Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Внеклассное мероприятие Карагандинская область Абайский район СОШ им. П.П. Корниенко п. Топар Жаринова Виктория Валерьевна учитель самопознания Внеклассное мероприятие 10-м класс. Тема: «В семейном кругу». Цель: углубление представлений учащихся о ценности семьи. Задачи: - расширить знание учащихся о семье, взаимопонимании в семье, семейном счастье; - развить умение проявлять ответственность в семейных отношениях; - воспитать внимательное, уважительное отношение к родным и близким. Сегодня пойдет речь о путях достижения и взаимопонимания, умения ценить своих близких, быть к ним внимательными и терпимыми. И эпиграфом нашего мероприятия будет следующее стихотворение: Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтобы про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! Прослушав стихотворение, ответьте на следующие вопросы. Вопросы к учащимся. 1. Что для вас значит семья? 2. Почему так важно иметь семью? 3. Из кого может состоять семья? 4. Кто может быть главой семьи? 5. Из кого состоит ваш семейный круг? 6. Что значит здоровая семья? 7. Как вы понимаете пословицу «Мой дом – моя крепость»? Просмотр видео «Дети говорят о семье». Вывод: здоровье семьи не в количестве ее членов, а в качестве отношений между ними. Работа в группах (уч-ся делятся на 3 группы при помощи собирания картинок). Выполнения задания. Задание №1. 1 группа. Прочитайте письмо отца. В чем состоит проблема, обозначенная в письме? Приходилось ли вам в жизни сталкиваться с подобными проявлениями непонимания между отцами и детьми? Расскажите об этом. «Ничего дети не дают, кроме неприятностей, преждевременных инфарктов, старения. Самолюбивые эгоисты, они зачисляют своих 35-40-летних родителей в штат стариков, кои обязаны забыть о личной жизни и жить единственно для блага наследышей. К родителям – ни привязанности, ни почтения. Подрастают наследнички, и чем дальше, тем хуже: «Дай! Купи! Не лезь с советами!» 2 группа. Прочитайте воспоминания « об отце». В чем счастье этой семьи? « Когда вспоминаешь отца, детство, это всегда хорошие, яркие воспоминания: поездки на дачу, общение за достарханом с друзьями, родственниками, соседями, рассматривание фотографий всей семьей, собирание тюльпанов в степи ранней весной, ожидание отца из командировки в аэропорту, катание по родному городу на нашем автомобиле, беседы всей семьей в детской… Главное, что наши родители не просто вырастили нас. Они нас воспитали. Словами, делами они учили нас быть честными, порядочными, образованными, преданными семье, работе, стране». 3 группа. Прочитайте письмо от пожилого человека. В чем он видит родительские упущения? Почему возникает непонимание между родителями и детьми? Что вы ответили бы автору письма? «Я умом и чувством преклоняюсь перед умной, красивой семьей, но, увы, такой на жизненном пути не встречал. Мы росли, учились в школе, закончили институты и были в основном готовы к общественно-трудовой деятельности. Но далеко не все были подготовлены к роли отцов и матерей, к тому, как лучше исполнять важнейшее человеческое назначение. Знания свои мы добывали ценой проб и ошибок, конфликтов и потерь. Пока учились – выросли дети, которым нам уже трудно «преподавать» уроки этики, благородства хотя бы потому, что их взгляды сложились, сформировались в процессе наших поисков. И теперь они воспроизводят наши ошибки». Задание №2. В следующем задание, которое вы делали дома вам представилась возможность осмыслить свои отношения с близкими в семье. Сейчас вам представиться возможность познакомить нас с членами своей семьи, рассказать об увлечениях, способностях ваших близких. Кого все по праву считают главой семьи? Что объединяет всех членов вашей семьи? Рассказать о самых ярких событиях из жизни вашей семьи. Что вы открыли для себя в родных в эти минуты, как изменились ваши отношения? Учащиеся с каждой группы выступают по желанию с заранее приготовленной презентацией о своей семье. - Здоровьесберегающая технология (физминутка). Задание №3. Задание касается взаимоотношений со старшими членами семьи: бабушками и дедушками. 