Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

Социально-психологическая адаптация ребенка в приемной семье
Защита прав детей является одним из приоритетных направлений работы современной психологической службы. Реализация поручения президента Казахстана, создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях, привело к формированию нового семейного пространства – приемной семьи. Специфика приемной семьи в том, что она берет на себя обязательства по воспитанию ребенка, принятого извне, оставшегося без опеки и заботы кровных родителей, имеющего свое прошлое, не связанное с данной семьей.
Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает серьезными преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать формирование интересов и склонностей. Дети, воспитывающиеся в специальных учреждениях, сильно отстают в овладении такими основными умениями, как умение сидеть, стоять и ходить, если у них нет возможности тренироваться в этом. Почти при полном отсутствии стимулирования извне наблюдается запаздывание не только в моторном развитии, но и в развитии речи, социальных навыков и эмоциональной экспрессии.
В течение последних лет ежегодно огромное количество детей попадают в категорию оставшихся без родительского попечения, и, хотя большая часть берется под опеку близкими родственниками, примерно треть становятся воспитанниками детских домов и школ-интернатов. Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В Казахстане существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.
Свой дом и нормальные условия жизни для ребенка могут создать приемные родители. В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и социальный опыт семейного взаимодействия. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семь, что важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей.
Родителям необходимо понимать, что воспитание приемных детей отличается от воспитания родных, несмотря на то, что задачи воспитания и родных, и приемных одинаковы. Знание психологии ребенка, умение педагогически правильно выстраивать с ним отношения позволят наиболее успешно принять его в семью, избежать конфликтов и проблем. Ситуации, с которыми сталкиваются семьи, нередко нуждаются в квалифицированной помощи психологов (а иногда и психиатров) для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, его адаптации, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом.
Приемные родители часто сталкиваются с трудностями, одной из основных причин является недооценка значения процесса адаптации ребенка и взрослого к создаваемой системе семейных отношений.
Адаптация является самым ответственным этапом вхождения ребенка в семью. От того, как быстро он сформирует новые отношения, будет зависеть дальнейшее развитие его личности. Адаптация приемного ребенка и членов новой семьи носит проблемный характер, как на личностном, так и социальном уровне.
Термин «адаптация» – в широком смысле понимается как приспособление к окружающим условиям и происходит от позднелатинского «adaptation» (приспособление, прилаживание). Ребенку, принятому на воспитание в приемную семью, необходимо в достаточно короткий срок адаптироваться к особенностям конкретной семьи, усвоить ее историю, культуру, социальные нормы и моральные ценности. В результате социальной адаптации ребенок должен получить представления об особенностях функционирования не только семьи, но и всего общества.
Процесс адаптации ребенка-сироты к условиям приемной семьи связан с изменением самого ребенка, его мировосприятия, с активным приспособлением его к новым социальным условиям. В свою очередь, ребенок на подсознательном уровне стремится оказать сопротивление этим изменениям, в результате чего в приемной семье могут возникать психологические барьеры взаимодействия, затрудняющие нормальное развитие семейных отношений.
1.2. Этапы адаптации ребенка в приемной семье

Адаптация ребенка в новой семье проходит через ряд этапов, сопровождающихся теми или иными кризисными явлениями, происходящими в семье.
Первая стадия адаптации
Первую стадию адаптации можно было бы назвать «идеализированные ожидания», как у ребенка, так и у патронатных родителей. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают идеализированный образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой семье еще сохраняется, а к новой пока не сформировалась. Приспособление к смене требований и правил требует значительных усилий, в результате чего возникают «установочные» конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребенка и семьи друг к другу.
Сам ребенок, попадая из обстановки детского дома в семью, переживает достаточно выраженный кризис и начинает бессознательно сопротивляться изменениям, которые от него требует среда.
Кризис проявляется в виде различных вариантов отклоняющегося поведения (чаще всего асоциальных поступков), отмечается также эмоциональная дезадаптация в виде депрессивного состояния. Рисунок его поведения начинает напоминать «гадкого утенка» из сказки Г.Х. Андерсена в эпизоде, когда среди холода и стужи люди принесли его в теплый дом, а он от испуга перевернул все вверх дном и был за это выброшен обратно на улицу.
Достаточно часто в первые дни после размещения дети требуют, чтобы их отвезли обратно в детский дом. Подобное желание может быть продиктовано смесью разных чувств. Это и боязнью полной зависимости от малознакомых людей, и стремление сохранить контроль над ситуацией («я решаю, где мне быть» – потребность в безопасности), и проверка отношений («действительно ли я вам так нужен, что вы сможете меня удержать»), наконец, ребенок может соскучиться по людям, которые о нем заботились.
Родителям необходимо уточнить у ребенка, хочет ли он съездить в гости или «насовсем», потом предложить подумать до утра, а утром сказать ему, что «теперь твой дом – здесь, и мы хотим, чтобы ты жил с нами, и мы тебя никуда не отдадим, а в детский дом мы съездим в гости через несколько дней, чтобы навестить твоих друзей и показать им твои новые фотографии».
