд. Солнце с любовью выткало полотно для наряда теплыми золотыми лучами. Небо добавило красивой вышивки из синевы всех оттенков. А Радуга подарила Земле добрые улыбки всех цветов радости. И превратились эти улыбки в цветы. С тех пор все земные полянки, луга и сады улыбаются людям разноцветными цветами-улыбками. Одуванчики - золотистыми улыбками счастья. Гвоздики - алыми улыбками радости. Колоколь¬чики - сиреневыми улыбками любви. Каждый день то тут, то там на Земле появляются все новые и новые цветы-улыбки, создавая на ней Радугу, подарившую им свои краски. - Кто хочет рассказать, какую картину он представил, о чем по¬думал, слушая рассказ? (Рассказы учащихся) Упражнение ( индивидуальная работа. Учащиеся выполняют задание 1 в тетради.) Звучит тихая спокойная мелодия, под которую учитель предла¬гает детям выполнить задание: - Представьте себе, что люди научились понимать язык птиц и животных, язык живой природы. Подумайте и напишите, что изменилось бы в нашей жизни? Что изменилось бы в природе? Выступают желающие - Прочитайте стихотворение О.Григорьевой и нарисуйте иллюст¬рацию к нему. О. Григорьева Лесное царство Доверчива природа и щедра. И, несмотря на выдумки прогресса, Волнует всех рассветная пора И светлая незащищенность леса. Ему, как другу, руку протяни. И он тебе ответит, словно другу, Когда зачтешь в число своей родни И муравья, и малую пичугу. Слепое всемогущество оставь. Давно ль заботой землю окружили? Пойми язык лесных цветов и трав. Мы все живые, значит, не чужие... И прыгнет белка прямо на плечо, Не ведая обмана и коварства. Что защитит лесное это царство? Наверно, доброта. А что ещё? Обобщение — Природа — источник жизни, радости и красоты. Какое время года: Зима. Что изменяется в природе? (учитель вешает зимний пейзаж: метель, вечер, охапки снега на деревья, морозное утро, прилет снегирей, дети лепят снеговика). С каждой иллюстрацией дети рассказывают о настроение, об изменении в природе, что нужно делать и как человек может помочь. Да и зимой наша планета очень красивая. Творческая деятельность Звучит фонограмма песни «У природы нет плохой погоды» А давайте согреем ее нашими улыбками и пожеланиями. Создадим такой уголок природы где всем будет очень хорошо вместе жить. (Оформление коллажа на доске цветами, листочками, птицами, животными. На этом фоне учитель рисует большое Дерево - жизни только ствол и веточки.) 7. Круг «От сердца к сердцу» - Я предлагаю вам оживить дерево листочками, на которых вы напишите и произнесёте пожелания всем приглашённым и друг другу. Вслушайтесь в строчки стихотворения «Человек». Учитель читает стихотворение. А. Шеффер Человек ...Ты, человек, люби природу, Хоть иногда ее жалей. В увеселительных походах Не растопчи ее полей! Не жги ее напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую: Нас много, а она одна! Домашнее задание - Расспросите родных, знакомых и напишите историю о том, как человек относится к природе. | |
Просмотров: 6004 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|