Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Урок 1: В единстве с природой Цель: углубление представлений учащихся о красоте и единстве человека и окружающего мира. Задачи: - раскрыть значение ценностного отношения человека к природе; - развить ценностную мировоззренческую позицию; - воспитывать ценностное, толерантное отношение к природе. Круг радости СВОЙ КРАЙ Люблю свои леса и воды, Не изменяю им душой, Но коль немного есть свободы, Увидеть можно мир большой. Всегда живущее стремленье, Пленяет, как мечта, краса, Душе подарят вдохновенье Чужие воды и леса. Безмерно можно любоваться Красотами в ином краю, Но верным своему остаться: Леса и воды в нём люблю. Беседа 1. Как вы понимаете выражение «в единстве с природой»? 2. В чем смысл ценности природы для человека? 3. Понимает ли современный человек природу? В чем это проявляется? 4. Возможно ли восстановить и сохранить добрые отношения человека с природой? Как? 5. Каково, на ваш взгляд, будущее природы? 6. Как вы думаете, что является бесценным в природе? Притча «Что ценнее всего?» Позвал однажды царь трех своих сыновей и попросил их: - Найдите мне самое ценное, что есть между небом и землей. Поклонились сыновья отцу и отправились в путь. Вскоре вернулись они домой. Созвал царь мудрецов и велел сыновьям рассказывать, что они принесли. Старший сын принес золотую статуэтку и сказал: - Самое ценное на земле – золото. Без него любой царь бессилен, с ним любой человек может стать царем. Средний сын принес горсть земли и сказал: - Самое ценное, что есть у людей, - это земля. Она дает нам пищу, на ней мы возводим дома. Без земли царь – не царь, но любой человек, имеющий много земли, может стать царем. Младший сын принес стакан воды и сказал: - Без этой жидкости нет жизни на земле. Без еды человек может выжить несколько недель, без воды он погибнет через несколько дней. Долго все думали, кто же из сыновей прав, но так и не решил. Тут встал один старик и говорит: - Напрасно ты, царь, посылал своих сыновей так далеко. Царю необходимо золото, но только человек может добыть его и обработать. Земля дает нам все, но только человек может посадить семена и собрать урожай. Вода бесценна для жизни, но только человек умеет добывать воду из глубины земли. Царь не может быть царем без людей, даже если он будет обладать несметными богатствами. Человек – самое ценное, что есть между небом и землей. Так сказал мудрец, и все с ним согласились. Вопросы: • Почему царь попросил своих сыновей найти самое ценное на земле? • Приведите пример какой-либо ситуации из жизни, в которой ясно видно, что человек – самое ценное, что есть между небом и землей. Минутка тишины Учитель предлагает учащимся сесть поудобнее и прислушаться к звукам природы, для чего включает аудиозапись. Задание Один из детей – водящий, остальные получают карточки с рисунками разных зверей. Дети должны найти сходства между собой и тем или иным зверем, а водящий доказывает, что в человеке все качества развиты намного больше. Например: белка делает запасы, но белка не может сделать столько разнообразных запасов, сколько человек. Слон может таскать бревна, а человек изобрел машины, способные перевозить сотни бревен. Цитата «Я сорвал цветок – и он завял. Я поймал жука – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте можно только сердцем». Павел Твудослав Домашнее задание Нарисуйте любимый уголок природы. Расскажите о нем так, чтобы в нем захотелось побывать вашим одноклассникам. При составлении рассказа опирайтесь на вопросы: 1. Как выглядит это место в разное время года? 2. Какие деревья и цветы растут в вашем любимом уголке природы? 3. Как часто вы проводите свое время в любимом уголке природы? 4. О чем вы думаете или мечтаете в вашем любимом уголке природы? Чтение Диалог с природой Хочу побыть наедине с тобою, Чтоб состоялся молчаливый диалог. Хочу послушать я сегодня, Что мне нашепчет ветерок. Что скажет нежная трава, Что скажут мудрые деревья. Что скажет желтая листва, Что ей сказать прикажет ветер. Прохладной, мягкою струей Коснется рук моих рука. Задумчиво качнется дуб И на меня посмотрит свысока. И ноги обожжет роса Своим дыханием прохладным. И жаворонок в небеса Мои мечты несет собратьям. Благодарю природу-мать За то, что так великодушна, За то, что может нас принять, За то, что может нас послушать. Все эти травы и цветы, Река и небо голубое, Стрекозы, пчелы, соловьи Об этом шепчут мне сегодня. Круг «От сердца к сердцу» Учитель читает стихотворение посвященное человеку. Человек, хоть будь он трижды гением, Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава, Не стыдитесь этого родства. Вам даны от вашего рождения Сила, стойкость, жизненность растений. С. Маршак Заканчиваем урок фразой: «Я думаю, что природа наделила меня…» Урок 2: В единстве с природой Цель: углубление представлений учащихся о красоте и единстве человека и окружающего мира. Задачи: - раскрыть значение ценностного отношения человека к природе; - развить ценностную мировоззренческую позицию; - воспитывать ценностное, толерантное отношение к природе. Круг радости Руку дружбы протяните, (подать руку соседу справа и слева) В глаза друг другу посмотрите, (повороты головой в стороны) Пусть любовь в сердцах всегда звучит, (приложить руку к сердцу) Природа всех объединит! (взявшись за руки, поднять вверх) Проверка домашнего задания Учащиеся размещают свои рисунки в специально отведенном для этого месте. Целесообразно заслушать нескольких учащихся, изобразивших свои впечатления о природе. Беседа: - Могут ли растения и животные общаться с человеком? - Как люди понимают их язык? - Может ли природа исцелить человека? - Может ли человек изменить окружающий его мир? - Что значит бережно относиться к природе? Цитата урока: Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф. Тютчев. — Согласны ли вы с поэтом, что у природы есть душа? Почему? Цитата «Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам». Михаил Пришвин - Какой смысл заключен в этих словах? Чтение Ученик в наушниках принял сигнал с другой планеты. «Внимание! Внимание! Мы жители далёкой планеты Плутон, обращаемся к вам. На нашей планете наступила экологическая катастрофа: идут кислотные дожди, сточные воды попадают в водоёмы, погибла вся рыба. Горят леса. Кислорода становится всё меньше и меньше. Погибают растения и животные. Помогите нам спасти планету! Надеемся, что разум победит». Учитель предлагает ребятам оказать помощь жителям планеты Плутон. — Ребята, перед нами стоит ответственная задача. Необходимо помочь жителям далёкой планеты Плутон. Учитель предлагает детям разделиться на группы и придумать фантастический проект, с помощью которого можно помочь жителям планеты. Первая группа составляет проект по очистке воды и почвы. Вторая группа составляет проект по защите растений и животных. Третья группа составляет проект по очистке воздуха. Творческая работа Учитель раздает детям плакаты, маркеры разных цветов. Дети составляют свои проекты и защищают их. Беседа 1. Как вы думаете, подобная проблема существует на нашей планете? 2. Можно ли с уверенностью сказать, что сегодня человек живёт в гармонии с природой? 3. Как вы думаете, можно ли восстановить гармоничные отношения человека с природой? 4. Попробуйте представить, что может произойти с природой лет через десять, если человек будет продолжать свои губительные действия? Рефлексия Учитель отмечает, что сегодня природа нуждается в защите и заботе, раздает детям контуры детских рук и предлагает написать на них, что бы они сделали по защите окружающей среды. Ребята выходят к доске, читают то, что они написали на контуре рук и располагают на доске по кругу, в виде цветочка. Учитель обращает внимание детей на то, что своими руками они вырастили такой прекрасный цветок. Пусть цветы вечно цветут на нашей земле и радуют нас. Кроссворд Ребята, давайте разгадаем кроссворд. А помогут вам в этом деле загадки о природе. Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи… Нет опоры для ноги. Ответ: Болото Сам не видит и не слышит, Ходит, бродит, рыщет, свищет. Кто навстречу попадется – Обнимает и дерется. Ответ: Ветер Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! Ответ: Вода С высоты большой срываясь, Грозно он ревет И, о камни разбиваясь, Пеною встает. Ответ: Водопад Носит бабка снежную шапку. Каменные бока закутаны в облака. Ответ: Гора На дворе переполох: С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У нее теперь ангина. Ответ: Град Кто всю ночь по крыше бьет, Да постукивает, И бормочет, и поет Убаюкивает? Ответ: Дождь В белом бархате деревня - И заборы, и деревья. А как ветер нападет, Этот бархат опадет. Ответ: Иней Только за окошком Попустил мороз, Потекли сосульки Бусинками слез. Ну, а ты, дружочек, Отвечай теперь – Под моим окошком Что звенит? … Ответ: Капель Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем! Ответ: Лес Летит огненная стрела. Никто ее не поймает: Ни царь, ни царица, Ни красная девица. Ответ: Молния Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. Ответ: Воздух Круг «От сердца к сердцу» Учитель передают детям встать в круг и передать глобус с пожеланиями. Например: «Я передаю в твои руки этот хрустальный земной шар. Хочу, чтобы на нашей Земле всегда был чистым и прозрачным воздух,… чистая вода, не погибли животные, растения от кислотных дождей, не прекращали пение птицы и т. д.». Учитель читает строки из стихотворения «Давайте будем беречь!» Елены Васюковой: Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нет. Развеем над нею и тучи и дым, В обиду её никому не дадим! Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. Украсим всю Землю садами, лесами, Такая планета нужна нам с вами. | |
Просмотров: 5704 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|