Особое внимание следует уделить ознакомлению детей с бытовой обстановкой нового места жительства. В условиях детского дома дети лишены возможности обучиться пользоваться электробытовыми и газовыми приборами. Эти приборы вызывали повышенный интерес у всех детей, что становилось постоянной угрозой безопасности семьи.
Еще одной особенностью этой стадии является чрезмерное, даже ревностное использование местоимения «моё» – «моя комната», «моя собака», ребенок с наслаждением произносит личные местоимения: после коллективной жизни у него появились личные вещи. В то же время отношение детей к этим объектам характеризуется безразличием и небрежностью.
Для того чтобы сгладить возможные проблемы, объяснить их причины и упростить ребёнку привыкание к семье и её укладу необходимо помнить:
1. У ребёнка был жёсткий режим, старайтесь его не сразу и не сильно менять. Выясните, какой режим был для этого ребёнка в учреждении. Какие реакции проявлял он при изменении режима, а также, какие тенденции в нарушении режима были характерны для этого ребенка. Если ему нравилось засыпать позже остальных, то пусть у вас дома режим сместится в эту сторону, но не сильно.
2. Выясните предпочтения в еде, чем он питался, не настаивайте, если ребёнок будет отказываться от каких-то ценнейших на ваш взгляд продуктов, например рыбы, фруктов, зелени. Не беспокойтесь, со временем он всё это начнёт есть сам.
3. Не стоит вываливать на него горы новых игрушек, не обязательно они вызовут у него бурю восторга, маленького ребёнка непривычные игрушки могут и напугать. Попросите у воспитателей взять с собой игрушку, к которой он больше всего привык. Постарайтесь воссоздать в доме какие-то элементы, знакомые ему по учреждению и создающие у него ощущение знакомого и приятного.
4. Не перегружайте ребёнка эмоциональными впечатлениями. Первое время ограничьте встречи с другими взрослыми и детьми. Гости и родственники вполне могут подождать неделю-две, пока ребёнок немного адаптируется и почувствует себя в доме увереннее.
5. Устраните новые для ребёнка резкие и громкие звуки, сильные запахи. Вынесите из его комнаты сильно пахнущие растения, косметические средства.
6. Если у вас есть домашние животные, будьте особенно аккуратны и постарайтесь, чтобы знакомство произошло плавно и в доброжелательном ключе, при хорошем настроении всех участников процесса.
7. Если что-то ребёнку особенно нравится в еде или удовольствиях, не старайтесь выдать это всё сразу и в максимальных количествах. Принцип «один раз и до отвала» здесь не срабатывает, но может привести к серьёзным расстройствам или аллергическим реакциям у ребёнка. Умеренность и постепенность в это время для ребёнка гораздо важнее мер по компенсации обделённости его в чём - либо.
8. Не спешите к увеличению познавательных нагрузок. Старайтесь не перегружать ребёнка на самом первом этапе, необходимо, чтобы ребёнок почувствовал себя в доме защищённым, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны, её и так у ребенка будет предостаточно. Даже более старших детей, как бы вам не хотелось дать им возможно больше и скорее, не торопитесь перегружать новыми впечатлениями. Совершенно не обязательно совершать дальние прогулки или поездки в клубы, музеи и на праздники. Позвольте им сначала достаточно ознакомиться с домом.
9. Не надейтесь, что ребёнок сразу выкажет положительную эмоциональную привязанность, скорее он будет ярче проявлять беспокойство в ваше отсутствие.
10. Первое время старайтесь быть с ребёнком как можно чаще вместе, разговаривайте с ним, обращаясь «глаза в глаза». Говорите с ним о том, что ему интересно, внимательно слушайте всё, что он рассказывает, но старайтесь резко не реагировать на страшные рассказы, нецезурные слова. Не останавливайте его, если он рассказывает ужасы своей прежней жизни, играет в игры, где представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день. Проявите терпение. Лечит время, внимание и любовь.
Вторя стадия адаптации
Затем наступает вторая стадия – так называемая стадия «Вживания», или собственно адаптации. Семейная система находится в стадии движения к новому сбалансированному состоянию, в новом составе.
Эта стадия характеризуется становлением новой системы норм и правил поведения в условиях приемной семьи. Выполнение необходимых действий, требований, не свойственных ребенку в предыдущий период его жизни, а также возникающие неожиданные препятствия вызывают у него гнев и протестное поведение.
Для второго этапа адаптации характерен кризис взаимоотношений. Семьи лицом к лицу сталкиваются с проблемами усыновления часто совсем не похожими на те, которые они предполагали увидеть. Некоторые приемные родители начинают ощущать свою беспомощность или огорчение по поводу того, что у них в семье появился совсем не такой ребенок, какого они себе представляли.
