Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Цель урока: углублять представления учащихся о нравственных качествах человека. Задачи: раскрыть значение понятий «совесть человека», «благородство», «честь»; развивать, творческие способности, стремление жить в ладу с совестью; воспитывать такие качества, как честность, правдивость. Оборудование: Цветик-семицветик, карточки с вопросами, «кирпичики». Круг радости: «Теплая пушинка» В одной сказочной стране, которая называется «Страна теплых пушинок», все люди очень любили дарить пушинки друг другу. Как только они встречали друг друга, то сразу же доставали теплую пушинку из мешочка и дарили ее. Это означало: «Я рад встрече с тобой; ты очень хороший; я тебя очень люблю…». Пушинка мягкая, теплая, разноцветная, и ее приятно держать на ладошке. Каждый человек, который получал в подарок пушинку, сразу же чувствовал тепло, внимание и заботу. – Фея Любви прислала мешочек с теплой пушинкой для каждого из вас. Воспитатель раздает пушинки, сделанные из кусочков синтепона, ваты, мишуры, пуха и прочих мягких материалов. – Каждую пушинку нужно согреть в ладони и прошептать ей нежные и ласковые слова любви. Если подарить пушинку со словами любви, она станет волшебной. Воспитатель предлагает подарить пушинки друзьям с добрыми пожеланиями. Цитата урока Учитель обращает внимание на цитаты урока: «Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью». Лев Толстой, русский писатель. «Без совести и при большом уме не проживёшь». Максим Горький, русский писатель. • Как вы понимаете смысл этих выражений? • Знаете ли вы людей, о которых можно сказать «честный, совестливый человек»? • Как вы понимаете значение слова «совесть»? (Ответы учащихся). Даются определения: Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (С. Ожегов.) Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутренне сознание добра и зла; тайник души, в котором открывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине, прирожденная правда. (В.И.Даль.) Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вам вашему, близкому другу (подруге) или родственнику сказали неправду, обманули? (Дети рассказывают). Скажите, а какие чувства вас охватили в этот момент? (Дети описывают свое состояние). Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы детей). - А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обманули кого-либо? (Ответы детей). - А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети могут не отвечать, а промолчать). - Есть одно очень важное правило: “Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе”. - Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас, заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением. Игра “Цветик – семицветик” (На каждом лепестке цветка написано слово, “срывая” лепесток, ребята придумывают ситуацию, когда это слово может быть использовано или читают стихотворение о нем). Стыд, честность, справедливость, лень, доброта, лживость, воспитанность. Задание: выберете из данных слов и дополните качества человека, который - Как вы считаете, кому легче живется? Почему? (ответы детей) *Сложение пословицы из слов: “В ком стыд, в том и совесть” *Чего по-вашему стоит стыдиться в жизни? (Карточки с вопросом и ответами) 1- физических недостатков; 2- неблагополучных поступков; 3- поношенной, но аккуратной одежды; 4- невежества; 5- своей внешности; 6-бездушного отношения к окружающим. Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело. Чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Если да, то каким образом? Эта работа ума и сердца. Происходит в деятельности, в поступках, в размышлении о своем поведении. Чтение рассказа «Испытание учителя» А. Кунанбаев, применяя прием «рассказ с остановкой». (Чтение рассказа с 83) Вопросы: - Объясните, как вы понимаете слова: «Моё Я всегда наблюдает за мной. - Можно ли назвать поступок мальчика благородным? - Что такое благородство? Благородство – проявление высокой нравственности, соединенной самоотверженностью и честностью. Инсценирование «Что труднее?». Учитель предлагает детям разделиться на две группы и каждой разыграть следующую ситуацию: Из-за слишком активных игр в доме дети разбивают вазу с цветами и проливают воду на коврик, хотя взрослые предупреждали, что дом не место для игры с мячом. Учитель предлагает детям найти выход из этой сложной ситуации. Каким способом - они должны подумать сами. Роли распределяются при помощи известных детям считалочек. Дети показывают подготовленные сценки. • Что сделать легче – сказать правду или солгать? • Что вы чувствуете, когда говорите правду? • Что вы чувствуете, когда обманываете? (Ответы детей). Творческая деятельность Давайте выберем кирпичики с названием тех качеств, с помощью которых будем воспитывать в себе Совесть и построим домик, куда будем заходить, когда почувствуем, что мы не правы. Дополним их своими личными( каждый ребенок пишет на листе бумаги главное качество «Совести») Честность Обида, ссора, драка Доверие друг к другу Взаимо-понимание Забота о других Грубость Преданность,верность Радость и улыбка Теплота Сочувствия Справед-ливость Жадность Щедрость,доброта Чуткое отношение друг к другу Умение прощать Умение видеть хорошее Круг «От сердца к сердцу» Учащиеся исполняют песню «Дорога добра» под фонограмму. Сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова Дорога добра Спроси у жизни строгой: Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра? Идти за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, 2 раза Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра! Забудь свои заботы, Падения и взлеты. Не хнычь, когда судьба ведет Себя не как сестра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо… 2 раза Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра! Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов! Не забывай, что это жизнь – Не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: 2 раза Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра! | |
Просмотров: 4974 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|