1. Рассмотрите ситуацию. Ответьте на вопрос автора. Нередко внуки знают столько, сколько бабушке (да и дедушке тоже) и мыслью не объять. Есть у него другие ответчики по всем жизненно важным вопросам, обладающие более широкой эрудицией и абсолютным авторитетом: книги, газеты, журналы, телевидение, Интернет, наконец – весь этот могучий арсенал просвещения, который аккумулирует общечеловеческий, а не узкосемейный опыт. Вот почему иногда и происходят коллизии вроде той, которой была я свидетельницей. Маленькая девочка, сидя за общим столом, объединившим как раз четыре поколения, вдруг спрашивает с жестокой прямотой, свойственной лишь детям: - Папа, а зачем тебе бабушка, почему старенькая бабуля еще живет? Все застыли, онемели от бестактного вопроса и незнания, как на него отвечать. Наконец, нашлась «молодая бабушка»: - Старенькая бабушка – мама твоего папы. И папа ее очень любит и желает ей здоровья, оттого бабушка и живет. - А ты свою маму, значит, не любила и не желала ей здоровья? Это тот самый момент, про который говорят: хоть стой, хоть падай. Все стали отчитывать девочку за такие вопросы, которые ей вечно приходят в голову. Но мысль эта засела гвоздем: зачем папе его бабушка, а дедушке его мама? Мы же твердим, что смысл человеческого бытия в пользе, которую мы приносим людям. А какая польза от того, кто и себя-то обслужить толком не в состоянии? Только берет, уже никому и нечего не отдавая? 2. Нарисуйте собирательный портрет современных бабушки и дедушки. Каковы их средний возраст, внешний вид, образование, кругозор, увлечение, круг интересов? Какова их роль в семье? Вынесите свой портрет на обсуждение одноклассников. Найдите свой способ сделать жизнь стариков счастливее. Вывод: дедушки и бабушки, живущие в наших семьях, не дают угаснуть в душе людей теплу благодарности, поддерживают способность к самопожертвованию, культивируют снисходительность и терпимость. В малышах заключено наше будущее, то есть то, что останется, а в стариках – то, что уже ушло: наше собственное детство, юность. Человек с большой охотой жертвует сегодняшними интересами ради грядущих достижений, нежели оплачивает пережитые радости. Это одна причина сложных отношений с пожилыми родственниками. Другая причина состоит в том, что, становясь немощными, старики сохраняют свои претензии на решающее мнение и авторитет в делах семьи. Это непростая ситуация. Выйти из нее с достоинством могут лишь рассудительные и доброжелательные люди. Несмотря на перечисленные факторы, большой удачей для взрослых и детей можно считать проживание рядом с ними бабушек и дедушек, чей жизненный опыт незаменим в решении обыденных и нестандартных жизненных вопросов, чьи моральная поддержка и совет помогают преодолеть встречающиеся на пути невзгоды. Мы должны интересоваться жизнью своих близких родственников, как не знать, кем были, о чем мечтали, с чем и за что боролись и сражались наши деды и прадеды. Просмотр видеофильма «Не опоздайте…» Обсуждение фильма. В чем смысл фильма? Что хотел автор донести? Что вы поняли из фильма? Вывод: если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно, ваши мамы, папы, дедушки и бабушки, родные и близкие вам люди – семья. Это наши бабушки и дедушки. Так будем помнить про них всегда. Посмотреть на себя, словно со стороны поможет следующее задание. Задание №4. Составьте модель отношений современного сына (дочери) с родителями. Воспользуйтесь перечисленными ниже характеристиками. Дополните проектируемую модель своими наблюдениями. Современные дети: прислушиваются к советам родителей; настаивают на своем; участвуют в домашнем труде; все свободное время проводят с друзьями; полностью отдаются своему хобби; интересуются профессиональными делами своих родителей; стремятся проводить с родителями свободное время; делятся секретами с близкими; принимают ответственные решения, обсудив их со старшими членами семьи; считают, что родители мыслят несовременно; во всем полагаются только на себя. Осознанию выводов об основах здоровой семьи способствует знакомство с притчей Сары Патриции Джон « Белый платок». Прямо на тротуаре, рядом с автобусной остановкой, уставившись в землю, сидел одинокий мужчина. Некоторые прохожие оглядывались на него. Мужчина не обращал ни на кого внимания, погрузившись в глубокие размышления. Он снова и снова вспоминал всю свою прошлую жизнь. Более двадцати лет назад он родился и рос в маленьком красном кирпичном домике на соседней улице. Этот дом, быть может, уже разрушен. Но, возможно, фиалки еще остались на прежнем месте. И еще он помнил качели, которые ему когда-то смастерил отец. И дорогу вдоль огорода, по которой он учился ездить на велосипеде. Родители многие месяцы копили деньги, чтобы купить этот велосипед. Спустя десять лет велосипед сменил мопед. Юноша все реже показывался дома. Он хорошо зарабатывал, и у него появилось много друзей, а родители вдруг стали совсем старомодными. На дискотеках было намного веселее, чем с ними. Мужчина невольно передернул плечами. Воспоминания об этом периоде жизни он хотел бы перечеркнуть