Взрослым очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил как можно более гладко. В действительности же, в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений. Приходится в той или иной степени менять первоначальные планы. Никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть.
Приемным родителям может показаться, что хорошего и милого ребенка вдруг словно подменили. Он перестает слушаться, ведет себя не так, как хочется взрослым. В такой момент приемные родители могут испугаться, не совершили ли они ошибку? Правильно ли сделали, что взяли этого ребенка в семью?
На этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как:
• фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности;
• чувство беспомощности или чувство зависимости;
• чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность;
• отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т.п.
В эти месяцы часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек ребенка.
Здесь нужно отметить, что подобные ситуации – это закономерный процесс. Причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно.
Для того чтобы сгладить адаптацию ребенка, родители должны научиться управлять его поведением. В этом помогут следующие рекомендации.
1. Учитесь наблюдать за тем, на что способен ребенок и как он себя ведет.
Наблюдение поможет вам оценить, как идет развитие ребенка, вовремя заметить те или иные сбои, проблемы в его поведении.

2. Старайтесь различать личность ребенка и его поведение.
Помните: нет плохих детей, а есть неприемлемое поведение. Оценивать старайтесь не личность, а поступок, дело, поведение. Не говорите: «Ты хороший мальчик, девочка», лучше скажите, что вам понравилось в его поведении. «Мне понравилось, как ты сегодня аккуратно сложил игрушки», «Спасибо, помог мне убраться», или «Мне не понравилось, что ты разбросал свои вещи», таким образом избегая общих оценочных суждений: «Ты хороший», или «Ты неряха», фиксируйте внимание ребенка на конкретных результатах его действий, поступков.
Как можно чаще выражайте одобрение желаемому поведению ребенка. Это необходимо для самоутверждения и укрепления веры в себя.
3. Устанавливайте понятные детям правила поведения.
Всем детям нужна дисциплина. Она помогает детям оставаться в разумных границах и поднимает самооценку, помогая ребенку соответствовать ожиданиям окружающих.
4. Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми.
Все взрослые и каждый ребенок неповторимая личность. У каждого – свой темп и планка развития. Сравнивать разных детей нельзя, можно сравнивать только с самим собой - сегодня я сделал лучше или хуже, чем вчера. Принимайте ребенка таким, какой он есть, он неповторим.
5. Уделяйте постоянное внимание ребенку.
Общаясь с ним, старайтесь находиться с ним на одном уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на вас снизу вверх. Разговаривая с ребенком, чаще приседайте перед ним, чтобы общение происходило «глаза в глаза». Держитесь ближе к ребенку, старайтесь не повышать голос. Внимательно выслушивайте ребенка, при этом смотрите на него, глазами и мимикой реагируйте на его слова.
6. Умейте помогать, поддержать в нужную минуту.
Если ребенок начинает новое дело, надо стараться создавать благоприятные условия для достижения успеха и предвидеть возможные сложности. Например, когда он хочет научиться перелезать через препятствие, незаметно поддержите; старается поймать мяч, выберите такое расстояние, чтобы он смог это сделать.
7. Старайтесь чаще ставить ребенка в ситуацию выбора и принятия собственного решения.
В ситуации выбора можно добиться, чтобы ребенок сделал то, чего не хотел делать сначала, Например, если нужно чтобы он съел кашу, а он этого не хочет, спросите: «Тебе положить пять ложек каши или семь?» Но не предлагайте выбора там, где его нет. Если нужно идти гулять не спрашивайте: «Ты пойдешь гулять или останешься дома?» Спросите лучше: «Где мы с тобой будем гулять - на пруду или в парке?» Поддержите, если он предлагает свой вариант прогулки.
8. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить.
Обобщая все вышесказанное, можно составить следующую схему управления поведением ребенка:
1. Чёткие, доступные правила.
2. Пример правильного поведения.
3. Внимание к ребёнку.
4. Похвала и поддержка.
5. Последовательность в действиях.
6. Предотвращение проблем.
7. Разъяснение последствий ребёнку.
Об успешном преодолении трудностей этого адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего облика ребенка: изменяется выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, чаще появляется улыбка, смех. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, «расцветает». Неоднократно было отмечено, что после удавшегося усыновления у детей начинают расти «новые» волосы (из тусклых они становятся блестящими), исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез, очевидна прибавка в весе.
Приемный ребенок не может и не должен замещать ранее умершего ребенка в семье, или не найденного вовремя мужа одинокой женщины, он не может выполнять роль вечно благодарного за усыновление существа или постоянно соответствовать ожиданиям приемных родителей, которые отрабатывают на нем свои педагогические и воспитательные способности.
В конфликтном общении взрослого и ребенка ответственность лежит на взрослом.
Категория: Самопознание | Добавил: Ласточка (2012-10-02) | Автор: Карлыгаш Кенжибаева E
Просмотров: 3519 | Комментарии: 1 | Теги: приёмная семья, адаптация, самопознание | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru