Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Взаимодействие школы, семьи и общественности в духовно- нравственном воспитании учащихся. C 1 сентября 2011 года повсеместно во всех учреждениях образования начал преподаваться новый предмет «Самопознание», который бесспорно, является одним из практических ответов на возникшую потребность поиска новых подходов к развитию личности ребёнка, к его нравственно- духовному воспитанию. В наше время проблема духовно- нравственного воспитания определяется как одна из приоритетных в системе образования Республики Казахстан. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. Модернизация национальной системы образования, необходимость и важность которой подчеркивает Президент в своем Послании, должна быть направлена на то, чтобы сделать личность успешной, самостоятельно мыслящей, принимающей решения в условиях выбора, ответственной за судьбу страны, конкурентоспособной не только в пределах своей страны, но и в мировом сообществе. Процесс самооценки, самопознания человеком себя чрезвычайно сложен. Иногда, прожив целую жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря уже о понимании окружающих. Тем более трудна эта задача для него в то время, когда он как личность проходит период своего становления. Духовность заложена в человеке изначально. Она заметно проявлена в детском возрасте, когда малыши с удовольствием поют, рисуют, хорошо чувствуют природу и любят родителей не за «что-то», а просто Любят. Замечено, что вопросы, которые не в силах решить взрослые порой каким- то непостижимым образом открываются детям. Выходит, ребёнок – вовсе не «пустой сосуд»! И напрасно взрослые считают своим долгом непременно что –то в него «запихать», методом диктата, навязывая ему свой жизненный опыт. А вот ещё один пример потрясающей детской философии. Мальчику 7 (семи) лет рассказали случай о том, как врачи спасли ребёнка, который долго находился в состоянии клинической смерти. Ребёнок выздоровел, но полностью потерял память. Но что спросил мальчик, услышавший эту историю от взрослых? Он давно привык к чудесам науки и как будто даже не удивился спасению ребёнка. Его беспокоило другое. «А что, он всё-всё забыл и даже то, что он человек?»- вот такой «не взрослый» вопрос был задан малышом. А каждый ли взрослый помнит, о том, что он человек, и почему тот же ребёнок, взрослея, утрачивает богатство своей души? Почему становится частью толпы, озабоченный проблемой пропитания и готовой ради этого унижать другого? Что с ним происходит?! Ответ на этот вопрос есть. Его дают мудрецы, пророки. Учителя человечества.… Ищут ответ на этот нелёгкий вопрос и сами дети. Видео «Быть Человеком». Учащиеся 11 класса брали интервью у жителей нашего города, обсуждали, что значит быть человеком. А потом, на уроке дискутировали о влиянии современной действительности на формирование мировоззрения личности. И хочется отметить, что вопросы морально – этического плана волнуют современных старшеклассников, никто из них не остался равнодушным на этом Уроке человечности. Сегодня встаёт задача поставить дело образования так, чтобы лидером стал каждый. По крайней мере, для самого себя. Чтобы каждый ребёнок, встав взрослым, был способен решать сам свои жизненные проблемы. И если ему удастся научиться решать свои проблемы, то будет намного легче научиться решать проблемы государственные. Поэтому как никогда важно формирование жизнестойкой, жизнеспособной личности. Основной смысл уроков самопознания – развивать у детей желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях, воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться. С этой целью на уроках часто учителями используется рассказ - притчи на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Ведь каждый из нас хочет, чтобы вокруг были добрые, умные, здоровые и счастливые люди. Счастливая жизнь делает человека незаметно, но неизменно успешным. Дети – оценка всей нашей жизни, её смысл и продолжение. И нам необходимо воспитать детей добрыми, умными, здоровыми и счастливыми. Когда это будет достигнуто, тогда и мир вокруг нас будет таким. Музыка Юноша и морские звезды Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца. - Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик. Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес: - Толк есть для этой морской звезды. И если, наши воспитанники задумаются над такими извечными человеческими ценностями Вера, Надежда, Любовь, у них появятся более широкие понятия о красоте души, радости, уважении, дружбе, желание творить добро, быть милосердными. Не это ли главный результат? Ещё одним позитивным настроем в начале урока может стать Круг радости, который создаёт атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищенности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности, что позволит каждому ребёнку ощутить собственную значимость. Пожалуй, ни один предмет в школе не дает таких широких практических навыков по формированию опыта нравственного поведения в учебных и жизненных ситуациях как самопознание. И ещё, как театр начинается с вешалки, так предмет самопознания начинается с места проведения, когда всё вокруг должно располагать к восприятию и созданию благоприятного психологического климата. Оформление учебного кабинета «Самопознание» выполнено с учетом содержания