или хотя бы спрятать как можно дальше, по крайней мере, мысли о том дне, когда маленькие долги выросли в гору долгов, и он поехал за деньгами к родителям. Мать сразу же захлопотала вокруг него, накормила, а отец смотрел на сына такими радостными и любящими глазами, что сын не смог огорчить их просьбой о деньгах. Он знал, где у отца лежат деньги, и поэтому, когда родители на мгновение вышли из комнаты, он просто взял нужную сумму и ушел. С этого дня юноша больше не видел своих родителей. После такого поступка ему уже не хватало мужества вернуться домой и посмотреть в глаза родным. Он уехал в другой город, безостановочно переезжая с места на место. Отец и мать ничего не знали о дальнейшей судьбе своего сына. Он много думал о них по ночам. Иногда, когда луна рисовала причудливые фигуры, мечтал: « Когда-нибудь поеду домой, к родителям. Если вообще они еще живы… и хотят меня видеть. Мужчина устроился на работу в большом городе, но покоя не находил. Какая-то неизвестная, неудержимая сила тянула его домой, ион не мог ей сопротивляться. На каждом шагу что-то напоминало ему о маленьком кирпичном домике, о клумбе с фиалками. Решение вернуться домой, наконец, созрело, но поскольку денег на дорогу почти не было, большую часть пути пришлось идти пешком или ехать на попутном транспорте. Ему оставалось совсем немного, всего каких-то тридцать километров, когда его охватило сомнение. Какое он вообще имеет право войти в родительский дом? Узнают ли в нем – в опустившемся человеке – своего сына, которого так любили и который так жестоко обманул своих родителей? Мужчина купил немного еды и сел под дерево, где остался до конца дня. Письмо, опущенное вечером в почтовый ящик, было коротко, хотя писал он его несколько часов. Заканчивалось оно словами: « Я знаю, глупо думать, что вы меня вообще хотите видеть. Но вам решать. Рано утром в четверг я буду на нашей улице. Коль вы согласны встретиться со мной повесьте на окно моей бывшей комнаты белый платок. Если он будет там висеть – войду, если нет – помашу рукой на прощание старому дому и отправлюсь дальше в другие места». И вот настал четверг. Улица была прямо за углом. Вдруг мужчина перестал торопиться, сел прямо на тротуар и уставился на камни, лежащие под его ногами… Но вечно оттягивать решительный момент нельзя. Может быть, родители уже переселились в другое место? Если на окне не будет белого платка, он зайдет к соседям, спросит у них о родителях и уйдет. Зажмурившись, мужчина стоял несколько минут под деревом, затем, глубоко вздохнув, медленно открыл глаза. Он посмотрел на другой конец улицы, да так и застыл от удивления… Когда лучи солнца осветили дом, это не был больше аленький красный домик. Он был похож на снежный дворец, весь увешанный белыми покрывалами. На каждом окне виднелись белые простыни, занавески, новые платки… Дом сиял в лучах восходящего солнца. Мужчина заплакал. Сердце его трепетало. Он подошел к крыльцу – дверь была распахнута. Вопрос к учащимся. 1. Почему в родительском доме всегда ждут своих детей? Задание №5. «Творческая деятельность». Класс был заранее разделен на 3 группы, каждой группе было дано задание приготовить презентациюна тему «Здоровая семья». В каждой презентации учащиеся должны были отразить свои представления о главных семейных ценностях, правилах взаимоотношений родителей и детей, старших членов семьи и младших. Просмотр презентаций «Здоровая семья». Вывод: здоровая семья отличается глубокой духовной связью, существующей между ее членами. Она проявляется в естественной, а не в принужденной потребности время от времени общаться друг с другом, интересоваться тем, что происходит в жизни каждого ее члена. Настоящую человеческую семью можно назвать кратко: кровное содружество, что выражается во внутренней готовности каждого разделить с близкими будни, горе и радость. Вопросы к учащимся. 1. Какие ценности являются главными в современной семье? 2. Необходимо ли знать историю своей семьи? Почему? 3. Что вы сегодня для себя вынесли из сегодняшнего мероприятия? Круг «От сердца к сердцу». Просмотр видеоролика «Хорошие дети». Взявшись за руки, все учащиеся по очереди читают строки стихотворения. Читатель благородный, Здорова ль ваша вся родня? Позвольте: может быть, угодно Теперь узнать вам от меня, Что значит именно родные. Родные люди, вот, какие: Мы их обязаны ласкать, Любить, душевно уважать И, по обычаю народа, О рождестве их навещать Или по почте поздравлять, Чтоб остальное время года Не думали о нас они… Итак, дай бог им долгих дней! | |
Просмотров: 3156 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|