предмета, призванного содействовать гармоничному становлению личности: озеленение и предметы интерьера (ковер, мягкая мебель, телевидеоаппаратура, светильники и др.) Наличие в учебном кабинете условий позволяет разделить его на несколько условных зон: зону психологической разгрузки, для активной работы, для выполнения проектных (письменных, графических) работ. Слайды . В школе выделена целая рекреация перед кабинетом, способствующая эмоциональному настрою учащихся и педагогов. Здесь же проводится круг Радости и Добра, коллективные игры. Здесь же с удовольствием проводят ребята и перемену. Поскольку предмет «Самопознание» является стержнем и инструментом нравственно-духовного образования, то обнаруживается его интеграционный, объединяющий характер. В соответствии с этим нами реализуется интеграция предмета «Самопознания» с другими компонентами образовательной системы, прежде всего учебными предметами и внеклассной воспитательной работой. Что в итоге способствовало, проведению в школе для учителей начальных классов и самопознания городского семинара «Современный урок через призму нравственно- духовного образования». Было проведено 8 интегрированных урока (русский язык, математика, познание мира, ана т., дуние тану) и 2 внеклассных мероприятий (занятие кружков). Творческое сочетание парных форм работы способствует эмоциональному насыщению урока, снижает стрессовость учебного процесса. На семинаре присутствовало более 60 учителей школ нашего города. Отзывы о семинаре были освещены на страницах СМИ: газеты «Ұстаз»(№3, март 2011) и «Ертіс өнірі» (2011, 2 наурыз) «Наше дело», на телеканале «Казахстан Семей», Радио 7, а также учителя школы и дети участники семинара были приглашены на программу ТВК 6 «Атқан таңға ақ тілек». Слайд городской семинар «Современный урок через призму нравственно- духовного образования». Дополнительно к урокам «Самопознания» в нашей школе была проведена декада «Самопознание – уникальный источник, познания». Было запланировано и проведено ряд мероприятий. В том числе, среди учащихся 5-11 классов был проведен фотоконкурс «Я и мир вокруг». Ребята приносили фотографии из личных фотоальбомов на данную тематику. Дети - чистые создания, они любят мир, видят в нем красоту и ощущают себя его частью, что и показала наша фотовыставка. На конкурсе рисунков «Во имя жизни» учащиеся 1-4 классов выразили свое детское видение доброты. На их рисунках много солнца и жизни, часто присутствуют мир природы и родители. Слайд папки фото «Я и мир вокруг меня» Введение в школьную программу нового предмета по формированию у детей духовно-нравственного воспитания вызвало интерес и у родителей, поэтому при проведении в режиме он - лайн для учителей города урока самопознания в 11 классе по теме «Семья – основа общества» были приглашены и родители учащихся. Они также активно и заинтересованно участвовали на всех этапах урока, высказывали своё мнение и делились опытом семейного воспитания. В процессе проведения от учителей города получили много положительных отзывов, мнений, пожеланий. А 4 ноября в 10 классе урок в режиме он – лайн проводился для учителей самопознания ВКОбласти по теме «Любовь необъяснима, как мир необъясним». Работа учителей по реализации модели нравственно – духовного образования, а также ознакомления широкой родительской общественности по внедрению предмета Самопознания освещается как на страницах периодической печати, также и на местном телевидении. Учителя школы делятся опытом своей работы : • На сайте педагогического журнала Казахстана «Коллеги» опубликованы разработки следующих учителей: Бектембаевой С. Ф. 5 класс классный час по теме «Самопознание – это жизнь в гармонии с самим собой» (февраль 2011г), Журсумбаев Е.К. урок – диспут «Конфликт. Пути разрешения конфликта» (январь 2011). • В республиканском журнале «Средняя школа» опубликована моя статья «Массовое внедрение предмета самопознание в учреждениях Республики Казахстан» (в №10, 2011) • Результатом работы за по преподаванию предмета самопознания стал выпуск методического пособия с разработками уроков по 4 основным направлениям: «Познания человеком самого себя», «Человек и общество», «Человек и окружающий мир», «Духовный опыт человечества». Слайд • А учащиеся и их родителей свои мнения об уроках самопознания могут высказывать на страницах Книги Отзывов, который издаётся второй год. Слайд (чтение Отзыва) С целью формирования у общественности города и у детей целостной системы позитивного мировоззрения, а также воспитания казахстанского патриотизма и ознакомления родителей и жителей нашего города с новым предметом Самопознания в августе 2011 на одной из центральных площадей нашего города, на площади им М.О. Ауэзова, был проведён флешмоб по теме «Планета Земля - наш общий дом», где были запущены ярко-жёлтые воздушные шары. Символ жизни, солнца, света и просто хорошего настроения, а также исполнен национальный танец «Каражорга». В флешмобе приняли участие около 1000 человек: родители, учащиеся, учителя и жители города. Видеофильм «Флешмоб» На мой взгляд, эти слова В. А. Сухомлинского будут созвучны теме моего выступления: «Я не один год думал, в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего, что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой». | |
Просмотров: 3778 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|